Педагогический совет Развитие уровня педагогического мастерства через развитие общения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«РАЗВИТИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ».

Когда-то давным-давно школа возникла вовсе не ради развития ребенка и не ради удовлетворения его потребности в саморазвитии. Нет, у школы были совершенно иные и достаточно жесткие задачи: подготовить максимальное количество "полезных" для общества людей. Функционально обученных, функционально грамотных. И это было, если угодно, условием элементарного выживания общества в условиях, когда его экономический потенциал был еще чрезвычайно низок. И в тех условиях концепция "общественного долга" была понятна и очевидна. "Отдать долг" обществу значило направить свои способности на удовлетворение тех или иных общественных потребностей.
Но шли годы, сменялись столетия. И уже стало понемногу формироваться совершенно новое понимание смысла и задач школы. Начинает оформляться не функциональная, а гуманистическая концепция развития человека.
Последнее десятилетие вся педагогическая общественность живет в ситуации реформирования системы образования страны. За этот период утвердились основные положения государственной политики в области образования. Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе Национальной доктрине образования РФ определены цели воспитания и обучения как единого процесса.
Социальный заказ на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в других важнейших документах – Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Государственной программе патриотического воспитания граждан России. Одним из основных механизмов реализации целей и задач этих документов стала Программа развития воспитания в системе образования России.
В педагогической литературе последних лет опубликован ряд авторских концепций, программ, научно – методических подходов в области воспитания, которые успешно реализуются на практике. Известны и представляют интерес Программа воспитания школьников Щурковой (основание программы: педагогический взгляд на воспитание с позиции культуры), Бондаревской (ключевая идея концепции – личностно – ориентированный подход в воспитании), Зимней (Концепция воспитания как процесса формирования отношений человека к миру), Селевко (Концепция самовоспитания), работы Новиковой и Селивановой, посвященные созданию и развитию разнообразных типов воспитательных систем. Сегодня широко известен опыт системного подхода в организации воспитания московских школ под руководством Караковского, Ямбурга, Богуславского.
О создании эффективных систем воспитательной работы по праву может говорить и Липецкая школа. Игровая педагогика С.А.Шмакова, педагогика поддержки О.Газмана, личностно-ориентированное воспитание, основанное на его глубокой психологизации, О.Казанского по- прежнему не утратили своей актуальности.
В настоящее время образовательное учреждение, обращаясь к имеющемуся опыту наших ученых, вправе выбрать свои методы воспитания, создать свои подходы к моделированию воспитывающей деятельности, отличающейся системностью, эффективностью, обеспечивающей качество образования.
Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение великой державы, разрушение общества социальной устойчивости – все это породило массу проблем. И серьезные проблемы, встающие на пути современного воспитания, идут не из школы, а в школу. Среди наиболее явных, которые существуют и нашей школе, можно назвать следующие:
Отчуждение детей от родителей.
Юношеская безработица.
Негативные последствия быстрого имущественного расслоения.
Снижение у значительной части населения культурных запросов.
Рост индивидуалистических настроений, снижение роли и значения коллектива.
Мощное наступление негативных, агрессивных телевизионных передач и так называемых литературных произведений.
Снижение социально-экономической, психологической и информационной защищенности педагогов приводит к снижению педагогической активности.
Привлекательность мгновенного обогащения без длительной учебы, работы, накопления.
Динамический век заменяет и лишает многих детей двигательной активности, что способствует снижению здоровья.
В связи с введением новой формы проведения экзамена значительная часть педагогов вынуждена будет перейти от развивающего, творческого, эмоционально-окрашенного обучения к натаскиванию, заучиванию тестов и ответов на них.
Досуг и его формы не отражают интересов и потребностей детей.
Дети не воспитаны в духе уважения к природе, к своей родине, к старикам.
Неуклонно снижается в молодежной среде ценность образования.
Недостаточная подготовка родителей не обеспечивает в нужной мере успешное воспитание.
Усиление психологического дискомфорта приводит к повышению нервозности детей.
Наркотики, алкоголь, никотин.
Терроризм и преступность.
Всеобщее снижение качества мыслей, речи, культуры.
При наличии этих и многих других проблем, существующих в нашем обществе и в современной школе приходится выполнять свой долг, свою работу, реализовывать свои творческие способности работникам педагогической сферы, в том числе и нашему коллективу.
Управление воспитанием осуществляется в школе через основные виды управленческой деятельности: анализ, целеполагание, планирование, организацию, контроль и регулирование. Макаренко говорил о том, что если у педколлектива нет единого плана работы, единого подхода, то, следовательно, нет педколлектива и не может быть никакого воспитательного процесса. Конечно, можно спорить о необходимом количестве мероприятий с учащимися в течение месяца по тому или иному направлению, об организации экскурсий, походов театры и в кино, посещение выставок, проведении КТД, часов общения классных часов. Большинство из нас, наверное, скажут, что дело прежде всего в мастерстве организации и самого мероприятия, и процесса его подготовки с позиций решения воспитательных задач и создания воспитывающих ситуаций.
«Человек воспитывается посредством дел, а не посредством болтовни», - сказал кто-то мудрый.
Можно много говорить и рассуждать о воспитании, однако только деятельность – важнейшее средство и источник развития личности человека. Первоочередная задача работников школ – создание условий для организации воспитывающей деятельности, реализации творческих способностей и возможностей учащихся на основе их потребностей, интересов, ожиданий, возрастных особенностей и закономерностей личного становления.
