П Р О Г Р А М М А детского объединения декоративно – прикладного искусства «Декорум»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр эстетического воспитания детей»





«Утверждаю»
Директор Центра

__________ В.И. Плечёва

«____» _________ 2011 г.




П Р О Г Р А М М А

детского объединения
декоративно – прикладного искусства
«Декорум»


Возраст детей: 7 – 12 лет
Срок реализации программы: 3 года обучения


Составитель: педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
Струева Ирина Анатольевна

Рецензент: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Чернова Елена Кузьминична





Златоуст
2011
Пояснительная записка

«Декорум» - объединение декоративно-прикладного искусства, появившееся в МОУДОД «Центр эстетического воспитания детей» в 2005 – 2006 учебном году. Здесь занимаются воспитанники младшего и среднего школьного возраста, активно осваивая традиции народного творчества на материале разделов программы:
мозаика
аппликация
работа с природным материалом
работа с разными материалами
конструирование из бумаги
оригами
плетение
коллаж
инкрустация на пенопласте.
Наличие в программе объединения такого количества разделов объясняется тем, что у каждого ребёнка свои интересы, склонности и способности, которые могут проявиться далеко не сразу. Поэтому он должен попробовать свои силы в различных видах деятельности, постепенно выбрав для себя наиболее интересные.
Работа в объединении «Декорум» имеет большие возможности для воспитания и развития личности ребёнка. Занятия в этом творческом коллективе дают детям представления о взаимодействии искусства с жизнью. Привлечение жизненного опыта воспитанников для выражения собственного отношения к окружающей действительности служит источником самостоятельных творческих поисков.
Сама природа декоративно-прикладного искусства своими корнями связана с народным творчеством. Народная культура и декоративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты массовой культурой.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключаются в том, что активное освоение учащимися традиций народного творчества в его главных видах даёт возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности ребёнка.
Творческое восприятие природы, жизни, искусства вооружает детей способностью чувствовать гармонию, создавать её в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношения с людьми, с окружающим миром.

Основная цель программы – развитие мотивации школьников к познанию и творчеству средствами ДПИ, содействие личностному самоопределению обучающихся, их адаптации в жизни, приобщение к здоровому и духовно богатому образу жизни.
Основная цель обусловливает реализацию следующих задач:
Образовательных:
обучение правильному обращению с различными художественными материалами, инструментами и приспособлениями;
обучение основам декоративной композиции;
знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Развивающих:
развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления; умственное и духовное развитие личности ребёнка;
развитие наблюдательности, цветового видения;
развитие мелкой моторики руки;
развитие творческих способностей и задатков каждого ребёнка;
развитие фантазии, воображения;
развитие познавательного интереса.

Воспитательных:
воспитание трудолюбия, усидчивости, ответственности, аккуратности;
воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству, способности видеть и понимать красоту;
воспитание нравственных качеств личности (доброты, отзывчивости, порядочности);
воспитание умения работать коллективно, добиваясь совершенства в работе.

Развитие у детей мотивации к творчеству, воплощённому в деятельности, и осознание себя как человека – творца, привитие коммуникативных навыков служат средством отвлечения от негативного влияния социума, что также обусловливает педагогическую целесообразность данной программы. Поэтому развитие креативности мышления и деятельности детей являются сегодня первостепенными задачами.

В основе программы объединения «Декорум» лежат следующие принципы обучения:
доступности – учебный материал подаётся в доступной для школьников форме;
преемственности – обучение происходит от простого - к сложному; знания, умения, навыки, приобретённые детьми на предыдущей ступени обучения, являются основой для приобретения новых ЗУНов на ступени последующей;
систематичности и последовательности – занятия по данной программе представляют собой трёхгодичный цикл, предусматривающий посещение объединения 2 раза в неделю по 2 часа;
наглядности – учебный процесс строится на обязательном применении педагогом наглядного материала: демонстрации образцов готовых изделий, показа выполнения определённых операций, рассматривания детьми иллюстративного материала, выполнения работы по технологическим картам и др., что значительно повышает эффективность образовательного процесса;
индивидуальности – хотя основной формой организации занятий являются занятия групповые, каждый ребёнок находится в поле зрения педагога, к нему осуществляется индивидуальный подход с учётом его характера, склонностей, психологических особенностей;
связи теории с практикой – каждое занятие предполагает наличие небольшой теоретической части, большее же количество времени отводится на практическое применение полученных знаний, служащих основой для формирования умений и навыков;
результативности – весь творческий процесс нацелен на достижение положительного результата деятельности, на успех.

Основными методами обучения являются
Словесные методы: объяснение (при подготовке к работе, при определении порядка выполнения работы, при знакомстве со свойствами материалов, устройством и назначением инструментов, приёмами и операциями, новыми терминами, - то есть, на всех этапах занятия); рассказ (для сообщения новых знаний с демонстрацией учебных наглядных пособий, помогающих в раскрытии темы); беседа (на этапе приобретения новых знаний и закрепления их путём устного обмена мнениями между педагогом и воспитанниками помогает устанавливать связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью; в начале занятия помогает устанавливать связь с предшествующими занятиями, определять инструменты и материалы, необходимые для работы, последовательность её выполнения; в ходе выполнения практической работы используется для передачи дополнительной информации; после окончания практической работы - для подведения итогов; после проведения экскурсии); инструктаж (объяснение и показ правильных действий – вводный, текущий, заключительный).
Наглядные методы: показ (способов действия: пользования инструментами, материалами); демонстрация (образцов готовых изделий, наглядных пособий. Демонстрируемые объекты должны помогать раскрытию темы, подкреплять словесные формулировки и определения).
Практические методы: упражнения, практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа.

Результативность реализации образовательной программы объединения ДПИ «Декорум» выявляется при помощи методов контроля:
опрос (текущий, фронтальный, индивидуальный);
текущие наблюдения педагога;
анализ результатов деятельности;
самостоятельная работа.

