Методический материал по теме: Отражение картины мира эпохи Просвещения в русской культуре XVIII века.
Отражение картины мира эпохи Просвещения в русской культуре XVIII века.
XVIII век характеризуется как эпоха Просвещения. В эпоху Просвещения развивается несколько стилей: рококо (с использованием форм барокко, но без трагизма), классицизм в стиле абсолютизма, просветительский реализм, сентиментализм и романтизм. Этот период в истории России – период абсолютной монархии, которая играла активную роль в социально-экономической, политической, культурной жизни государства. Расширялось феодальное землевладение, утвердилось крепостное право, внедрялись выгодные для господствующего класса реформы, шли войны. Абсолютизм пытался регламентировать общественную и личную жизнь подданных, диктуя условия выбора даже одежды и формы причесок.
В этот период истории решения крестьянского вопроса не возможно было отделить от решения вопроса о политическом устройстве. А путь к решению – в революции против самодержавия. В XVIII веке церковь полностью подчинена государственной власти, лишена земельных владений. Светская идея и культура заполонила общество. Наука поднялась против церкви.
Ученый Ломоносов пишет «размышления о божьем величие», но строки из «Вечернего размышления...»:
Открылась бездна звезд полна:
Звездам числа нет, бездне дна...
свидетельствует о его размышлении относительно большого количества миров. Он близко подошел к идее молекулярного строения химических соединений, открыл «закон сохранения материи», открыл атмосферу на Венере. Именно Ломоносов поднимает вопрос о роли народа в исторических событиях. В понятие «народ» ученый впервые включает в себя не только дворянство, шляхту, но и всю народную массу, то есть крестьянство. По его мнению эпоха Просвещения должна способствовать сохранению и развитию народного образования, высшее образование должно быть доступным для крестьян. Возросли требования и к личности царя, в это время мы встречаемся с понятием «просвещенный монарх». Появляется идея воспитания новых поколений, способных установить справедливые взаимоотношения между крестьянами и помещиками под властью «просвещенного монарха».
Под влиянием идей Просвещения Западной Европы в России возникают масонские ложи, кружки. Прослеживается подъем культуры, развитие театра, книгопечатания, кругозор расширяется, что вызывает острую потребность в обмене мнениями, в совместных занятиях наукой, литературой, этическими проблемами.
Возникают светские школы, создана попытка организовать государственную систему народного образования, разработанная в теории и применена на практике светское образование и воспитание детей. В Московском университете впервые в истории русской школы сложился круг прогрессивно настроенных ученых, которые вели упорную борьбу за передовую науку и методику преподавания с бюрократическим руководством, с вмешательством Синода, с реакционной частью профессуры. Московский университет не имел традиционного для европейских университетов богословского факультета.
В архитектуре развивается классицизм и барокко. Для классицизма характерно соблюдение четкой симметрии, одни формы, которые повторяются. Архитектура, как и мировоззрение людей на мир, освободилась от религиозности, но о полной свободе в этом понимании говорить было преждевременно. Государство требовало от зодчих выразить в архитектуре силу, величие Российской империи, прославить царя, вознести хвалу богу. Опираясь на богатое архитектурное наследство своего отечества и на практику и теорию мировой архитектуры архитекторы достигли значительных результатов в массовом гражданском строительстве, создали великолепные здания, заложили основы новой русской архитектурной школы. Ярким примером архитектурного искусства является Меншикова башня (автор И.П.Зарудный). Она символизирует победу русского оружия в Северной войне, свидетельствует о богатстве и могуществе, которое получил человек из «простого» народа на службе у царя, она напоминала высоко поднятый к небу триумфальный столб. Меншикова башня на 3 метра была выше башни Ивана Великого. Молния сбила высокий шпиль с архангелом Гавриилом наверху и верхний ярус. Современный вид Меншикова башня приобрела в конце XVIII века. Нижняя часть церкви больше похожа на сооружение дворцового типа. Особенно усиливают это впечатление балконы над портиками, декоративная скульптура снаружи и внутри здания, гирлянды цветов и плодов, которые изготовлены из белого камня.
Продолжает развиваться высотность, ярусность. Это касается не только внешнего вида зданий, но и имеет отношение к их внутреннему пространству, которое мы видим от пола до купола. Эти приемы создают настроение торжества, подъема. Новое в архитектуре – применение скульптуры для отделки зданий. Возникает необходимость в разработке типовых проектов жилых и общественных зданий, городских ансамблей, загородных дворцов, которые огорожены заборами.