Виды и формы деятельности, как известно, подразделяются на познавательные, творческие, трудовые, художественные, спортивно-оздоровительные. Всем нам хорошо известны многие средства организации воспитывающей деятельности – это развитие школьного дополнительного образования, т.е. создание кружков, факультативов, спортивных секций, клубов разных профилей, удовлетворяющих различные интересы школьников.
Конечно, говорить о том, что в нашей школе имеются все необходимые условия для организации деятельности учащихся, не приходится. В первую очередь, школа испытывает недостаток в наличии кадров воспитывающей деятельности: педагогов дополнительного образования, вожатых, а также средств, необходимых для оплаты труда. Оставляет желать лучшего и материальная база кружков и секций. Тем не менее неоспоримым является то, что педагоги школы должны максимально и эффективно использовать имеющиеся возможности.
Что является показателем эффективно организованной деятельности? Наверное, в первую очередь представляемая ребенку возможность самореализации, постоянное ощущение того, что в школе что-то интересное происходит и он имеет к этому отношение, психологический комфорт и причастность к большому школьному коллективу каждого ученика. Ряд опрошенных детей говорят, что неприятности, которые у них возникают, исходят от классного руководителя или учителя-предметника. Классный руководитель, учитель-предметник – контролер за дисциплиной, но никак не помощник в трудном и старший товарищ.
Конечно, это серьезный сигнал для размышления администрации школы, анализа своей работы и работы такого важного объекта управления, которым являются педагогические кадры. Одной их главных управленческих задач является создание таких условий деятельности кадров, обеспечение такого уровня мотивации, который предполагает медленное, но верное движение в сторону творческого, мастерского отношения учителя к своей работе.
Речь идет о причастности педагогов к тем процессам, которые в школах происходят. Умение принимать активное участие в жизни школы, в ее развитии, обеспечивая эффективное функционирование всех школьных подсистем вне зависимости от степени личной добросовестности отдельного учителя или классного руководителя. «Директор является главным системообразующим компонентом воспитательной системы», – мнение Караковского, директора московской школы.
Иммануил Кант когда-то сказал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать». Если эти два занятия так трудны порознь, то можно представить, как вдвойне сложно их соединение.
Управление воспитанием – процесс в настоящее время до конца не изученный, слишком многоаспектный, как говорит нам современная научная педагогическая литература. Вопросы стратегии и тактики организации внутришкольного управления ВП, проблемы ее совершенствования будут постоянно возникать и привлекать внимание как ученых, так и практиков, тем более что требования к школьному воспитанию сегодня существенно изменились и ориентируют школы осуществлять его на качественно новом уровне, более высоком.
Педагогическая деятельность непрерывно связана с творчеством, мастерством, не терпит рутинности и косности, застоя и принудительности. Носителем прогрессивной технологии преподавания может быть только такой учитель, который сам каждодневно совершенствуется, изучает педагогический опыт, служит примером высоконравственного, культурного человека. Он должен уметь прогнозировать свои действия, внедрять в практику все ценное, передовое накопленное поколениями педагогов-новаторов, достойно готовить подрастающее поколение.
Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доведенное до совершенства педагогическая умелость, доступная каждому педагогу, если он овладел системой важнейших обучающих и воспитательных умений и навыков, достижениями в области педагогического опыта, имеет высокую, соответствующую духу времени теоретическую и практическую подготовку. Не менее важна система отшлифованных методов и приемов применения психолого-педагогической теории посредством педагогической техники, комплекса специфических профессионально-педагогических качеств на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Для поднятия уровня педагогического мастерства нужна активная воспитывающая среда. Ее критерии:
Создание условий для повышения квалификации, стимулирование профессионального самосовершенствования педагогов.
Создание условий и поддержка педагогического творчества.
Стимулирование творческой деятельности учителей и учащихся.
Поддержка ученической самодеятельности и самоуправления.
Оценка деятельности педагогов и учащихся носит не разрушающий, поддерживающий характер.
Управление строится на анализе проблем школы.
Учителя выступают с педагогической инициативой, участвуют в разнообразных школьных делах.
В коллективе постоянно и охотно обсуждаются профессиональные проблемы.
Хорошо поставлена работа по обмену опытом.
При появлении профессиональных затруднений учитель может рассчитывать на квалифицированную помощь коллег и администрации.
Педагогический коллектив принимает участие во всех этапах управления школой.
Участие и успехи педагогов в профессиональных конкурсах.

Для поднятия уровня педагогического мастерства необходимы определенные условия, их залогом в немаловажной степени является создание положительного психологического климата. Критерии:
Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплоченность.
Гордость от работы в данной школе и в данном коллективе.
Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.
Значимость школьных традиций.
Конфликты в школе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.
Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед школой и способы их решения.
Уважение коллектива к руководителям.
В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.
Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.
Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
Представители коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью.
Демократический стиль управления.
Положительная эмоциональная среда в образовательном процессе.
Широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, подготовка к урокам.

«Делай правильно то, что делаешь и правильно делай то, что нужно», писал Ян Каменский. Не последнее место в деятельности и в развитии уровня педагогического мастерства играет общение, которое невидимой нитью соединяет все перечисленные выше критерии. Общение – одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. Тесное общение учащихся и педагогов – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмен духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта и знаний.




Далее выступление психолога.








Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615