Основная форма обучения – учебное занятие, сочетающее в себе небольшую теоретическую и преобладающую практическую деятельность. На занятиях фронтальная работа сочетается с индивидуальной, групповые формы работы соседствуют с коллективными и индивидуальными.
Кроме того, программой предусмотрены экскурсии на выставочную площадку ЦЭВД и в ВДЦ с последующим обсуждением. Учитывая возрастные особенности воспитанников (младший и средний школьный возраст), необходимо в работу включать игровые моменты, которые обогащают эмоциональную восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, особенно на первом году обучения. Наличие игровой деятельности в ходе учебных занятий обусловливается и их психологическими особенностями младших школьников: происходит бурное развитие познавательных процессов, идёт формирование абстрактного мышления, интеллектуальное развитие усиливается за счёт самостоятельности мышления и творческого подхода к решению задач. В то же время внимание и интересы ещё неустойчивы, и это требует обращения педагога к игровой форме обучения.

Формами контроля за деятельностью обучающихся являются контроль текущий и итоговый (выставки, конкурсы, выполнение творческих работ, проведение итоговых и отчётных занятий, в том числе для родителей).
Полученные данные заносятся в индивидуальные тетради мониторинга по четырём направлениям:
уровень обученности (качество полученных знаний, умений, навыков).
уровень обучаемости (способности к учебной и творческой деятельности).
уровень воспитанности (оцениваются любознательность, трудолюбие, отношение к природе и др. качества личности. Оценивание осуществляется по пятибалльной системе в трёх направлениях: самооценка, оценка родителей, оценка педагога).
творческий рост воспитанника.

Средствами обучения по программе являются:
Дидактические материалы: изделия ДПИ и народных промыслов, образцы готовых работ, тематические таблицы, наглядные пособия, технологические карты, раздаточный материал.
Различные материалы: бумага, картон, ткань, нитки, кожа, природный материал, солёное тесто, пластилин, бисер, клей, пенопласт и др.
Инструменты: ножницы, линейка, прямоугольный треугольник, карандаш, ластик, резак, стеки, скалки для работы с тестом и пластилином, иглы швейные, пилочка для ногтей и др.
Библиотечка, в которой собраны книги и журналы с иллюстрациями, книги по ДПИ, методические рекомендации по работе с различными материалами.
Технические средства обучения: музыкальный центр, набор CD-дисков с записями мелодий, необходимых на занятиях; компьютер, мультимедийный проектор, экран, комплект презентаций и слайдов по тематике занятий.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения с периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Она позволяет воспитанникам развивать индивидуальные творческие способности, накапливать опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, пополнять и применять на практике полученные знания. Из года в год происходит расширение кругозора детей, анализ образца усложняется, что связано с изменением объёма знаний, накоплением опыта, усложнением конструкции изготовляемых изделий.

Обучаясь по данной программе в объединении ДПИ «Декорум», воспитанники расширяют, дополняют и углубляют знания, полученные в ходе освоения школьных программ по трудовому обучению, природоведению.
Полученные воспитанниками знания, умения, навыки закрепляются созданием собственных произведений. Помимо индивидуальных работ в процессе обучения создаются и коллективные творческие композиции, их количество увеличивается на третьем году обучения.

Помимо работы в воспитанниками, данная программа предусматривает работу с их родителями в форме анкетирования в начале (выявление запросов и потребностей) и конце учебного года (выявление уровня удовлетворённости потребностей), встреч (индивидуальных бесед и консультаций), телефонных разговоров, родительских собраний (в начале и в конце учебного года - в том числе отчётного собрания), участия родителей в совместных с детьми мероприятиях.

Программа объединения ДПИ «Декорум» даёт детям возможность самореализации, позволяет развивать их природные задатки и творческие способности, осуществляет не только художественно - эстетическое, но и трудовое, экологическое, нравственное, патриотическое и этнокультурное воспитание, что позволяет говорить об её актуальности и педагогической целесообразности. Кроме того, программа учит понимать, ценить и своими руками создавать прекрасное, помогает организовывать полезный досуг школьников.

Программа апробирована в течение 6 лет. Результаты апробации позволяют судить о её жизнеспособности и перспективности. В 2011 году программа переработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дополнительным образовательным программам.


































Первый год обучения






























Тематический план программы
детского объединения декоративно-прикладного искусства «Декорум»
1 год обучения



Наименование разделов, тем
Кол-во часов
В том числе




Теория
практика

I.
Вводное занятие.
2
2
-

II.
Экскурсия (сбор природного материала)
2
2
-

III.
1.
2.
3.
4.
Мозаика.
Мозаика из яичной скорлупы
Мозаика из ватных шариков.
Мозаика из бумаги.
Мозаика из природного материала на пластилиновой основе.

20:
4
6
6
4

1
1
1
1

3
5
5
3

IV.

Инкрустация на пенопласте.

58:



1.
Знакомство с техникой исполнения и материалами.
Изготовление панно:
«Цыплёнок».
«Фрукты».
«Цветочная полянка».
«На пруду».
«Мой любимый кот».
34:
2

6
6
6
6
8

0,5

0,5
-
-
-
-

1,5

5,5
6
6
6
8

3.
Работа с фигурным пенопластом:
«Цветы».
«Птицы».
«Грибы».
Транспорт.
24:
8
6
4
6

1
-
-
-

7
6
4
6

V.
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
Оригами
Что такое оригами?
Базовые формы.
Открытки - «сердечки» ко дню Святого Валентина.
Рамка для фотографий.
Изготовление цветов.
Изготовление композиции «Зоопарк».
Аппликация.
32:
2
4
2

4
7
4
7

2
0,5
0,5

1
1
0,5
1

-
3,5
1,5

3
6
3,5
6

VI.
1.
2.
3.
Работа с природным материалом
Аппликация из листьев.
Цветы.
Кто живет в лесу?
14:
6
4
4


1
1
1


5
3
3

VII.
1.
Аппликация.
Аппликация из кругов.
4:
4


1

3

VIII.
Работа с разными материалами.
10
1
9

IX.
Итоговое занятие.
2
2
-

Итого:
144
23,5
120,5


Цель и задачи первого года обучения:


Цель: создание для ребенка среды, формирующей и развивающей культуру личности средствами ДПИ.

