Выпускная квалификационная работа Лингвистические основы изучения частей речи в начальных классах


Выпускная квалификационная работа Шаховой Натальи Алексеевны Учение о частях речи как о разрядах слов является лингвистической основой изучения грамматического строя языка в школе. Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.);б) морфологического (морфологические категории слова); в) синтаксического (синтаксические функции слова). М.В. Ломоносов в “Российской грамматике” (1755 г.) выделил 8 частей речи: имя (собственно имя, прилагательное, числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. А.А. Потебня (1835 – 1891), выделяя части речи, на первое место поставил их семантику и синтаксическую роль. Ф.Ф.Фортунатов (1848 – 1914) последовательно внедрял морфологический принцип; назвал части речи формальными классами. В.В. Виноградов - особая, многостепенная, классификация частей речи, 4 структурно-семантических типа слов: слова-названия + местоимения; служебные (связочные) слова, модальные слова и частицы; междометия. Современные грамматики опираются на учение о частях речи, разработанное В.В. Виноградовым. ВОПРОС О ПОДХОДАХ К КЛАССИФИКАЦИИ СЛОВ ПО ЧАСТЯМ РЕЧИ НЕ ИМЕЕТ ОДНОЗНАЧНОГО РЕШЕНИЯ. Цель данного исследования - рассмотрение лингвистических основ изучения частей речи и их методическое преломление в начальной школе. Задачи исследования:1) рассмотреть принципы классификации и систему частей речи в современном русском языке;2) проанализировать современное содержание работы по изучению частей речи в начальной школе;3) рассмотреть методы и приемы обучения младших школьников частям речи на уроках русского языка;4) провести опытно-практическую проверку эффективности отобранных форм и методов изучения частей речи в начальной школе. Объект исследования:. части речи как лексико-грамматические разряды слов.Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучения опыта работы школьных учителей, организация целенаправленной опытно-практической работы по изучению частей речи в начальной школе. ГЛАВА 1.УЧЕНИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ В РУССКОЙ ГРАММАТИКЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗЛИЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЧАСТИ РЕЧИ : самостоятельные - имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, безлично-предикативные слова (категория состояния); служебные - предлоги, союзы, частицы; модальные слова; междометия ; звукоподражательные слова. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет (в широком смысле этого слова) .Отвечает на вопросы кто? что? (лабиринт, космонавт, молодёжь и др.)В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, могут быть любым членом предложения МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ Имя прилагательное – знаменательная часть речи, обозначающая непроцессуальный признак (т.е. статичный признак, не изменяющийся во времени, пространстве), имеющая несамостоятельные признаки рода, числа и падежа. Отвечают на вопросы какой? чей? В предложение чаще всего выступают в роли определений к подлежащему или дополнениям. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛЯТСЯ НА 3 ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: Качественные- называют признаки предметов по форме, размерам, по вкусу, по цвету, по нравственным качествам и т.д. (например, круглый, плоский, большой, горький, сладкий, красный, добрый, весёлый).Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: положительную, сравнительную и превосходную. Притяжательные - сообщают о том, кому принадлежит тот или иной предмет, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? ( например, Папин пиджак, сестрин портфель, лисья нора, собачья будка ). Относительные - относительные прилагательные называют признаки опосредованно, т.е. через отношение к материалу, из которого изготовлены: ( например, каменный, лисья (шуба), золотой, платиновый). ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ Глагол – часть речи, выражающая значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого. Глаголы можно классифицировать по способности глагола-сказуемого иметь подлежащее (так называемые личные и безличные глаголы) и по способности принимать дополнение (переходные и непереходные глаголы). ГЛАВА 2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ОДНОЙ ИЗ ВЕДУЩИХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КЛАССОВ СЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА :развитие устной и письменной речи учащихся; -обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами; -уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее; -развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета).На какие вопросы отвечает.Как изменяется (или является неизменяемой частью речи).С какой частью речи чаще всего связано в предложении.Каким членом предложения чаще всего является. