«Особенности эмоциональных проявлений у дошкольников в двигательной деятельности»


«Особенности эмоциональных проявлений у дошкольников в двигательной деятельности»
Эмоциональные проявления имеют большое значение в деятельности ребенка дошкольного возраста и в его поведении. От них зависит адекватность выстраивания личностью своего взаимодействия с окружающим пространством. А от того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы зависит и развитие самой личности.
Эмоциональные проявления мы можем наблюдать в речи и мимике, позе и движениях; они влияют на избирательность действия и поступков человека в отношении других людей.
Сведения, необходимые для удовлетворения той или иной потребности, являются причинами появления эмоций, а если точнее, то их избыток или недостаток. Сила потребности и величина дефицита информации обуславливают степень эмоционального напряжения, и ребенок дошкольного возраста в привычной для себя ситуации выстраивает свое поведение на основе своего прошлого опыта действования в подобных событиях.
Эмоциональные проявления зависят от гендерной принадлежности ребенка. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различны и наблюдаются эти различия уже с трехлетнего возраста (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман). Мальчиков в большей степени интересует техническая сторона окружающей действительности, подвижные игры, игры военной тематики и в супергероев. В деятельности мальчики предпочитают соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения.
Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Иры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением.
Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличает яркость и избирательность, однако констатируется кратковременность эмоционального реагирования. Девочки в эмоционально насыщенной деятельности демонстрируют резкое нарастание общей активности, повышение эмоционального тонуса коры головного мозга. То есть проявляется как бы готовность мозга ответить на возможную неприятность: все структуры мозга готовы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.
Эмоциональное напряжение у мальчиков обычно снижается достаточно быстро и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний.
Особое значение на физкультурных занятиях имеют невербальные средства выражения эмоций, которые тесно связаны с выразительностью мимики и жестов. При этом ребенку необходимо сочетать и координировать двигательные действия с переживаемыми им чувствами. Формирование невербальных средств выражения эмоций происходит в следующей последовательности:
— проявляя эмоции различного вида, ребенок управляет мышцами неосознанно;
— двигательные действия начинают идентифицироваться со словами и ощущениями;
— ребенок начинает понимать способы использования движений и мимики для выражения эмоций и применяет их осознанно.
В процессе обучения детей двигательным действиям можно наблюдать как изменяется их эмоциональное состояние, их эмоциональные проявления. В самом начале обучения ребенок испытывает неуверенность в себе, пытается у взрослого найти поддержку своим действиям, а иной раз даже избегает выполнения физических упражнений. Ребенок демонстрирует пассивно-оборонительную реакцию, которая вызывается страхом, а эмоциональные проявления при этом играют защитную роль.
Физическое состояние ребенка оказывается под влиянием эмоционального: наблюдается повышенный тонус мышц и малая амплитуда движений. Реакция ребенка на слова зачастую неадекватна, а эффективность усвоения двигательного материала достигается при физической помощи со стороны педагога в виде страховки.
Дальнейшее обучение способствует получению ребенком информации о технике двигательного действия и его многократному повторению, в результате чего выравнивается эмоциональное состояние ребенка. Он начинает опираться на имеющийся у него двигательный опыт, его реакция на расширенный диапазон внешних сигналов улучшается, следовательно, для обучения целесообразным становится использование более разнообразных средств обучения.
Выделенные особенности позволяют говорить о том, что на занятиях физическими упражнениями важно обеспечивать детям устойчивое положительное эмоциональное состояние, так как оно способствует максимальной активности воспитанников. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей является первичным и способствует развитию интеллектуальной и волевой сфер личности. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять развитие эмоциональной внешней выразительности у детей и регулировать данный процесс согласно теории выразительности движений. Выразительные движения рассматриваются как «внешняя форма существования или проявления эмоций вовне через мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию» (С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина).
Таким образом, развитие эмоциональной внешней выразительности позволяет опосредованно влиять на внутренние эмоциональные механизмы ребенка.