Задачи: - формирование необходимых умений и навыков в области ДПИ;
- знакомство и освоение разных техник и материалов для работы;
- воспитание лучших качеств личности, а также навыков работы в коллективе.

Конечный прогнозируемый результат

По окончании первого учебного года дети будут знать:
правила техники безопасности при работе с ручными инструментами;
основные факты из истории бумаги, оригами, ножниц;
условные знаки, базовые формы, принятые в оригами;
способы обработки различных материалов;
правила разметки по шаблонам;
основные правила составления композиции на плоскости и в объёме.

будут уметь:
работать с различными материалами (бумагой, природным, подручным и др.);
экономно расходовать материал;
работать в различных техниках (оригами, мозаика, конструирование, инкрустация);
правильно собирать и хранить природный материал;
работать по технологическим картам;
пользоваться условными знаками, принятыми в оригами.

будут иметь навык:
коллективной работы;
взаимодействия в группе.



















Основное содержание программы
детского объединения декоративно-прикладного искусства «Декорум»
1 год обучения.


Вводное занятие (2 часа)
Знакомство с детьми, с планированием занятий, правилами техники безопасности. Рассматривание образцов готовых изделий. Знакомство с общими правилами организации рабочего места. Игра «Что я могу?» на выявление способности к творческой деятельности детей на начало учебного года.

Экскурсия (сбор природного материала) (2 часа).
Теория: рассказ педагога о порядке сбора природного материала. Способы хранения природного материала. Культурные и дикорастущие растения.
Практика: сбор трав, семян, цветов, шишек, мха и другого природного материала. Изучение формы и цвета листьев.


Мозаика (20 часов).

Тема № 1. Мозаика из яичной скорлупы (4 часа).
Теория (1 час): Рассказ педагога об истории мозаики, знакомство с порядком изготовления мозаичного панно: перевод рисунка на основу, определение участков одинакового цвета, заполнение каждого участка мозаичными деталями. Показ образцов готового изделия.
Практика (3 часа): Изготовление мозаик «Цыпленок», «Бабочка». Нанесение рисунка на фон по масштабу. Намазывание участка клеем, выкладывание на нём скорлупы выпуклой стороной вверх. Надавливание на скорлупу, чтобы она лопнула. Между скорлупками оставляют зазоры, чтобы мозаика выглядела воздушной и легкой.
Дидактический материал: образцы мозаик, образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Оборудование и материалы: картон для основы, клей ПВА, яичная скорлупа, шаблоны, кисть, простой карандаш, коробочка для мусора.
Словарь: мозаика.


Тема № 2. Мозаика из ватных шариков (6 часов).
Теория (1 час): повторение правил техники безопасности при работе с инструментами. Знакомство с техникой выполнения, материалом. Рассматривание иллюстраций. Показ готовых изделий. Определение порядка работы. Небольшая беседа о собаках, гномах.
Практика (5 часов): изготовление фигурки «Гномик», панно «Пудель». Вырезание необходимых заготовок. Подготовка ватных шариков, нанесение клея на места приклеивания шариков. Оформление работы.
Дидактический материал: образцы изделий, раздаточный и иллюстративный материал.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация по тематике занятия.
Оборудование и материалы: картон, клей ПВА, кисть, вата, простой карандаш, шаблоны, ножницы, коробочка для мусора.
Тема № 3. Мозаика из бумаги (6 часов).
Теория (1 час): знакомство с мозаикой из бумаги, с техникой выполнения. Беседа о собаках, деревьях. Рассматривание иллюстраций, определение используемых оттенков цвета. Показ готовых изделий. Определение порядка выполнения работы.
Практика (5 час): изготовление панно «Осеннее дерево», «Шарик». Определение используемых оттенков цвета, выбор бумаги нужного тона. Выполнение эскиза, намазывание контура клеем, приклеивание кусочков бумаги нужного цвета, нарезанных или нарванных.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, раздаточный и иллюстративный материал.
Оборудование и материалы: картон для основы, клей ПВА, цветная бумага, кисть. Простой карандаш, коробочка для мусора.
Словарь: контурная мозаика, обрывная мозаика.


Тема № 4. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе (4 часа).
Теория (1 час): Повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами. Знакомство со свойствами пластилина, со способами работы, с образцами изделий: рассматривание и определение порядка работы. Работа с иллюстративным материалом. Отражение красоты природы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Практика (3 часа): выполнение работ: панно «Цветок», горшочек для цветов. Поверхность заполняется пластилином (фон). Рисунок выполняется по контуру, начиная от центра. Заполнение рисунка семенами ясеня, клена, арбуза, калины, крупой гороха, риса, засушенными веточками облепихи, боярышника, ивы; галькой, ракушками.
Дидактический материал: иллюстративный материал, образцы готовых изделий.
Материалы и оборудование: картон для основы, пластилин, стаканчик от йогурта, крупа, веточки, семена, галька, ракушки, карандаш, коробочка для мусора.


Инкрустация на пенопласте (58 часов)

Тема № 1. Знакомство с техникой исполнения и материалами. Изготовление панно (34 часа)
Теория (1 час): рассказ педагога об истории лоскутной техники. Знакомство с новым материалом – пенопластом, с порядком выполнения работы, с инструментами. Показ готовых изделий. Беседа о цыплятах, фруктах, цветах, домашних животных, водных обитателях. Подвижная игра «Про цыплят и курочку».
Практика (33 часа): изготовление: панно «Цыплёнок», «Фрукты», «Цветочная полянка», «На пруду», «Мой любимый кот». Выполнение работ по алгоритму: 1. Нанесение рисунка на основу (пенопласт). 2. Прорезание канцелярским ножом нанесённых на пенопласт линий рисунка. Разделение больших участков рисунка на более мелкие. 3. Наложение ткани на обозначенный линиями участок пенопласта; проталкивание ткани при помощи пилочки по всем линиям. 4. Срезание излишков ткани, оставляя только то, что выглядывает по линиям среза. 5. Проталкивание ткани при помощи пилочки в углубления. Выставка работ. Анализ результатов.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация по тематике занятия.
Материалы и оборудование: пенопласт, ткань, ножницы, пилочка для ногтей, фломастер.
Словарь: пенопласт, инкрустация.