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В 1 классе у учащихся формируются грамматическое понятия «имя существительное»; умение различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без терминов); умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;Во 2 классе знакомятся с родом имен существительных, употреблением ь в существительных женского рода с шипящими на конце; В 3 классе развивается умение изменять имена существительные по числам, распознавать число;В 4 классе вырабатывается навык правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, -ье, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом, перцем). СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В 1 классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных (без использования термина), учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во 2 классе вводится термин с разъяснением его смысла, изменение имен прилагательных по числам; в 3 классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в 4 классе – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи. СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ГЛАГОЛАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В 1 классе проводится элементарная работа над видом глагола (без термина). Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делает? и что делают?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Во 2 классе важно научить различать вид глагола с помощью вопросов , так как без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам (согласно программе, второклассники только наблюдают за употреблением глаголов в различных временных формах). В 3 классе дети изучают глаголы совершенного вида , которые как известно, имеют формы настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени, глаголы совершенного вида настоящего времени не имеют. Невнимание к виду глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм (пример ошибки: от глагола петь учащиеся образуют настоящее время пою, прошедшее пел, будущее спою вместо буду петь).В 4 классе дети узнают, что распознавание вида необходимо и для того, чтобы определить спряжение глагола (решать – I спряжение, решить – II, отправить – II, отправлять – I и т.п.). ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХБаза исследования - МОУ СОШ № 1 г. Бутурлиновки, 4 «А» класс (учитель высшей квалификационной категории Н.И. Варванцева). Цель исследования состояла в том, чтобы доказать эффективность некоторых форм и приемов работы над именем существительным по программе Т.Г. Рамзаевой. Основным методом проверки знаний, умений и навыков учащихся были письменные контрольные диктанты. Количественный и качественный анализ осуществлялся путём подсчёта реально допущенных ошибок. Результаты выполнения диктантана начальном этапе опытно-практической работы: Количество учащихсякласса Количество учащихся (%), справившихся с диктантом без ошибок Количество учащихся (%),допустивших ошибки впадежных окончанияхимен существительных 25 чел. (100 %) 15 чел. (60 %) 10 чел. (40 %) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯНа доске предложение: Народ создал сказку про волка. Варианты падежных вопросов: -- Сказку про кого? чего?-- Сказку про кого? что? Решение ситуации: подстановка существительного 1 скл. -- Сказка про (кого?) про лису . (В. п.) ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯИз каких произведений эти отрывки?а) «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантенсон.б) В тот час, когда мама накрывала белой скатертью стол, а бабушка резала хлеб к обеду, и произошли эти очень странные, невероятные события. Именно в это время Карик и Валя уже летели высоко над городом…» в) На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом. Вот в этом-то доме и живет Пеппи Длинныйчулок».- Определите падеж выделенных существительных в этих отрывках. Игра «Продолжите ряд слов»-На доске написаны группы слов:1) ст..ричок, св..тлячок, т..жело, пов..р (слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением);2) блу..ка, вере..ка, сосе..ка, холо.. (слова с парными согласными);3) Кири.., утре..ик, ра..вет (слова с удвоенной согласной) и т. д. Учащиеся должны догадаться, по какому принципу подобраны слова, и дописать по 2 слова. Памятка « Ошибка в окончании существительного»Выпиши слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Примени метод подстановки.Шел (по чему?) по площади – 3 скл., Д. п. (по степи).Читали (о чем?) об улице – 1 скл., П. п. (о земле).Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл., П. п. (о коне). Количествоучащихсякласса Количество учащихся (%),справившихся с диктантомбез ошибок Количество учащихся (%),допустивших ошибки впадежных окончанияхимен существительных 25 чел. (100 %) 21 чел. (84 %) 4 чел. (16 %) Проведенная экспериментальная работа показала, что применение предложенной системы заданий:– способствует формированию понятия «часть речи» у младшего школьника;- существенно улучшает уровень и качество знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»;– повышает интерес младших школьников к обучению;– развивает логическое мышление, познавательные и аналитические способности учащихся.