Буклет на тему: Нарушение произношения звука «Р» в детской речи. Ротацизм.

Упражнения для дыхания

«День рождения» Покажи, как ты будешь задувать свечи на торте. «Лошадки фыркают» Сначала расслабь губы, а теперь сильно на них подуй, чтобы получился звук, похожий на фырканье лошадки. «Останови лошадку» А теперь, набрав побольше воздуха, с силой выдуй его. Должен получиться звук: прррррр. «Буря» Улыбнись, просунь тонкий язык между зубами. Сильно выдувай воздух, заставляя вибрировать губы и язык. «Ураган» Установи язык «лопаткой», с силой подуй на кончик языка.



Стих на букву «Р»:

«Верочка с Егоркой»
У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор.

Выполнила:
Смольникова
Анна Федоровна,
Психолог-Логопед

Таран ауданы ‰кімдігініS «Балд‰урен» мемлекеттіK
коммуналдыK KазыналдыK к‰сіпорыны















Государственное коммунальное казеннное предприятие «Балдаурен» акимата Тарановского района


Нарушение произношения звука «Р» в детской речи.
Ротацизм.


Тобол, 2015 год
Тобыл, 2015 жыл

Описание нарушения
Нарушение произношения звука «Р» в детской речи называется ротацизмом. Чтобы тщательно отработать звук, необходимо, прежде всего, поставить звук. Ребенок должен четко понимать сам механизм произнесения этого звука: а именно, в каком положении при произношении должны находиться зубы, губы, как действует язык, как должен при этом звуке звучать голос. После постановки звука «Р» требуется его закрепление. При повторении слов, фраз со звуком «Р» необходимо добиваться полной чистоты звука.

Следует двигаться от простого к более сложному: отработка слогов, слов, затем фраз и предложений. Звук «Р» очень сложен, поэтому для его постановки необходима подготовительная работа. Она включает в себя несколько этапов: артикуляционную гимнастику, работу над силой воздушной струи, постановку звука, развитие фонематического слуха. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо изо дня в день трудиться. Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для губ и языка.

Упражнения для губ
«Улыбка» Покажи, какой ты сегодня веселый и радостный. Растяни губы в улыбке. «Заборчик» Раскрой губы и покажи сомкнутые зубы. Вот какой заборчик!


Упражнения для языка:
«Грибок» - Язык подними высоко к небу, продержи, считая про себя до 10, растягивая подъязычную уздечку «Лошадка» - Открой рот, подними язык к небу и щелкни им. Цоканье языком, медленно тянуть подъязычную уздечку. «Маляр» - Открой рот, языком «Покрась» твердое нёбо. «Качели» - Высунь узкий язык, тяни его попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай. «Пароход гудит» - Хорошенько улыбнись («лягушка»), зубами зажми кончик языка, произнеси звук «Ы». «Лопатка» Открой рот и положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Вот какая лопатка! Полезно чередовать упражнения «Чашечки» и «лопаты». «Печем блинчики» Покажи между зубами тонкий распластанный язык. Язык должен быть тоненький, как блинчик. «Вкусные блинчики» Покажи, какие вкусные были блинчики. Оближи верхнюю и нижнюю губу широким языком. «Почистим зубы» После еды обязательно нужно чистить зубы. Открой рот, растяни губы в улыбке. Почисти верхние зубы широким кончиком языка сначала с внутренней, а затем с внешней стороны. «Чашечка» Открой широко рот и покажи языком чашечку.


Рисунок 1Логопедические занятия с детьми дошкольного возрастаРисунок 4Артикуляционная гимнастика - на бэби.руРисунок 10Как попасть в логопедическую группуџђ Заголовок 1џђ Заголовок 2џђ Заголовок 3џђ Заголовок 4џђ Заголовок 5џђ Заголовок 6џђ Заголовок 7џђ Заголовок 8џђ Заголовок 915