Тема № 2. Работа с фигурным пенопластом (24 часа)
Теория (1 час): рассматривание образцов готовых работ. Определение материала, из которого они изготовлены. Работа с иллюстративным материалом. Беседы о растениях, птицах и транспорте.
Практика (23 часа): изготовление фигур «Цветы», «Птицы», «Грибы», «Транспорт». Выполнение работ по алгоритму: 1. Нанести рисунок на основу (пенопласт). 2. Подготовить ткань: вырезать квадраты 3 х 3 см. 3. Вставить ткань при помощи зубочистки (положить квадрат на определённый участок, зубочистку поставить посередине, слегка надавить, протолкнув ткань в пенопласт). Выставка работ. Анализ результатов.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация по тематике занятия.
Материалы и оборудование: ткань, пенопласт, зубочистки, ножницы, фломастер.
Словарь: фигурный.


Оригами (32 часа)

Тема № 1. Что такое оригами? (2 часа)
Теория (2 часа): рассказ педагога об оригами как искусстве, о его родине – Японии, показ традиционных приемов, используемых в технике оригами, показ образцов изделий.
Дидактический материал: образцы изделий, иллюстративный материал.
Словарь: Япония.

Тема № 2. Базовые формы (4 часа).
Теория (0,5 часа): Беседа о базовых формах. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами. Демонстрация готовых форм. Определение того, что можно сделать из этих форм.
Практика (3 часа): обучение детей складыванию базовых форм: треугольник, блинчик, двойной треугольник, двойной квадрат, мороженое, дом, дверь. Работа по технологическим картам. Изготовление форм по образцу с опорой на таблицу «Базовые формы».
Дидактический материал: таблица «Базовые формы», технологические карты.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, коробочка для мусора.
Словарь: базовые формы.


Тема № 3. Открытки - «сердечки» ко дню Святого Валентина (2 часа).
Теория (0,5 часа): Рассказ педагога о дне Святого Валентина, о традициях его празднования, о «валентинках» - символах этого праздника. Работа с образцом, определение порядка работы.
Практика (1,5 часа): Изготовление «валентинки». Овладение простейшим приемом оригами: складыванием сердечка из одного листа.
Дидактический материал: образец изделий, шаблоны.
Материалы и оборудование: бумага цветная, клей, ножницы, линейка, кисть, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: валентинка.
Тема № 4. Рамка для фотографий (4 часа).
Теория (1 час): освоение простейших приемов бумагопластики. Работа с образцами, с иллюстративным материалом. Расширение знаний об истории возникновения бумаги.
Практика(3 часа): выполнение изделий по образцу с опорой на таблицу. Развитие умения воспроизвести фигуру по памяти. Упражнения в складывании по схеме.
Дидактический материал: образцы изделий, иллюстративный материал.
Материал и оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, кисть, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: рамка.


Тема № 5. Изготовление цветов (7 часов).
Теория (1 час): беседа об оригами с опорой на уже имеющиеся знания воспитанников, о цветах. Работа с иллюстративным материалом. Повторение правил техники безопасности при работе с инструментами. Повторение условных обозначений, принятых в оригами. Работа с образцами.
Практика (6 часов): изготовление цветов: выполнение объемных цветов из модулей бумажного конструктора. Выполнение изделий по образцу с внесением небольших изменений. Отработка навыка складывания бумаги. Изготовление цветов по замыслу детей. Составление декоративных композиций.
Дидактический материал: наглядное пособие «Базовые формы», образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: цветная бумага, клей, кисть, ножницы, салфетка.
Словарь: модуль.


Тема № 6. Изготовление композиции «Зоопарк» (4 часа).
Теория (0,5 часа): беседа о животных, о пропорциях. Работа с иллюстративным материалом. Рассматривание образцов готовых изделий. Определение деталей, из которых они состоят. Определение порядка выполнения работы.
Практика (3,5 часа): выполнение животных, птиц по образцам с опорой на таблицу «Базовые формы оригами». Развитие умения воспроизвести фигуру по памяти, внося небольшие изменения в образец. Изготовление зоопарка. Создание коллективной работы. Дети сами определяют место для своей фигурки.
Дидактический материал: образец изделия, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, кисть, салфетка.
Словарь: зоопарк.


Тема № 7. Аппликация (7 часов).
Теория (1 час): повторение техники безопасности при работе с инструментами. Беседа о том, почему важно складывать бумагу точно. Повторение правил композиции. Рассматривание образцов готовых изделий. Определение порядка выполнения работы. Работа с иллюстративным материалом.
Практика (6 часов): закрепление умения работать в технике оригами. Выполнение упражнений на отработку навыка складывания бумаги. Изготовление аппликаций «Бабочка», «Лиса», «Заяц», «Теремок», «Зайчик», «На реке». Изготовление детьми необходимых элементов для аппликаций с опорой на образец. Работа по технологическим картам. Составление композиций. Дополнение аппликаций деталями по замыслу детей.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, технологические карты, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: цветная бумага, картон для основы, клей, кисть, ножницы, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: аппликация.


Работа с природным материалом (14 часов)

Тема № 1. Аппликация из листьев (6 часов).
Теория (1 час): беседа о богатстве и разнообразии природного материала. Рассматривание образцов готовых изделий, определение материала, из которого они изготовлены, порядка выполнения работы. Знакомство со спосо
·бами заготовки и сушки листьев. Демонстрация гербариев.
Практика (5 часов): изготовление композиций «Барашек», «Ежик», «Гусеница». Выбор фона. Наклеивание туловища, распределение и наклеивание других деталей. Придание фигуре формы соединительными линиями.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: сухие листья, клей, кисть, салфетка, картон для фона, коробочка для мусора.

