Доклад на методическом объединении учителей-предметников
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 29 VIII вида г. Усть- Лабинска Краснодарского края
Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании школьников.
Подготовила : Прокопьева С.Н.
2016 г.
Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др.
В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. М. И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, даёт его определение, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: "Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» .В наш век, когда мир находится на грани экологической катастрофы, стала жизненной необходимостью проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека. Необходимость формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природе обусловлено реалиями сегодняшнего дня.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: учитель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
Интегрированный подход в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза межпредметных связей ( темы о полезных ископаемых по природоведению и биологии), поиску новых форм подготовки(интернет,энциклопедии, участие в проектах) , формирование экологическое сознания, экологическое мышления, экологической деятельности, экологических знаний и умений (использование метапредметных связей).
Благодаря интегрированному подходу решаются задачи:
Развитие творчества, мышления, воображения, внимания.
Воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой.
Установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом и детьми;
Формирование у школьников гуманного отношения к природе; понимание взаимосвязей в природе.
Привлечение детей к посильному для них уходу за растениями и животными.
Формирование динамических представлений о природе.
Пути реализации интегрированного подхода в работе по методу проектов.
Реализация метода проектов осуществляется через поисковую деятельность, наблюдения, игры и труд.
Достижение поставленной цели возможно при использовании приёмов и методов, способствующих мыслительной активности, ведущей ребёнка от анализа к обобщению, от сравнения к классификации, развивающих и корригирующих у школьников любознательность и наблюдательность, формирующих обобщенные представления о явлениях, подводящих к установлению связей между ними. Необходимо развивать представление о познаваемости явлений природы, даже недоступных непосредственному наблюдению.
Учитывая характерные для школьного возраста детей наглядно-образную и наглядно-действенную формы мышления, подобраны и методы развития познавательных способностей.
Технологическая карта
Приемы Методы Формы работы
игра-путешествие;
сюрпризность;
показ;
пояснение;
демонстрация натуральных объектов;
демонстрация изображений объектов;
показ видеофильмов;
интригующее начало;
эффект удивления;
применение народных примет, пословиц, поговорок;
отгадывание загадок;
приёмы релаксации;
психогимнастика;
дыхательная гимнастика;
задание наблюдать;
сравнение;
сопоставление;
противопоставление;
анализ;
синтез;
аналогия;
обобщение;
систематизация;
классификация;
составление описательного рассказа;
постановка логической задачи;
постановка опыта;
постановка эксперимента;
обсуждение результатов;
фиксация наблюдений или результатов в дневниках (календарях);
постановка поисковых задач;
постановка школьников в ситуацию выбора;
обучение трудовым навыкам;
обучение навыкам ухода за растениями, животными;
обучение навыкам гигиены.
Наглядные методы:
Наблюдение:
индивидуальное;
под руководством;
по заданию;
Иллюстративный метод;
показ предметов;
показ способов действий;
использование дидактических пособий;
использование ТСО (аудиозаписей, видеофильмов);
Словесный метод:
рассказ;
беседа;
пояснение;
коллективное чтение художеств. литературы;
заучивание наизусть;
использование малых фольклорных форм;
чтение научно-популярной литературы;
сочинение сказок и рассказов;
придумывание загадок;
Практический метод
упражнение;
составление альбомов по темам
диалектический метод;
метод преднамеренных ошибок;
эксперимент;
моделирование;
конструирование;
изобразительный метод;
составление гербария;
труд.
Занятие:
группой;
подгруппой;
мини-подгруппой;
индивидуальное;
комплексное;
обобщающее;
познавательное;
интегрированное;
прогулка;
целевая прогулка;
экскурсия;
малая экскурсия;
поход (по маршруту, по экологической тропе);
праздник;
викторина;
эстафета,
«уроки доброты»;
ритуалы;
конкурсы;
труд на земле
( участок, цветник, огород);
изготовление поделок:
из природного материала;
из бумаги, картона;
из бросового материала;
рисование на природном материале;
работа с календарём;
работа в лаборатории;
использование диаграмм, схем, моделей;
фиксация наблюдений:
(зарисовка, лепка, аппликация, изготовление гербария);
изготовление плакатов, знаков, картин из природного материала и др.;
связь с другими предметами,работа с родителями.
Учитывая разные интересы, наклонности, способности, психофизиологические особенности детей интегрированный метод проектов позволяет подобрать дифференцированный подход к учащимся .Это обеспечивает индивидуализацию обучения и воспитания и адаптация в социальной сфере .
Принципы, используемые в работе по проекту:
принцип доступности; его практическая реализация вытекает из того, что материал и дидактические игры подбираются согласно достигнутого уровня;
принцип индивидуальной направленности;
принцип личной направленности;
принцип самостоятельной деятельности;
принцип наглядности;
принцип моделирования, позволяющий активнее влиять на процесс усвоения материала за счет создания новой предметной “реальности”, в которой ребёнок является активной стороной действия;
принцип связи теории с практикой;
принцип прочности; так как память человека имеет избирательный характер, то чем интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, а моделирование способствует лучшему закреплению знаний, умений и навыков;
принцип мотивации основывается на поддержании у детей интереса к изучаемому предмету;
принцип проблемности. Находясь в новой ситуации, ребёнок осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы.
В результате младшие и старшие школьники начинают понимать, что объекты и явления природы тесно взаимосвязаны в единое целое, а окружающий мир находится в динамике, постоянно изменяется.
Материальное воплощение результатов интегрированного подхода нашло своё место в
-конкурсах рисунков( времена года, «Моя Родина»)
* По проекту “Красота своими руками”:
- оформление цветника (благоустройство территории школы),- приобретение детьми практических агротехнических навыков.
* еженедельные операции «Уют».
*экскурсии в парк в разное время года,
-наблюдения за природой.