«Портрет» выпускника начальной школы с точки зрения информационной грамотности и ИКТ компетентности согласно ФГОС НОО.


Новикова Виктория Валерьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская школа № 1»
Красногвардейского района
Республики Крым
«Портрет» выпускника начальной школы с точки зрения информационной грамотности и ИКТ компетентности согласно ФГОС НОО.
Контрольная работа 1
Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования и обеспечение образовательного процесса.
Обучение информатике в начальной школе направлено на формирование у младших школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. 
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
В результате изучения информатики на начальном уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные источники информации;
- назначение основных устройств ПК;
- правила безопасности поведения и гигиены при работе с ПК;
- виды информации по способу восприятия: звуковой, зрительный, тактильный, обонятельный и вкусовой;
- виды информации по способу представления: текстовой, числовой, графический, табличный;
- способы хранения, обработки и передачи информации на большие расстояния в закодированном виде;
- основные источники информации – человек, окружающий мир, книги.
- представление информации с помощью различных знаков ( букв, цифр, знаков припенания и др.);
- данные – это закодированная информация;
Уметь :
- пользоваться различными информационными технологиями ( телефон, компьютер, электронный учебник и др.);
- пользоваться инструметом при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
- работать с текстами  на экране компьютера;
- фиксировать собранную информацию в виде списка и таблицы и упорядочивать короткие списки по алфавиту;
- находить и обрабатывать нужную информацию в разных источниках (книги, энциклопедии, словари, электронная книга и др);
- находить, выделять, объединять объект с заданными свойствами;
- составлять устные, письменные описания предметов, картинок, объектов;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
- выполнять задания по инструкции;
- определять цель, осуществлять выбор варианта деятельности, самоконтроль;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы;
- создавать проекты, презентации и демонстрировать их перед небольшой аудиторией;
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
Использование информационно-коммуникативных технологий на всех ступенях образования – это большой «шаг вперед» в области образования. С помощью ИКТ обучение становиться более эффективным и более качественным. Так же у учащихся есть возможность получать знания самостоятельно, что тоже не мало важно для человека. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения;
2. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);
3. Базисный учебный план;
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
5. «Примерные программы начального общего образования»;
6. Авторская программа по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.