Формирование лексики при автоматизации звука (Ш) у детей дошкольного возраста
Формирование лексики при автоматизации звука (Ш) у детей дошкольного возраста
Н.В.Наумова, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад №15, г. Красновишерск
Научный руководитель: Л.Р.Лизунова, к.п.н. доцент кафедры логопедии ПГПУ
Речевое развитие детей занимает одно из центральных мест, так как дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. Статистика показывает, что в старших и подготовительных к школе группах отклонения в речевом развитии имеют от 40% до 60% дошкольников. До 50% дети с ОНР и 35% ФФН. Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс усвоения слов. В методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа. Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место и является актуальной. Исследователи (А.П.Иваненко, М.М.Конина, В.И.Яшина) считают, что словарная работа помогает обогатить, закрепить и автоматизировать словарный запас. Развитие словаря тесно связано, с одной стороны с развитием мышления и других психических процессов, с другой стороны с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения. А.Р.Лурия считает, что четкая предметная отнесенность слова возникает позднее и является продуктом развития. Взрослые мыслят словами, а дети вещами, предметами (К.И.Чуковский).
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное образовательное и практическое значение. Уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, структуры значения слова – одно из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом. Формирование лексики обеспечивает основу для развития связной речи, коммуникативных умений детей. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи.
Формирование лексики проводится по следующим направлениям:
Расширение объема словаря проходит параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием психических процессов;
уточнение значений слов;
работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
формирование семантических полей по различным признакам;
формирование мелодики и ритма
Номинативная лексика нарабатывается с помощью технических средств и печатных картинок (словах с ударными – ШАПКА…, безударными КАША…, стечением согласных ШКАФ… в слоге). Задания в картинках вырабатывают позитивный эмоциональный настрой, интерес, мотивацию к занятию. Одновременно упражняем в делении слов на слоги
ИГРА «Подбери рифму».
Картинки делим на две части. К названию картинки из первой группы подобрать рифму из второй группы картинок.
Подушка – ушко лягушка – брюшко хрюшка - рюшка
Шишка – мишка мошка – кошка лукошко - картошка
Малыши - камыши лягушка – подушка пышка – вышка
Катушка – кукушка мушка – пушка КОШКА – ОКОШКО
Лягушка – хохотушка катушка – кадушка кувшинка - пушинка
Вариант 2 Картинки располагаются парами. Название первой рифмуется с названием второй картинки в уменьшительной форме.
Картинка картинка рифма
Мишка муравей муравьишка
Мешок лопух лопушок
Кувшинка камыш камышинка
Мышка малыш малышка
Вариант3. Получи рифму. « Скажи много». Предлагаются картинки.
Картинка картинка рифма
Пушка лягушка пушки – лягушки
Подушка кукушка подушки – лягушки
Пышка вышка пышки – вышки
Мушка опушка мушки – опушки
Карандаш малыш карандаши – малыши
Игра « Четвертый лишний». Проговори и объясни.
Предлагаются картинки со звуком (ш).
Шайба, шина, мышонок, шахматы.
Кувшин, чашка, ложка, камыш.
Кошка, мышка, лягушка, подушка.
Шляпа, шапка, ушанка, шуба.
Игра «Измени слово»
Назови картинку так, чтобы появился звук (ш)
Дом домишко заяц зайчишка
Хлеб хлебушко рыба рыбешка
Петух петушок воробей воробышек
Солнце солнышко корова коровушка
Гнездо гнездышко горох горошек
Игра «Много чего?»
Логопед называет единственное число предмета, ребенок должен назвать множественное и наоборот.
Один много чего?
Картинка слово картинка слово
Шапка шапок мышата мышат
Кувшин кувшинов петушок петушков
Шкаф шкафов мешок мешков
Машина машин лукошко лукошек
Шмель шмелей избушка избушек
Вишня вишен чашка чашек
Игра «Сколько» Согласовываем числительные с существительными (одна шапка, 2, 3, 4, 5 шапок…).
Игра «Ответь Шеру на звонок». Формирование лексики признаков.
Логопед показывает на картинке предмет (например, носки) и говорит: «Носки из шерсти. Какие? Шерстяные. У кошки – повадки, лапки, ушки чьи? Кошачьи (мышки – мышиные, лягушки – лягушачьи).
Игра «Где это находится?». Отрабатываем понятия: право, лево, верх, низ, середина…, а также предлоги: над, под, в, из, перед, за… Задаем вопросы типа: «Где на рисунке кукушка? За шкафом, перед шкафом, у…).Игра « Исправь дедушку Шера»
Мышка гоняется за кошкой или кошка гоняется за мышкой.
Пышка ест малышку или малышка ест пышку.
Лукошко лежит в шишках или шишки лежат в лукошке.
При автоматизации звука (Ш) отрабатывается омонимичная лексика номинативного состава, соответствующая их возрастной лексике. Ребенку предлагаются слова одинаково звучащие, но имеющие разное значение. Омонимичная лексика позволяет сделать такие мыслительные операции как сравнение, сопоставление, т.к. в каждом омониме есть сходство, характеризующее все слова омонимичного ряда.
Игра « Угадай, кто мы такие и найди сходство?» Что вы видите на картинке? Объясните.
Шишка (ель, сосна, кедр, пихта, на голове)
Иголка (швейная, шприц, еж, елка). Ершик (рыба, предмет для чистки изделий)
Мушка (собака, кошка, рыболовная снасть ,насекомое, ружье, родинка)
Петрушка (кукла, растение). Крышка (люк, унитаз, машина).
Мышка (животное, компьютерная).
Вышка (смотровая, нефтяная, телевизионная).
Макушка (гора, голова, дерево, времена года).
Кошка (животное, приспособление для поднятия по столбу).
Важным этапом работы является формирование мелодики речи.
Формируя мелодику речи, учим детей воспринимать красоту русской речи.
Начинаем работу с чистоговорок и переходим на стихи, песни. Поем, читаем, слушаем. Этим формируем любовь к родному языку.
Все эти виды работ позволяют автоматизировать звук расширить словарный запас дошкольника.
Литература
А.С.Волкова, С.Н.Шаховская. Логопедия, М., 1999.
А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии, М.,1973.
О.Ю.Филимонова. Развитие словаря работа дошкольников в играх, изд., «Детство – Пресс» 2007.
Ю.К.школьник, Логопедия, М., Изд-во Эксмо, 2006