Презентация к мастер-классу Работа с фразеологизмами в начальной школе
Мастер-класс«Работа над фразеологизмами в начальной школе»Учитель начальных классов МКОУ Бобровская СОШ №2Мачнева Людмила Альбертовна
Ни свет ни заряСломя головуДержать ушки на макушкеРаботать засучив рукаваБить баклушиНавострить уши
?
Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмовв школе?Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного вниманияШкольники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речиНаблюдается снижение культуры речи, засилие вульгаризмов, жаргона во многих сферах общенияВажнейшей педагогической задачей является возрождение живого русского языка, обогащение его фразеологизмами, повышение культуры речи
Приём «Круги по воде»
Наши достижения
КластерОт англ. cluster - «гроздь», «скопление», совокупность однотипных объектов.
Кластер «Откуда берутся фразеологизмы?»Исконно русскиеСматывать удочкиНамылить шеюИз литературных произведенийВорона в павлиньих перьяхГолый корольИз разных профессийСгущать краскиХод конёмИз мифов и легендНить АриадныДамоклов мечИз старославянского языкаКак зеницу окаНе от мира сегоИсторическиеКак Мамай прошёлПерейти РубиконПублицистическиеГазетная уткаЖёлтая пресса
Прием «Предъявление контробраза»Светлая головаМурашки по спинеРеветь в три ручья
Прием «Предъявление контробраза»
Приём «Ассоциации»С чем у вас ассоциируются эти рисунки? Составьте словосочетания. Какие из них имеют прямое, а какие – переносное значение?
Приём «Заменяйка»:Змей Горыныч унёс царевну далеко.Змей Горыныч унёс царевну за тридевять земель.Оля покраснела сильно.Оля покраснела до корней волос.Вика не выучила урок и сидела за партой очень беспокойно.Вика не выучила урок и сидела за партой как на иголках.
Приём «Узнавайка»Брать быка за рогаСесть в калошуКот в мешкеДело в шляпе
Приём «Экспертиза»Как две капли молокаКак две капли водыГде щуки зимуютГде раки зимуютДуша ушла в коленкиДуша ушла в пятки
Приём «Незаконченное предложение»… до Киева доведётЯзык до Киева доведётКомар … не подточитКомар носа не подточит… ушла из-под ногЗемля ушла из-под ног
Приём «Светофор»Без царя в головеСветлая головаЗолотые рукиВрёт как сивый меринНи рыба ни мясоНи горячо ни холодно
Приём «Соответствия»Поминай как звалиКуры не клюютТьма кромешнаяГлядеть в обаХоть пруд прудиНи зги не видноИ след простылДержать ухо востро
Приём «Плюс-минус»В двух шагахХоть пруд прудиЗасучив рукаваВзять себя в рукиС гулькин носЗа тридевять земельУпасть духомСпустя рукава++++----
Приём «Пантомима»
Приём «А наше мнение такое…»Расскажите об одном дне из вашей школьной жизни, используя фразеологизмыВстать с левой ногиБежать со всех ногВзять себя в рукиСветлая головаПовесить носПудрить мозгиБить баклушиТянуть лямкуВавилонское столпотворениеА воз и ныне тамТридцать три несчастьяМанна небеснаяСкрепя сердцеНа вес золотаНа всех парахКуда глаза глядят
Приём «Синквейн»(от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет форму короткого стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.Пример синквейна на тему «Фразеологизм»Фразеологизм. Яркий, жизненный.Описывает, выражает, окрашивает.Помогает выразить мысль ярче.Образ.
Приём «Банка знаний»
Назовите любимый фразеологизм учителейЧто ответят ученики?А что думают по этому поводу родители?Приём «Интервью»