Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш].


Конспект индивидуального  логопедического занятия
по автоматизации звука [Ш].
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
 - уточнить представления о звуке [ш];
  - упражнять в согласовании существительных с числительными;
- закрепить навыки правильного произношения звука [ш] в словах, предложениях;
Коррекционно – развивающие:
  - развивать артикуляционную и мелкую моторику;
 - развивать чувство ритма, слуховое внимание, память;
Коррекционно – воспитательные:
 - формировать положительную мотивацию на занятии.
Демонстрационный материал: презентация.
Ход занятия
Организационный момент.
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Артикуляционная гимнастика:
- Жила-была девочка Маша. Домик у нее красивый, с большими окошками.(упражнение «Окошко») Сегодня Маша печет блины (упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»),сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.).  Чай горячий, Маша дует на него (упражнение «Фокус» - поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кусочек ватки, лежащий на кончике  носа, во время дутья он должен улететь вверх.). Хорошо и весело стало Маше, взяла она гармошку и стала играть (упражнение «Гармошка» - раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз. Язык не должен отрываться от нёба.). Выглянуло солнышко, и Маша прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш…
О каком звуке мы будем говорить? Правильно, о звуке [Ш]
Характеристика звука:
 - Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш.
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
 - Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук Ш – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук Ш – глухой.
Посмотри, на с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей – то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои мультфильма Маша и Мишка. Давай вместе четко произнесем их имена Мишшшка, Машшша . Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [ш])
Здесь написано: «Ждем тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём». Маша с Мишкой в гости в лес нас приглашают, поиграть там предлагают.
- Пойдем в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
 На полянке дом найдём. (Слайд 1)
Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. (Слайд 2)
- Мишка и Маша узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [ш]. Какой любимый звук у Маши и Миши? Произнеси его - шшшш Произнесение слогов со звуком ШЛогопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Посмотри какой сундучок я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Ребенок обнаруживает стеклянные камешки.
Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Мишки. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:
ша-шу-ши           ашка-ушка-ишка       
ши-ша-шу       ишка-ашка-ушка        
шу-ши-ша           ушка-ишка-ашкаМолодец! У тебя хорошо получается.
Автоматизация звука [ш] в словах.
Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. (слайд 3)Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши.(слайд 4) Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?
- У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль,). - У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки).
Молодец, помог Мише и Маше разложить вещи. Повтори за мной: шуба, шапка.
Автоматизация звука [ш] в предложении.
Навели в избушке порядок, теперь можно и отдохнуть. Давай расскажем стишок для Мишки (слайд 4). Послушай и повтори за мной:
Шапка да шубка –
    Вот наш Мишутка.
А сейчас давай сделаем пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием):
Наша Маша варила кашу.Кашу сварила, малышей кормила:Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала.Он много шалил.Свою тарелку разбил.
Упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными (слайд 5)
- Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?
У Маши 6 шишек. Послушай и повтори. Молодец.
III. Итог занятия.
- О каком звуке мы с тобой сегодня говорили?
-Тебе было интересно в нашем путешествии к Маше и Мише?
- Молодец, ты хорошо занимался. Спасибо за занятие.