Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] (подготовительная группа)
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л]
(подготовительная группа)
Цель: автоматизация звука [л] в словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно - развивающие:
- закреплять звук в самостоятельном произношении (в слогах, в словах и в предложениях);
- совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;
- развивать логическое мышление;
- продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять наличие и место заданного звука в словах);
коррекционно - образовательные:
- активизировать словарный запас на данный звук по теме «Дикие животные»;
- продолжать обучать умению отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно;
- упражнять в употреблении слов – антонимов;
- упражнять в согласовании числительных с существительными.
коррекционно - воспитательные:
- воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность в работе;
- формировать навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркало; «сухой бассейн»; символы – карточки для артикуляционной гимнастики; игрушки: Колобок, зайчик, лиса, волк, медвежонок, улитка; картинки: волк, лось, белка, слон; картинки: для упражнения со словами - антонимамиХод занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие в сказочный лес, однако, мы с тобой пойдем не одни. Ты сейчас узнаешь, с кем. Давай замесим тесто, поиграем пальчиками в «сухом бассейне». (Игра в «сухом бассейне»)
Месим, месим тесто.
Есть в печи место.
Рученьки на правый бок,
рученьки на левый бок,
Получился … (закрой глазки) Колобок!
Какой симпатичный Колобок у тебя получился. Он останется с нами на занятии, и будет учиться всему, чему учишься ты.
II. Сообщение темы и цели занятия
Колобок еще маленький, недавно научился произносить звук [Л], так же, как и ты. Давайте учиться вместе. Проходим к зеркалу.
III. Основная часть
Артикуляционная гимнастика
- Сейчас ты будешь делать артикуляционную гимнастику вместе с Колобком, а я рассказывать вам сказку. Мне будет нужна помощь твоего языка и губ. Давай, попробуем.
(Упражнения «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Индюк»). При выполнении упражнений показываются символы – карточки.
- Молодец! А сейчас Колобок приглашает нас в путешествие в лес. Пойдем?
2. Автоматизация звука в словах. Встреча с лисой Лушей.
Логопед: Кто это там? Это лисичка Луша. Повтори, как ее зовут. Хитрая лисичка любит давать всем хитрые задания.
Игра «Поймай звук»
Логопед: Определение наличия и места звука в словах. Посмотри на картинки, которые расположены на панно.
Выбери из них те, в названии которых есть звук [Л]. (дети выбирают 4 картинки: волк, белка, лось и слон)
Определи место звука [Л] в этих словах: в начале, середине или в конце слова.
Игра «Доскажи словечко»
А сейчас, используя эти картинки, закончи предложения и повтори их полностью.
В дупле делает себе запасы пушистая … (белка).
Ломая кусты, идет по лесу большой …. (лось).
Длинный хобот есть у … (слона).
Зимой в лесу ищет себе добычу голодный … (волк).
Логопед: Посмотри! Вот идет злой волк Злюка. Давай превратим его в доброго. Сейчас я буду произносить слова, а ты скажешь наоборот.
Игра «Наоборот»
Грустный –
Темный –
Черный –
Сытый –
Худой –
Старый –
Логопед: Теперь волк стал добрым.
Встреча с зайкой Лапушкой.
Посмотрим, куда зовет нас Колобок. (Логопед катит Колобка в нужную сторону) Посмотри-ка, кто это сидит? (Зайчик) Это зайка Лапушка. Повтори, как зовут зайку. Он какой-то грустный. Что же случилось? (ребенок спрашивает, почему зайка плачет) Ему не с кем поиграть. Давай поиграем с ним, поднимем ему настроение. Лапушка предлагает сыграть в игру, которая называется «Повтори».
Игра «Повтори» (физминутка)
Логопед: Я буду показывать и называть то, что я делаю, а ты повторяй мои действия, и скажи, что ты сделал.
Логопед: Ребенок:
Я встаю. Я встал.
Я ставлю стул. Я поставил стул.
Я поднимаю руку. Я поднял руку.
Я прыгаю. Я прыгал.
Я сажусь на стул. Я сел на стул.
Я беру ручку. Я взял ручку.
Я пишу. Я писал.
Логопед: Колобок хочет нас познакомить с медвежонком Сластеной. Пошли за ним.
Игра «Сладкая малинка»
Логопед: Больше всего медвежонок любит сладкую малину. Давай поможем ему посчитать сколько же он съел малины.
Одна сладкая малина
Две сладкие малины
Три сладкие малины
Четыре сладкие малины
Пять сладких малин
Игра «Что можно сделать из малины?»
Логопед: Давай расскажем медвежонку, что можно сделать из малины.
(Малиновое варенье, малиновый сок, малиновое повидло, малиновый компот)
Логопед: Колобок показывает нам под куст. Кого он там увидел? Посмотри там улитка Уля.
Игра «Слоговая гимнастика»
Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).
ал- ол ял -ел ал-ол-ул-илол- ул ел-юл ул- ил-ал-олул -ил юл-ёл ил-ул-ол-алТы молодец, справился со всеми заданиями, давай вспомним кого мы встретили в лесу.
Итог занятия.
Кого мы встретили в лесу?
Как зовут наших друзей, которых мы встретили в лесу?
Какой звук ты сегодня учился произносить?
Я думаю, что Колобку понравилось, как ты произносил звук [Л]. Он и тебя послушал, и сам поучился. За хорошую работу он хочет преподнести тебе подарок, вот эту раскраску, чтобы ты вспоминал о нашей совместной прогулке в лес.