Развивающие психологические игры для дошкольников


РАЗВИВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Мама и детеныш»
Цель: развивать эмпатию, самоконтроль, выразительность движений, речь.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре исполняет роль мамы, другой — детеныша.
Педагог называет животных (семья кошек, обезьян, ворон, собак и т. д.) и действия, которые могут совершать мамы по отношению к детенышам: ласкать, наказывать, спасать их и т. д.Дети обыгрывают действия «мам» и реакцию «детенышей». Затем меняются ролями в парах и игра повторяется.
 «Доктор Айболит»
Цель: развивать воображение, выразительность движений и речь, групповую сплоченность, эмпатию; обучать приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры. Педагог или ребенок исполняют роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьяне, жалеет, лечит ее. После того, как доктор обойдет всех, обезьяны выздоравливают и радуются, что у них ничего не болит.
 «Бабочки и слоны»
Цель: развивать воображение, выразительность движений, коммуникативные навыки.
Ход игры. Педагог предлагает детям превратиться сначала в слонов (дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом), а затем в бабочек (дети легко «порхают» по комнате и общаются).
 «Фантазии»
Цель: развивать воображение, эмпатию, коммуникативные навыки.
Ход игры. Воспитатель исполняет роль журналиста, а дети выступают в роли мам. Журналист просит маму рассказать о своем ребенке: что в нем больше всего нравится и чем она не довольна, какие у него увлечения, и как она к ним относится.
«Хоровод сказочных героев»Цель: развивать выразительность движений, групповую сплоченность, творческие способности.
Ход игры. Дети двигаются по кругу, подражая ребенку, который находится в центре круч а и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по своему желанию или по подсказке воспитателя.
 «Сказочные зайцы»
Цель: развивать коммуникативные навыки, выразительность речи и движений, наблюдательность.
Ход игры. Педагог предлагает детям вспомнить сказки, героями которых являются зайцы («Лиса, заяц и петух», «Заяц-хваста». «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». «Заяц и еж»), и рассказать, какие это зайцы, или изобразить, как они себя ведут, не называя сказки.Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.
 «Встаньте все те, кто...»
Цель: развивать внимание, формировать позитивную «Я-концепцию».
Ход игры. Дети сидят по кругу. Педагог обращается к ним «Встаньте все те, кто....любит бегать;
любит сладкое;
у кого есть сестра», И т. п.
Затем, подводя итоги, воспитатель спрашивает у одного из детей:
Кто в группе любит сладкое?
У кого в группе есть сестра? И т. д.
 «Опиши друга»
Цель: развивать зрительную память, связную речь, эмпатию, групповую сплоченность.
Ход игры. Дети разбиваются по парам.
1-й      вариант: один ребенок смотрит в бинокль и описывает товарища,
2-й      вариант: в течение 2—3 секунд дети смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной и описывают друг друга.
 «Я умею»
Цель: развивать связную речь, активизировать словарь глаголами; формировать позитивную «Я-концепцию».
Ход игры. Дети стоят по кругу и поочередно говорят, что они умеют делать. Каждое умение может быть названо лишь один раз.
 «Фантазеры»
Цель: развивать внимание, образное мышление, групповую сплоченность, цветовосприятие.
Ход игры. Дети двигаются под веселую музыку, изображая клоунов. По сигналу «Стоп!» они останавливаются, а педагог надевает кому-либо из детей шапку фантазера (бумажный колпак) и спрашивает: «Чего на свете не бывает?». Ребенок должен ответить быстро (например, летающей кошки).
Правильно и быстро ответивший ребенок получает медаль.
 «Бусинка»
Цель: развивать зрительную память, внимание, групповую сплоченность, цветовосприятие.
Ход  игры. У детей на головах шапочки с изображением бусинки красного, желтого или зеленого цвета (количество цветов зависит от уровня развития и возраста детей).
Педагог собирает «бусинки на ниточку», ритмично чередуя цвета. Ребенок-водящий смотрит и запоминает порядок расположения «бусинок».
Затем «ниточка» разрывается и «бусинки» приходят в движение. По сигналу ведущего «Стоп!» они останавливаются. Ребенок-водящий должен собрать бусинки на ниточку в том порядке, в каком они были первоначально.
 «Стрелка»
Цель: развивать память, мышление, восприятие, групповую сплоченность, цветовосприятие.
Ход игры. Дети стоят по кругу. У каждого на одежде закреплен цветной кружок (около 5 цветов) — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый.
Ребенок-водящий находится в центре круга и изображает стрелку. Дети хором произносят слова, под которые «стрелка» вращается:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись
И, какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
«Стрелка» останавливается и называет цвет кружочка, на который она указывает (мимикой, пантомимикой), и задает вопросы. Например:
Какие овощи и фрукты оранжевого цвета?
Какие цветы не бывают синего цвета? И т. п.