Тема № 2. Цветы (4 часа).
Теория (1 час): повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами. Рассматривание образца готового изделия. Выявление цветовой гаммы, формы, используемых материалов.
Практика (3 часа): изготовление цветов: сердцевина – из плодов шиповника, пластилина. Лепестки – из семян ясеня, клена, сосновых иголок, перышек. Лепестки раскрашиваются и крепятся к сердцевинке. Составление букета.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Материалы и оборудование: плоды шиповника, пластилин, семена ясеня, клена, сосновые иголки, перышки, коробочка для мусора.


Тема № 3. Кто живет в лесу? (4 часа).
Теория (1 час): Небольшая беседа о тех, кто живет в лесу. Знакомство с лесной азбукой вежливости: воспитание бережного отношения к животным и растениям, формирование умения правильно собирать природный материал. Работа с иллюстративным материалом. Рассказ педагога о пропорциональном соотношении деталей.
Практика (3 часа): выполнение объемных фигурок из шишек, ракушек комбинированным способом. Отдельные детали выполняются из веточек, перьев, скорлупы орехов, мха, бересты, сосновых иголок и т.д. Нанесение пластилина на места скрепления. Объединение фигурок в общую композицию.
Дидактический материал: иллюстративный материал, образцы готовых изделий.
Материалы и оборудование: шишки, веточки, скорлупа орехов, береста, пластилин, сосновые иголки.
Словарь: пропорции.

Тема № 4. Поделки из древесных грибов (10 часов).
Теория (1 час): повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами. Рассматривание образцов готовых изделий. Работа с образцами: рассматривание, определение использованного материала, порядка выполнения работы, анализ деталей.
Практика (9 часов): изготовление изделий: «Черепаха», «Чебурашка», «Веселый человечек», «Динозаврик». Подбор древесных грибов нужной формы. В местах соединения детали делаются углубления. Соединение деталей с помощью веточек, и клея ПВА. Оформление изделий глазами, ртом, носом.
Дидактический материал: образцы изделий.
Материалы и оборудование: древесные грибы, веточки, нитки, пуговицы, цветная бумага, клей ПВА, нож, скорлупа орехов, засушенные цветы, ножницы, проволока, коробочка для мусора.


Аппликация (4 часа)

Тема № 1. Аппликация из кругов (4 часа).
Теория (1 час): рассматривание образца готовых изделий. Определение использованных геометрических форм, их количества для изготовления фигурки. Беседа об аквариумных рыбках.
Практика (3 часа): изготовление панно: «Слоненок», «Аквариум». Вырезание по шаблонам кругов, различных по размеру (для туловища, головы, ног, хвоста, хобота, глаз, плавников). Выполнение аппликации по образцу. Выставка работ.
Дидактический материал: раздаточный материал, иллюстративный материал, образцы готовых работ.
Материалы и оборудование: бумага цветная, клей, кисть, ножницы, салфетка, коробочка для мусора.


Работа с различными материалами (10 часов)
Теория (1 час): повторение правил техники безопасности при работе с инструментами. Повторение с опорой на наглядность известных детям геометрических форм. Рассматривание иллюстраций, образцов готовых работ. Определение формы тела, пропорций.
Практика (9 часов): выполнение изделий «Собачка», «Лягушонок», «Пингвин». Выполнение разметки на бумаге. Оклеивание коробочек. Создание основы. Оформление изделий аппликацией. Придумывание сказки. Выставка работ.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный и раздаточный материал.
Материалы и оборудование: коробочки, цветная бумага, клей, ножницы, линейка, кисть, коробочка для мусора.


Итоговое занятие (2 часа).
Выставка работ учащихся за год. Родительское собрание с показом того, чему научились на первом году обучения. Урок-игра «Чему мы научились».



























Второй год обучения











Тематический план программы
детского объединения декоративно-прикладного искусства «Декорум»
2 год обучения



Наименование разделов, тем
Кол-во часов
В том числе




Теория
практика

I.
Вводное занятие
2
2
-

II.
1.
2.
3.
Аппликация.
Обрывная аппликация
Аппликация из ткани.
Объемная аппликация.
22
10
8
4

1
1
1

9
7
3

III.
1.
2.
Плетение.
Плетение из бумаги.
Плетение с использованием техники «изонить».
30
12
18

1
1

11
17

IV.
1.

2.
Работа с природным материалом.
Составление букетов из засушенных растений.
Аппликация плоская (береста, соломка)
20
12

8

2

1

10

7

V.

Инкрустация на пенопласте:
Панно «Снегири»
«Утёнок»
«Подводный мир»
«Край родной»
«Птицы, бабочки, цветы»
Изготовление работ по замыслу учащихся
68:

2

66:
8
8
8
10
12
20

VI.
Итоговое занятие.
2
2
-



Итого:

144

16

128























Цель и задачи 2 года обучения.

Цель: формирование познавательной активности воспитанников.

Задачи: - учить детей решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные изделия;
- расширять кругозор, развивать фантазию, мышление, познавательный интерес;
- воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость, стремление к творчеству.

Конечный прогнозируемый результат

В конце учебного года дети будут знать:
основные этапы плетения;
технику работы с природным материалом;
правила техники безопасности во время занятий;
основные правила составления букета;
виды аппликаций;
правила разметки по шаблонам;
правила работы в технике инкрустация на пенопласте;
историю сувенира и его назначение;
этапы обработки бересты, соломки.


Будут уметь:
работать с различными материалами (бумага, природный материал, ткань и др.) в различных техниках (плетение, аппликация, инкрустация и др.);
оформлять готовые изделия;
составлять простейшие цветочные композиции;
вносить изменения в предложенный образец;
используя технику плетения, выполнять несложные изделия;
выполнять симметричную и асимметричную композицию.


