Развитие универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения иностранному языку


Развитие универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения иностранному языку

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества, в котором единоличное руководство учителя замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития у школьников универсальных учебных действий, овладение которыми создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Учебные действия называются универсальными потому, что носят надпредметный характер и лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Иностранный язык, наряду с другими образовательными предметами, влияет на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивных (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательных (общеучебных, логических, знаково-символических), коммуникативных (формирование компетентности в общении). Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности школьника и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
В документах ФГОС подчёркивается, что становление субъекта учебной деятельности в подростковом возрасте происходит в два этапа.
На первом этапе (11-13 лет, 6-7 классы), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, что открывает возможность самостоятельной постановки учащимися новых учебных задач. Развитие рефлексии требует организации ситуаций развития учебного типа. Учебный тип ситуации развития характеризуется тем, что подросток в учебном взаимодействии занимает позицию учителя, что обеспечивает переход от субъекта учебных действий к субъекту учебной деятельности и выход на самостоятельную постановку учебных целей.
На втором этапе (13-15 лет, 8-9 и 10 классы) происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Условием развития способности к проектированию своей учебной деятельности является организация ситуаций развития учебно-проектного типа. Учебно-проектный тип ситуации развития создаёт возможности перехода подростка в различные социокультурные позиции и опробования ролей учителя, умельца, консультанта, эксперта. В ходе подготовки и реализации учебно-исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта; овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества.
Становится очевидным, что проектирование образовательной среды требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской.
Готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению ИЯ и развитием универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия по мнению ведущих ученых являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую, нравственную и социальную ориентацию школьника.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в основной школе приоритетное внимание уделяется формированию:
 основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
 основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
 готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Применительно к учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью автор современных УМК по английскому языку З.Н.Никитенко выделяет следующие виды личностных действий:
1) действия в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции);
2) действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется. Ученику нужно помочь задуматься над вопросом, какое значение и какой смысл имеет для него осваиваемая деятельность на уроке иностранного языка и учение, стимулировать поиски ответа на этот вопрос. Школьник должен видеть смысл, в том, что он делает на уроке иностранного языка: ради чего (зачем) он говорит, читает, слушает, пишет на иностранном языке;
3) действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор – оценка того, что ученик слышит, читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание), исходя из нравственных ценностей – социальных и личностных.
Поэтому в обучении иностранному языку необходима организация как предметности учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Необходимым условием также является специально организованная рефлексия учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности.
Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации, - это стратегия мотивации учения.
На уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности по предмету могут использоваться типовые задания, стимулирующие как моральное мышление, так и моральное поведение. Например:
- открытые дискуссии и решение актуальных и значимых для учащихся моральных дилемм по темам, затрагивающим взаимоотношения людей, правила и нормы жизни сообщества;
- создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что приводит к принятию новой позиции;
- участие всех участников в создании правил на изучаемом иностранном языке, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки;
- развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции партнёра по общению или деятельности. При этом важны умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий по иностранному языку приоритетное внимание уделяется:
- умение точно выражать свои мысли на иностранном языке в соответствии с задачами и условиями общения: владение монологической и диалогической формами иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами иностранного языка.
- планированию учебного сотрудничества со сверстниками и учителем сверстниками на уроке иностранного языка;
- постановке вопросов разного рода и в процессе освоения языковых средств общения и деятельности иноязычного общения при аудировании, говорении, чтении и письме, а также постановке вопросов в условиях инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации для выполнения проектной работы;
- управлению поведением партнёра по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция и оценка его речевых действий;
Коммуникативные действия, связанные с планированием, постановкой вопросов и управлением поведения партнёра по общению формируются в совместной работе учащихся рамках парной и групповой формы работы.
Осмыслить учебные действия помогает ученику групповая работа над проектом, когда школьники распределяют роли и обязанности и планируют совместную деятельность с учителем и сверстниками. Любая работа (не только проектная) в группе даёт ученикам эмоциональную поддержку, особенно робким и неуверенным в себе детям, происходит практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
Совместная деятельность развивает коммуникативные универсальные действия, если создаётся благоприятная для иноязычного общения атмосфера поддержки и заинтересованности. В таких условиях осуществляется  практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной иноязычной компетентности, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью:
- действия целеполагания – постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё неизвестно и предстоит освоить.
- действия планирования – определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата – способности использовать ИЯ как средство общения; умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность. Такие действия формируются через выполнение заданий на составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы и пр.) как при работе над текстом по аудированию, так и чтению, а также составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания.
- действия прогнозирования – вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении, а также предвосхищение результатов своей деятельности по овладению иностранным языком и уровня своих умений. Действия прогнозирования формируются через выполнение заданий: «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь», «Прочитай последний параграф рассказа и догадайся, что произошло с главным героем».
- действие контроля – сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом-эталоном с целью выявления отклонений от образца, то есть умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие и понимание оценки педагога и сверстников. Эти действия формируются с помощью выполнения различных контрольных заданий, в том числе и тестового характера.
- действие коррекции – внесение необходимых корректив в свои действия речепорождения и речевосприятия в случае расхождения заданного эталона-образца и его результата, реального речевого действия, то есть умение видеть ошибку и исправлять её.
- действия оценки/самооценки – осознание учеником того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке, на каком уровне он находится и чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы пользоваться иностранным языком как инструментом общения и познания.
- действия саморегуляции – умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей, для преодоления неудач или когда что-то не получается с первого раза при устном и письменном общении на иностранном яззыке, преодолевать импульсивность и непроизвольность. Действия саморегуляции формируются через выполнение заданий, когда нужно действовать в соответствии с заданной целью, когда нужно действовать самостоятельно, следуя образцу и заданному правилу, когда даётся установка на поиск способов решения коммуникативных и познавательных задач, когда школьники учатся взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующим действиям:
- действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане (немцы, французы и др.), чтобы построить условное предложение?».
- действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением языка и поиском иноязычной информации с помощью компьютера;
- действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания на иностранном языке;
- действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения;
- действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению иностранным языком, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
- действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Работа с аутентичным устным и письменным текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Знаково-символические действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования. Это происходит, например, когда модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка (например, пространственно-графическая модель речевого образца – утверждение преобразуется в модель речевого образца – общий вопрос) или когда наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач общения.
В учебниках по иностранному языку широко используется графическая символика, схемы для освоения грамматической структуры речевых образцов, проведения различного вида анализа слов.
Логические универсальные действия при овладении школьниками иностранным языком могут быть связаны:
– с анализом объектов усвоения (языковых и речевых) разного уровня, например, грамматических структур с целью выделения признаков, существенных для понимания условий их употребления в иноязычной речи;
– с синтезом, то есть составлением целого из частей – самостоятельным достраиванием предложения или текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);
– с выбором оснований и критериев для сравнения и классификации объектов (например, когда ученик выписывает в разные столбики: существительное – глагол; глагол – наречие и т.д.);
– с самостоятельным выведением правил построения иноязычной речи;
– с установлением причинно-следственных связей при аудировании и чтении текста;
– с доказательством своей точки зрения;
– с выдвижением гипотез и их обоснованием, когда, например, ориентируясь на заголовок текста, ученики выдвигают предположения, о чём пойдет речь в тексте.
Постановка и решение проблемы предполагает действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера и её самостоятельному решению. Для формирования такого рода действий необходимо использовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность при овладении иностранным языком как средством общения.