Формирование у младших школьников основ умения учиться: мой творческий поиск, методические находки.

Формирование у младших школьников основ умения учиться:
мой творческий поиск, методические находки.

Пасько Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» эти слова, сказанные Э. Тоффлером ещё в прошлом веке, сейчас приобретают еще большую актуальность и значимость. В мире, который динамично развивается, человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Все это направлено на формирование компетентной, высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности. Современное образование должно стать процессом личностного развития ученика.
К сожалению, реальности сегодняшнего дня таковы, что с одной стороны, из года в год учителями отмечается снижение познавательной активности у учащихся. С другой стороны, мы наблюдаем увеличение объёма контролируемых знаний.
«Как сделать так, чтобы на уроках дети не только усваивали учебное содержание: знания и умения, но у них формировалась мотивация к познанию нового, не угасала любознательность, формировалось желание искать новые знания и учиться их применять для своей жизни?» - задавала я себе вопрос.
«Каким я хотела бы видеть идеального ученика на уроке? Какие качества я хотела бы видеть у своих выпускников?» В ответах видела противоречие. Я хочу чтобы они были усидчивыми и внимательными, слушающими и понимающими меня, самостоятельные, имеющие свою точку зрения, а самое главное - умеющие видеть проблему и пути ее решения. Я понимаю, что надо искать такие формы и технологии работы, которые, основываясь на совместной активной деятельности учащихся и учителя, повысили бы роль самостоятельности, стремления «докопаться до истины». Педагогика сотрудничества – ключ к моим вопросам и сомнениям. Заповедь педагогики: «Не с предметом к детям, а вместе с детьми к предмету и к себе», - мой девиз в работе. Поэтому для моих учащихся я стараюсь стать равноправным партнёром по учебному общению, даю свободу ученику в его деятельности.
Какую выбрать учебную программу, УМК? Я апробировала программы «Школа России», «Планета знаний», «Перспективная начальная школа». И вот уже пятый год работаю по программе «Перспективная начальная школа». Она хорошо сочетает в себе инновационность и традиции образования, осуществляет решение задач начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, в неё, положен принцип развивающего обучения и системно-деятельностного подхода, где ученик является субъектом обучения.
Научиться учиться - главный тезис, который лежит в основе УМК «Перспективная начальная школа». Умеющий учиться – это попросту тот, кто самостоятельно может находить способ справиться с затруднением, получить знание, умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, Интернетом, с любым умелым и знающим человеком.  А для ребёнка таким источником является учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.
Деятельностный подход, по моему мнению, на который опирается УМК «Перспективная начальная школа», требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Поэтому учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики: даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.  Я считаю, что  системно-деятельностный подход на моих уроках - вектор развития проблемного обучения.                                        
Проблемное обучение одна из технологий, которая помогает мне обеспечить достижение в комплексе предметных, метапредметных и личностных результатов, включить учащихся в активный познавательный процесс, позволяющий самим искать, пробовать, удивляться и докапываться до истины, а не получать эту истину готовой из уст учителя.
Использование мной проблемного обучения предоставляет учащимся возможность максимально усваивать новый материал на уроке. Дети сами определяют тему, задачи урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила, получая радость открытия. Меня радует то, что ребята сами увлеченно включаются в поисковую и исследовательскую деятельность, это и помогает им овладевать приёмами самостоятельной работы.
Урок – это много или мало? Почему один урок пролетает как минута, а другой тянется вечность? Вывод прост: на одном уроке дети - пассивные слушатели, а на другом – творцы и открыватели нового!
Я думаю, ребёнок начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. На своих уроках я создаю проблемные ситуации с учётом реальных противоречий, значимых для детей, что является мощным источником мотивации познавательной деятельности, активизирует и направляет мышление.
Опыт показывает, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Мне, как учителю, очень важно, чтобы мои учащиеся с радостью и желанием каждый день приходили в школу. Где же выход? Ребят надо увлечь. Приведу примеры из опыта работы, которые часто использую на уроках: сообщение темы с мотивирующим приемом, условно называемым «яркое пятно» или «актуальность», «интригу в коробочке», способную захватить внимание учащихся, помочь им в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы.
Для формирования регулятивных УУД применяю таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал», которая учит соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, также направляет в индивидуальном исследовательском поиске. Другой прием - «Кластеры» - формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке, т.е. создавать рисуночную модель.
Для формирования познавательных УУД применяю метод проектов и исследовательские работы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