Будут иметь навык:
самостоятельной работы;
выполнения простейших композиций;
применения на практике полученных знаний.














Основное содержание программы
детского объединения декоративно-прикладного искусства «Декорум»
2 год обучения


Вводное занятие (2 часа).
Знакомство воспитанников с планированием занятий, с правилами техники безопасности, показ образцов готовых изделий. Повторение общих правил организации рабочего места. Игра «Что я могу?» на выявление способности к творческой деятельности детей на начало учебного года.

Аппликация (22 часа).

Тема № 1. Обрывная аппликация (10 часов)
Теория (1 час): беседа «Из истории аппликации». Знакомство с материалами, используемыми в обрывной аппликации: неплотная бумага, фольга. Рассматривание образцов готовых изделий. Определение порядка выполнения работы. Повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами.
Практика (9 часов): выполнение тренировочных упражнений для освоения приемов обрывания. Обрывание по произвольно нарисованной линии, по кругу и по спирали. Выполнение панно «Колокольчики», «Анютины глазки», «Чудо-дерево». Перевод рисунка на основу по шаблону, определение участков одинакового цвета. Заполнение каждого участка оторванными кусочками. Выставка работ.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал, раздаточный материал.
Оборудование и материалы: картон для основы, цветная бумага, шаблоны, простой карандаш, клей, кисть, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: спираль.


Тема № 2. Аппликация из ткани (8 часов).
Теория (1 час): беседа «Как работать с выкройкой». Работа с образцами. Определение приемов работы и их специфики.
Практика (7 часов): Выполнение панно «Дюймовочка», «Цветочная поляна». Подбор лоскутков с четким некрупным рисунком. Перевод выкройки на лист бумаги, приклеивание переведенной выкройки на изнанку ткани. Вырезание ткани после высыхания вместе с бумагой по контуру. Работа над составлением панно. Моделирование. Зависимость сюжета работы от характера ткани.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал, раздаточный материал.
Материалы и оборудование: картон для основы, ткань, шаблоны, простой карандаш, клей, кисть, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: выкройка.


Тема № 3. Объемная аппликация (4 часа).
Теория (1 час): рассматривание образцов работ. Выявление отличительных черт объемной аппликации, сравнение с аппликацией плоской. Определение порядка выполнения работы по созданию объемных цветов из круга.
Практика (3 часа): изготовление цветов, составление композиций. Выполнение тренировочных упражнений по приклеиванию середины разрезанного круга к бумаге, по выворачиванию бумаги до получения формы воронки, подклеивание края, закручивание бахромы. Определение порядка работы с готовыми деталями. Придумывание и создание цветочной композиции из готовых деталей. Выставка работ.
Дидактический материал: образцы деталей и готового изделия, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: картон для основы, бумага белая, шаблоны. Простой карандаш, клей, кисть, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: воронка, бахрома.


Плетение (30 часов).

Тема № 1. Плетение из бумаги (12 часов).
Теория (2 час): рассказ педагога об истории плетения, об использовании приемов плетения в современном искусстве. Повторение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и клеем. Показ традиционных приемов плетения. Рассматривание готовых изделий, определение порядка выполнения работы. Работа с иллюстративным материалом.
Практика (10 часов): изготовление закладки, коврика, плетеной картинки. Раздача педагогом прямоугольных основ - рабочих полосок, которые дети нарезают сами. Складывание основы пополам, надрезание со стороны сгиба. Плетение из полосок с опорой на образец.
Дидактический материал: сборник методических рекомендаций по плетению; образцы изделий, иллюстративный материал, раздаточный материал, технологические карты поэтапного выполнения работы, шаблоны.
Материалы и оборудование: бумага цветная, клей, кисть, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: плетение.

Тема № 2. Плетение с использованием техники «изонить» (18 часов).
Теория (2 часа): материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы изонитью. Основные технологические приемы изонити. Варианты соединения основных приемов изонити в небольшие композиции. Знакомство с основными правилами работы изонитью.
Практика (16 часов): Выполнение тренировочных упражнений в технике «изонить». Зарисовка различных узоров, составление композиции, подбор цвета. Выполнение работы в технике «изонить». Оформление готовых изделий.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, зарисовки, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: готовые изделия, нитки, циркуль, шило, картон, иглы, коробочка для мусора.
Словарь: изонить.


Работа с природным материалом (20 часов).

Тема № 1. Составление букетов из засушенных растений (12 часов).
Теория (2 часа): рассказ педагога об искусстве икебаны и европейского букета. Знакомство со способами заготовки и хранения сухих цветов. Работа с образцами. Знакомство с приемами работы. Повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами. Знакомство с формами и свойствами растений.
Практика (10 часов): составление букетов, подбор вазы, наколки, подставки. Составление букетов: полевой букет, букет «кукушкины слезы», выполнение творческих заданий – придумывание и создание собственного букета. Изготовление: оформление вазочки, розетки (на дно емкости положить пластилин и укрепить стебли растений; сухие цветы можно окрасить гуашью). Конкурс на лучший букет.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: сухие цветы, коряги, древесные грибы, шишки ольхи, веточки, пластилин, гуашь, клей «Момент», нож, соломка, мох, проволока, ножницы, шило, коробочка для мусора, флакончики и лак.
Словарь: икебана, европейский букет.


Тема № 2. Аппликация плоская (береста, соломка) (8 часов).
Теория (1 час): беседа о свойствах бересты, соломки, о способах их заготовки. Работа с образцами (рассматривание, определение используемых материалов, порядка выполнения работы, анализ деталей) и иллюстративным материалом. Выявление цветовой гаммы, формы используемых материалов.
Практика (7 часов): Работа из готовой соломки, бересты. Изготовление аппликаций «Цветы», «Птица». Работа с соломкой по алгоритму: разметка контура рисунка (по шаблону), намазывание его клеем. Наложение соломки на контур. Оформление работы. Работа с берестой по алгоритму: изготовление аппликаций по замыслу учащихся. Самостоятельная работа.
Дидактический материал: образцы готовых изделий.
Материалы и оборудование: соломка, береста, клей, кисть, салфетка, картон для фона, коробочка для мусора, мох, веточки.
Словарь: соломка.


