Формирование социальных навыков у обучающихся начальной школы.
ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат».
«Формирование социальных навыков
у обучающихся начальной школы».
Формирование социально – психологического климата в ученическом
коллективе.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата -
это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-
предметников, школьного психолога и администрации. Создание
благоприятного климата является делом не только ответственным, но и
творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования,
умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов
детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического
климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального
состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с
другом.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе
педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Формирование социально – психологического климата в ученическом
коллективе.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата -
это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-
предметников, школьного психолога и администрации. Создание
благоприятного климата является делом не только ответственным, но и
творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования,
умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов
детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического
климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального
состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с
другом.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе
педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
Формирование социально – психологического климата в ученическом
коллективе.
Формирование и совершенствование социально-психологического климата -
это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-
предметников, школьного психолога и администрации. Создание
благоприятного климата является делом не только ответственным, но и
творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования,
умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов
детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического
климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального
состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с
другом.
Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе
педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического клима МАОУ «Омутинская специальная школа«Фо Выполнила учитель
начальных классов
Орешкина Е.А.
2016 г.
У детей, обучающихся в школе Vlll вида, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С.Выготский называл «социальным вывихом».
Главную задачу педагога-дефектолога Л.С.Выготский видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место. А именно, сформировать социальную компетентность выпускника- способность решать проблемы через соорганизацию своих ресурсов (что я знаю, могу, умею) и ресурсов внешней среды (той обстановки, тех условий, в которых нахожусь в данный период жизни.)
Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.
Трудовая и бытовая адаптации выпускников коррекционной школы далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы, неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить с затраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов с членами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизического развития детей, а также с состоянием обучения и воспитания в школе. Поэтому одной из основных задач является формирование социальных навыков учащихся.
Социальная адаптация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию по отношению к нашим детям. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия на учащихся. Специальные коррекционные занятия по социально – бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Огромная роль в формировании социальных компетенций отводится урокам СБО. Работа по формированию социальных навыков у учащихся в нашей школе ведется интегрированно, все уроки и внеклассные мероприятия взаимосвязаны между собой. Воспитательная работа в комплексе с учебной, направлена на достижение желаемых результатов.
В процессе повседневной практической жизни детей мы повторяем, закрепляем и расширяем знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируем имеющиеся умения, формируем у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия. Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учёбе. При проведении мероприятия каждый педагог продумывает его сценарий, учитывая возможности наших учеников, подбираются конкурсы, загадки, интересные игры. Ведь играя, выполняя разнообразные задания, ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга.
В организации воспитательной работы большое место уделяется работе кружков, где дети используют и закрепляют умение и навыки петь, играть и мастерить. Результатом такой деятельности является участие в мероприятиях не только внутри школы, но и на районном, областном и всероссийском уровнях.
Формирование социальных навыков ребенка начинается с момента поступления его в школу. Ведь зачастую приходится иметь дело с такими детьми, которые не имеют элементарных навыков самообслуживания. В этом направлении ведётся большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
-как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
-как правильно застегивать пуговицы, замки на одежде;
-выполнять обязанности дежурного по классу, столовой;
-навыки гигиены и т.д.
Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Так же к основным направлениям работы по социальной адаптации следует отнести воспитательную работу по безопасности жизни. В школе систематически проводятся классные часы по ПДД, ПББ, ЧС, где дети изучают и закрепляют правила поведения на дорогах, правила пожарной безопасности, при чрезвычайных ситуациях.
Во время проведения этических бесед дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах.
Для социальной адаптации учащихся большое значение имеет профессиональное обучение учащихся, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашей школы профессионально- трудовое обучение одно из важнейших условий адаптации в общество.
Социальная среда, в которой придется жить выпускникам специальной школы VIII вида, предъявляет к личности человека с нарушением интеллекта определенные требования, соблюдение которых позволяет ему жить и работать в коллективе, создавать семью. Для успешной социально-бытовой и трудовой адаптации выпускников кроме приобретения определенного круга знаний и умений по общеобразовательным предметам и труду, чрезвычайно важно уметь правильно контактировать с окружающими людьми. Без этого не могут быть налажены взаимоотношения между людьми, их совместная трудовая деятельность. Данная задача решается в ходе всего учебно-воспитательного процесса на протяжении пребывания ребенка в условиях школы. Это становится возможным лишь при реализации ряда принципов коррекционно-развивающего обучения, в первую очередь такого, как комплексный подход, обеспечивающий единство и взаимосвязь обучения, воспитания и всех сторон жизнедеятельности школы. Важен также принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально – бытовых знаний и умений учащихся; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками. Обязательным условием является практическая направленность социально – бытовой ориентировки школьников, вариативность содержания и форм педагогического воздействия на учащихся, учет их индивидуальных и типологических особенностей.
Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Самое главное, чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для детей, вокруг них должна быть создана такая атмосфера, где им будет хорошо, комфортно, уютно, где их будут любить, ценить. Нужно приложить немало усилий, чтобы дети, перешагивая порог школы, чувствовали, что их ждут.
Cписок литературы:
1. Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. М., «Владос», 2010.
2. Матвеева Н. Б., Погостина Е. С. Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2004. № 3.с.47-54.
3. Гладкая В.В. Социально-бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009.№1.с.13-20.