· Также для формирования коммуникативных УУД составляю синквейны и организую групповую работу. Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Учит обобщать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления. Работа в группах учит детей слушать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу, правильно выражать свои мысли.
Сейчас очень часто можно слышать, что у школьников плохой почерк. Плохо пишут дети, и это беспокоит не только учителей, но и родителей, да и самих пишущих. Оказывается, научить красиво и быстро писать можно. В этом мнении я ещё раз утвердилась, ознакомившись с методикой В. А. Илюхиной «Письмо с секретом». Это ещё одна из моих методических находок. В чем же секрет методики обучения письма?
Сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует «овал», а методика «Письмо с секретом» предлагает заменить его прямой линией, оставив овалы, в основном, только в верхней части буквы.
Для формирования устойчивого каллиграфического почерка я использую в работе основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы».
Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Важным этапом в обучении письма считается урок знакомства с буквой «и». Она королева письма, её элементы лежат в основе 20 букв. Детям на доске показываю превращение её в другие буквы. Видели бы вы детей в этот момент, настолько они увлечены, сосредоточенны, внимательны и усидчивы в процессе работы. При написании слова предлагаю проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям.
Я считаю, что методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: экономичность обучения, быстрота периода обучения, положительная мотивация в действиях детей и развитие внимания, памяти.
А когда приходит успех, дети, ведомые желанием научиться писать красиво, отрабатывают навык правильного письма. И я уверена в том, что красивый правильный почерк ведёт к грамотному письму.
Используя технологию проблемного обучения, я наблюдаю, как формируется личность ученика. Дети учатся изобретать, творить, исследовать. Результаты показывают, что происходит рост формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений. Путем диагностики выясняю, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.
Анализ процесса и результатов учебной деятельности учащихся (на основе наблюдения, анализа их продуктов деятельности, самооценки и оценки универсальных учебных действий и т.д.) говорит о том, что большая часть детей способна самостоятельно поставить проблему, предложить способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат: «Ура! Сам докопался до истины! Сам (или в сотрудничестве с ребятами и учителем) открыл для себя новое знание и понял, как его буду использовать!» А это есть мой главный методический результат!
Высокие, стабильные результаты качества знаний моих учеников, умение находить верное решение, становление характера, мотивов, ценностей – это результаты использования современных технологий и методических приемов.
Сегодня очень трудно представить свою работу без использования информационных технологий, да и сами дети зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети Интернета. В рамках реализации программы модернизации системы общего образования мой кабинет оснащен современным оборудованием, которое позволяет мне сделать процесс обучения ярче, информативнее и увлекательнее. Его применение способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, а также позволяет активизировать познавательную мотивацию младших школьников к исследовательской и проектной деятельности и более широко применять педагогические технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания.
Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и к этому стремлюсь. Я хочу, чтобы на выходе из начальной школы мои выпускники представляли собой:
- успешных людей;
- коммуникативно-грамотных;
- владеющих информационными технологиями;
- обладающих навыками исследовательской деятельности;
- социально адаптированных;
- осознающих свое «я» и свое место в мире;
- креативных;
- самостоятельно и критически мыслящих;
- способных работать в команде;
- обладающих высокой степенью толерантности;
- патриотов.
Это все актуально в свете Новых образовательных стандартов.
Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.
Проанализировав свои результаты за прошлые годы, я вижу, что нахожусь на правильном пути использования развивающих технологий. Мой творческий поиск, методические находки направлены на формирование у младших школьников основ умения учиться.
Я с радостью делюсь с коллегами своими новыми «открытиями», принимаю участие в конференциях, семинарах. О перспективности распространения опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги.

Используемые источники.
 Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2012
Тепищина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средства активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 2003.-№ 2
Харитонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - №4.-с.43-47.
Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя. Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49.










13PAGE \* MERGEFORMAT14615






15