Одним из выдающихся произведений русского классицизма в архитектуре является Невские ворота Петропавловской крепости (1786-1787 гг., автор Н.А.Львов). Ворота выходят на Неву. Их объемные массивные формы прекрасно гармонируют с мощной крепостной стеной, они не теряются, когда смотришь с противоположного берега реки на крепость. Архитектор Н.Ф.Казаков в 1796-1801 гг. создает Галицинскую больницу в Москве. Для нее характерны строгие классические формы, связь с окружающей местностью (фасады боковых корпусов стоят на линии застройки улицы, главный корпус сочетается с зеленью парка, который спускается к Москве - реке). Гармоничную завершенность зданию придает центральный купол, который предоставляет больницы спокойную завершенность и величие. Казаков беспокоился не только о внешности здания, но и важное внимание обращал на интерьер. Тщательно разработанные внутренние помещения, которые размещены вдоль центральных коридоров. Здание и сейчас используется как больница. В стиле барокко прослеживается эмоционально приподнятый характер, использование в качестве средств выражения бурных чувств контрастов, преувеличений, перспективных и иллюзионистских эффектов. Для этого стиля характерна связь с окружающей местностью, с ландшафтом. Полная победа светской жизни: дворцы, триумфальные арки, театральные дома. Во время строительства церквей исчезает аскетизм, оторванность от жизни.
Произошли изменения и в развитии скульптуры и живописи. В России работали известные иностранцы такие как К.Б.Растрелли. Его скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» пышная и торжественная. Основное внимание обращается на тщательную обработку деталей. Одежда императрицы пышна и тяжела. Все – от прически до подола платье украшено драгоценностями. И хотя мы говорим, что скульптура принадлежит к стилю барокко (вычурный стиль), все же она способствует раскрытию характера образа императрицы, дает ей правдивую характеристику. Невероятно богатая одежда контрастирует с бедным духовным миром императрицы. Массивная фигура императрицы тяжело давит на зрителя, и глаза отдыхают только на живой фигуре арапчонка с эмблемой императорской власти - державой в руках. Императрица Анна – олицетворяет свое время, период «бироновщиной» (одна из темных страниц российской истории, и наиболее темное пятно на ней – императрица Анна). Величественная, жестокая, своевольная она уничтожала талантливых людей, у нее не дрогнула рука, отдавая приказ палачу о наказании художников Никитиных. Скульптура Растрелли ярко описана историком В.А.Ключевским: «Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе... она привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».
Гуманистическое направление ярко проявляется в портретах. Любая музейная экспозиция XVIII века имеет портреты лиц царской семьи, портреты их фаворитов, чиновников, полководцев, портреты совершенно неизвестных провинциальных помещиков. Портрет становится модой. Так во время осмотра портрета неизвестного (скульптор Ф.И.Шубин) мы замечаем, что автор вдохновенно работал над его изготовлением, так как эта личность была близкой по характеру автору. Взгляд неизвестного направлен вдаль, немного в сторону от зрителя. Он словно избегает полной откровенности. Губы плотно сжаты, их уголки чуть опущены скептически или презрительно. Кажется, что этот человек имеет твердые и благородные, благородные убеждения. В литературе появляется главный герой, для которого важна не знатность происхождения рода или божье вмешательство, а его личные черты которые и определяют будущую судьбу. Возникает интерес к внутреннему миру человека, утверждается поставленная ценность человека. Портрет становится главным средством передачи внутренних переживаний человека и в живописи. Если рассмотреть творчество живописца Ивана Никитина, то не возможно не сказать о портрет «Напольного гетмана». Перед нами гетман действующих полевых войск. Образ гетмана целостный, это простой человек, мужественная, решительная и смелая. Он стоит перед зрителем не в большом парике, в одежде придворного или в стилизованных доспехах – гетман покоряет своим внутренним достоинством и обаянием сильной личности. Никитин позволил почувствовать долгая и суровая жизнь мужчины, которое сформировало эту личность.
Художник Д.Г.Левицкий в 1773-1774 гг. создает портрет Дидро, который был написан во время путешествия философа в Россию. Во время пребывания в России Дидро был тщательно изолирован от общения с передовыми русскими деятелями, от наблюдения за российским жизнью. Но труды Дидро были хорошо известными в России, помогали формированию антикрепостнических тенденций в российском общественном мнении. Именно поэтому Левицкий подчеркивает именно эти свойства личности Дидро – мыслителя, ученого, пропагандиста своих идей. Дидро не погружен в себя – он как бы обращается к невидимому собеседнику, доносит до него свои идеи. Дидро одет в халат, голова без головного убора. Подчеркнуто высокий лоб и взгляд мыслителя. Сам Дидро признавал, что это один из лучших его портретов.
Таким образом, картина мира эпохи Просвещения в русской культуре XVIII века имеет свои особенности:
- преобладает стиль классицизма, который отражает абсолютизм;
- светская идея и культура постепенно заполоняет общество;
- человек становится интересным для изучения, ее окружает бесконечное количество миров;
- сочетается западноевропейские идеи с традициями национального достояния;
- архитектура связана с окружающей средой (с природой и ландшафтом), царит строгая симметрия, используются одни и те же формы, которые периодически повторяются;
- гуманистическое направление в развитии скульптуры и живописи, интерес к внутреннему миру человека.
Учитель истории ДОШ №101 Горилко С.А.