Инкрустация на пенопласте (68 часов).

Теория (2 часа): работа с образцами: рассматривание лоскутков. Определение, какие подойдут для инкрустации. Работа с иллюстративным материалом. Беседа о сочетаемости цветов. Рассказ детей о предполагаемой работе. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, пилочками.
Практика (66 часов): выполнение панно «Жар-птица», «С днём Святого Валентина», фигурка «Часы», выполнение работ в соответствии с замыслом. Выставка работ.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: ткань, пенопласт, ножницы, фломастеры, клей «Мастер», шаблоны, коробочка для мусора.

Итоговое занятие (2 часа).
Занятие проводятся в игровой форме, детьми выполняются практические задания, звучат ответы на вопросы по теории. Оформляется выставка работ воспитанников, которую имеют возможность посмотреть родители. Анализируются результаты работы за учебный год, намечаются перспективы работы в следующем учебном году.



















Третий год обучения




























Тематический план программы
детского объединения декоративно-прикладного искусства «Декорум»
3 год обучения



Наименование разделов, тем
Кол-во часов
В том числе




Теория
практика

I.
Вводное занятие.
2
2
-

II.
Конструирование из бумаги
32



1.
Изделия с движущимися деталями.
14
1
13

2.
Работа по желанию детей
12
1
11

3.
Коллективная работа.
6
1
5

III.
Инкрустация на пенопласте:
70



1.
Панно «Жар-птица».
10
1
9

2.
Панно «С днём святого Валентина».
6
-
6

3.
«Часы».
10
1
9

4.
Работа по замыслу детей.
44
-
44

IV.
Работа с природным материалом.
10



1.
Композиции по воображению учащихся.
10
2
8

V.
Коллаж
20



1.
Деревянное зодчество.
8
1
7

2.
Матрешка, богатырь.
12
1
11

VI.
Декоративная работа.
8
1
7

VII.
Итоговое занятие.
2
2
-


Итого:

144

14

130




Цель и задачи 3 года обучения.


Цель: формирование у детей целостной эстетической культуры, развитие их творческих способностей и задатков.


Задачи: - закрепление умений и навыков в области ДПИ;
- развитие образного мышления, фантазии;
- воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи в
процессе воплощения творческого замысла;
- воспитание аккуратности, внимания, усидчивости.











Конечный прогнозируемый результат:

В конце учебного года дети будут знать:
правила техники безопасности;
виды аппликаций;
этапы построения композиции, оформления панно;
начальные сведения о конструировании;
технику коллажа;
технику инкрустация на пенопласте;
этапы обработки природного материала;
значение основных понятий и терминов.


Будут уметь:
выделять с помощью цвета и формы главное в своей работе;
конструировать из бумаги;
работать в технике коллаж;
работать в технике инкрустация на пенопласте;
работать с шаблоном;
выполнять творческую композицию в соответствии со своим замыслом;
работать с текстильными материалами.


Будут иметь навык:
коллективной работы;
применения на практике полученных знаний;
самостоятельной работы;
взаимопомощи.























Основное содержание программы
детского объединения декоративно-прикладного искусства «Декорум»
3 год обучения.


Вводное занятие (2 часа).
Знакомство детей с расписанием занятий, с техникой безопасности, показ готовых изделий. Общие правила организации рабочего места. Игра «Что я могу?» на выявление способности детей к творчеству на начало года.

Конструирование из бумаги (24 часа).

Тема № 1. Изделия с движущимися деталями (12 часов).
Теория (1 час): Рассказ педагога о производстве бумаги в древнем Китае, о современном производстве бумаги. Показ образцов, определение свойств бумаги. Повторение правил техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Беседа о земноводных. Обсуждение внешнего вида изделий, выявление их отличительных особенностей. Правила работы с калькой. Рассматривание образцов готовых изделий. Определение порядка выполнения работы.
Практика (11 часов): Выполнение упражнений в прорезании, в сгибании по линейке и от руки. Работа над созданием «изделий»: «Прожорливая лягушка», «Крокодил, разевающий пасть», «Сундучок с сюрпризом». Перевод необходимых заготовок по шаблону или с помощью кальки на лист тонкого картона. Продавливание всех пунктирных линий. Украшение заготовок задуманными узорами. Склеивание деталей. Сборка изделия. Оформление работы. Если изделия изготовлены правильно, то при открывании крышки сундучка из него вылетает бабочка, если потянуть крокодила за хвост, он разевает пасть, а когда вы тянете за язычок, лягушка начинает двигаться. Выставка работ.
Дидактический материал: образцы готовых изделий, иллюстративный материал, раздаточный материал.
Материалы и оборудование: тонкий картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисть, карандаш, линейка, салфетка, коробочка для мусора.
Словарь: конструирование, калька.


Тема № 2. Работы по желанию детей (8 часов).
Теория (1 час): Повторение правил композиции. Рассказ детей о предполагаемой работе. Определение приемов работы. Рассматривание иллюстративного материала.
Практика (7 часов): Выполнение изделий в соответствии с замыслом. Самостоятельная работа.
Дидактический материал: иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы, салфетка, коробочка для мусора.


Тема № 3. Коллективная работа «Сказочный замок» (4 часа).
Теория (1 час): Повторение изученного теоретического материала, повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами. Определение порядка выполнения работы и использованного материала.
Практика (3 часа): основание вырезается из прочного картона 75х40 см. Рисование и вырезание гор. Изгибание гор, закрепление их между углами основания скотчем. На заднем плане рисование леса и его раскрашивание. Склеивание замка из коробочек, приклеивание к основанию, выполнение поверх коробок горки из бумаги, выполнение у подножия горы реки из фольги. Картонки, пластиковые бутылки и банки обрезаются на разной высоте - это башни и башенки. Приклеивание их на скотч. Оклеивание башен оберточной бумагой. Окрашивание в яркие цвета. Оформление замка: выполнение окон, крыши, флагов, ворот. Вокруг замка оформляется лес. Через речку делается мост. Анализ результата.
Дидактический материал: иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: прочный картон, коробочки, скотч, краски, кисти, фольга, цветная бумага, ножницы, веточки, различные баночки, коробочки, губки, камушки, коробочка для мусора, клей, тонкий картон, соломинки для коктейля, канцелярский нож.


