Формирование УУД с использованием проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства


Формирование УУД с использованием проблемных ситуаций на уроках изобразительного искусства
Знания только тогда знания, когда они приобретаются
усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.
Л.Н.Толстой
Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом.
В свете требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня предполагают овладение не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий, определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.
В более узком значении это понятие разработчики ФГОС определяют как совокупность способов действий учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений, включая организацию этого процесса.
Итак, умение учиться -это умение использовать «набор» универсальных
учебных действий.
В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на
формирование УУД через разные виды художественной деятельности:
1 Рисование с натуры
2 Рисование на темы
3 Декоративно –прикладная деятельность
4 Наблюдение за окружающим миром
Для формирования универсальных учебных действий на уроках изобрази- тельного искусства можно выделить несколько этапов:
- вводно-мотивационный этап
Для мотивации обучающихся на изучение материала по изобразительному искусству можно создавать проблемные ситуации. На этом этапе ученики должны осознать какова основная учебная задача предстоящей работы (используется технология проблемного обучения)
- открытие новых знаний
На данном этапе я использую обучающие приёмы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной
потребности школьников.
- формализация знаний
Главное на этом этапе -организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение нового материала.
- обобщение и систематизация
На этом этапе применяю приемы, которые приводят знания в систему.
Формирование УУД на уроках изобразительного искусства
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
-Различать изобразительные возможности разных художественных материалов; основные виды и жанры изобразительного искусства.
-Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.
-Выполнять рисунок по собственному замыслу.
-Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.
-Оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Познавательные:
Одним из ведущих подходов при изучении изобразительного искусства является проблемно-диалогическое обучение. На таких уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, познавательная мотивация.
Регулятивные:
Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Наилучший метод организации учебной работы школьников – совместное планирование, осуществление и оценивание самостоятельной работы. На каждом занятии ребенок создаёт свой творческий продукт. Он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале, придумывает название, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям; работать индивидуально, в паре или коллективно. Выражать своё отношение к результатам творческой деятельности. Участвовать в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства; рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.