Инкрустация на пенопласте (70 часов).

Теория (2 часа): закрепление знаний о технике «Инкрустация на пенопласте». Повторение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами. Работа с образцами готовых изделий, определение материала и порядка выполнения работы. Работа с иллюстративным материалом.
Практика (68 часов): Изготовление панно «Жар-птица», «С днём святого Валентина»; фигуры «Часы»; выполнение работ в соответствии с замыслом детей. Самостоятельная работа. Выставка работ.
Дидактический материал: образец изделия, иллюстративный материал.
Материалы и оборудование: ножницы, клей «Мастер», ткань, пенопласт, пилочка для ногтей, фломастер, шаблоны.
Словарь: сочетание цветов, инкрустация.


Работа с природным материалом (10 часов).

Тема № 1. Композиции по воображению учащихся (10 часов).
Теория (2 часа): повторение правил композиции. Закрепление знаний, умений по работе с природным материалом.
Практика (8 часов): самостоятельный выбор сюжета. Выполнение из листьев, шишек, сухих цветов и другого природного материала композиций, пейзажей. Выполнение коллективной композиции по замыслу обучающихся при взаимной согласованности всех компонентов. Анализ работ.
Дидактический материал: иллюстративный материал, образцы изделий.
Материалы и оборудование: пластилин, цветной картон, клей, листья, засушенные цветы, шишки, веточки, коробочка для мусора, кисть, картон для фона, салфетка.


Коллаж (20 часов).

Тема № 1. Деревянное зодчество (8 часов)
Теория (1 час): знакомство с техникой коллаж. Беседа «Деревянное зодчество». Рассказ педагога о тонком цветовом сочетании, применяемом при окраске дома. Работа с образцом: рассматривание, определение порядка выполнения работы.
Практика (7 часов): выполнение композиции на картонной основе, наклеивание деталей. Вырезание дома из гофрокартона. Оформление причелин (каждый ребенок выполняет их по своему замыслу). Дополнение композиции деталями: деревья, заборы, облака на небе и др.
Дидактический материал: иллюстративный материал, образец изделия.
Материалы и оборудование: гофкартон, картон для основы, бумага белая и цветная, ножницы, кисть, салфетка, клей.
Словарь: причелины, коллаж.


Тема № 2. Матрешка, богатырь (12 часов).
Теория (1 час): закрепление техники изготовления коллажа. Беседа «Из истории матрешки». Повторение правил техники безопасности по работе с ножницами, клеем. Рассматривание образца готового изделия, определение материала и порядка выполнения работы. Повторение изученного теоретического материала.
Практика (11 часов): выполнение своей авторской матрешки, богатыря в технике коллаж. Перевод выкройки на тонкую и на плотную бумагу (картон) для основы. Вырезание заготовки для лица и рук. Получается набор выкроек. Выкраивание деталей костюма из ткани, бумаги, фольги, журнальных вырезок. Использование при выкраивании из ткани следующего способа: перевод выкройки на листок обычной бумаги, приклеивание листка с переведенной выкройкой на изнанку ткани. Вырезание ткани вместе с приклеенной бумагой по проведенному контуру. Использование для украшения тесьмы, сутажа, блесток, бисера и т.д. Выставка работ.
Дидактический материал: иллюстративный материал, образец готового изделия.
Материалы и оборудование: шаблоны, карандаш, клей, кисть, ткань, фольга, бумага цветная, журнальные вырезки, салфетка, ножницы, картон для основы.


Декоративная работа (8 часов).

Теория (1час): Беседа «О сочетании цветов». Рассматривание образцов готовых рамок, определение принципа, по которому они выполнены, порядка выполнения работы.
Практика (7 часов): повторение правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Подбор цветовой гаммы для изделия. Оформление готовых работ. Изготовление рамочек: снятие размеров А и В со своего изделия, определение ширины рамки. Вычерчивание на плотной бумаге четырёх деталей: две А и две В. По линии сгиба выполнение тиснения шариковой ручкой. Вырезание согнутого по линии тиснения, склеивание каждой детали. Оформление работы. Изготовление рамочек по замыслу детей.
Дидактический материал: образцы рамок, готовая работа.
Материалы и оборудование: бумага плотная, клей, кисть, ножницы, шариковая ручка, салфетка.
Словарь: тиснение.




Итоговое занятие (2 часа).
Подведение итогов за 3 года обучения. Конкурс «Покажи, чему ты научился». Занятие предусматривает присутствие родителей, наличие выставки детских работ, анализ результатов работы.







Информационное обеспечение программы

Алексеевская Н. Волшебные ножницы. – М.: «ЭКСМО», 2003.
Базулина Л.В., Новикова Н.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: «Академия развития», 2004.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: «Просвещение», 1992.
Большая энциклопедия поделок. – М.: «РОСМЭН», 2002.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: «Академия развития», 2004.
Зайцева А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки. – М.: «ЭКСМО», 2010.
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Проснякова Н.А. Уроки творчества для 1 класса. – Самара: «Учебная литература», 2002.
Проснякова Н.А. Уроки творчества для 2 класса. – Самара: «Учебная литература», 2002.
Проснякова Н.А. Уроки творчества для 3 класса. – Самара: «Учебная литература», 2004.
Соколова С. Сказка оригами. – М.: «ЭКСМО», 2005.
Тарабарина Т.Н. Оригами и развитие ребёнка: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
Хазенбанк В., Хёник Э. Сделай сам. – Берлин: издательство «Фолок унд Биссен», 1990.
15