Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений на уроках изобразительного искусства.
Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений на уроках изобразительного искусства.
Материал собраны
учителем МОАУ «СОШ № 56 им. Хана В.Д. с углубленным изучение русского языка, обществознания и права» г. Оренбурга
Дьяконовой Людмилой Николаевной
Методические рекомендации по применению тренировочных заданий и развивающих упражнений на уроках изобразительного искусства.
Тренировочные задания и развивающие упражнения необходимо применять на уроках изобразительного искусства:
- в процессе обучения творчеству;
- в процессе мониторинга;
- в процессе индивидуальной работы с учащимися;
- для коррекции умений учащихся.
При этом должна преследоваться цель повышения художественно – творческих способностей как учащихся в целом, так и отдельных индивидуумов.
Тренировка двигательного навыка.
Упражнение 1 типа. Дополнение элементов до полных фигур, завершение рисунка. С опорой на готовый элемент, при ограниченном размере движения, ребенок приобретает навык быстрее, при постепенном увеличении количества элементов для дополнения, увеличение амплитуды движения, оно скоро стабилизируется, приобретает необходимую уверенность и гибкость.
Упражнение 2 типа. Ученику дается задание, равномерным коротким штрихом и только штрихом рисовать тематические задания.
Упражнение 3 типа - изображение предметов, а также простого орнамента. Например, шарика с кубиком, который повторяется не менее 10 раз.
Упражнение 4 типа – изготовление из пластилина простейшего орнамента. Например, шарика с кубиком, который повторяется не менее 10 раз.
Упражнение 5 типа. Дается задание слепить фигуру снеговика из пластилина с последовательным увеличением объема шариков.
Упражнение 6 типа. Ученик из пластилина делает сначала колбаски, а затем из них делает разные предметы, например, кружку, наворачивая колбаски одну на другую и пр.
Упражнение 7 типа – работа с трафаретками, обрисовывание фигур и пр. К этому упражнению прибегают в начале и конце тренировок.
Тренировка зрительно – двигательной координации.
Упражнение 1 типа. Срисовывание любого русского орнамента с образца и расположение его по краям формата листа как раму для дальнейшей работы. Срисовывание с образца разной сложности.
Срисовывание с образца должно строиться по результатам диагностики в зависимости от уровня сложности исполнения, который доступен ученику, а также от степени точности восприятия, умения подмечать детали, от количества увиденных деталей, т.е. объема восприятия. При этом ученик должен знать стоящую перед ним задачу.
Тренировка воображения.
Упражнение 1 типа.
Преобразование предмета в более красивую и удобную форму. Например, тарелку, стакан, пенал и т.д. Преобразованные предметы потом зарисовать. От простых предметов можно переходить к более сложным.
Упражнение 2 типа.
Придумать, а потом изобразить новое использование знакомых предметов. Например, корыта, лыжной палки, коробки из-под ботинок, банку из-под консервов и т.п.
Как вариант этого задания - всевозможные поделки из листов бумаги, которые делают в Японии до 200 видов, путем их складывания. Это слоники, крабы, куклы и т.д.
Упражнение 3 типа.
Соединение разных предметов для получения нового, более совершенного «комбайна». Можно отдельно давать тематические задания типа - транспорт, жилище, одежда и т.д.
Тренировка творческих способностей.
Тренировка творческих способностей происходит во всех изложенных выше упражнениях, однако в учебном процессе необходимо уже на этом этапе включать некоторые компоненты основных фаз творческого процесса в доступной для данного возраста форме.
Прежде всего, это относится к первой фазе- умению самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы в искусстве.
Это умение базируется на эмпатическом видении мира, т.е. на сочувствии и переживании горя и радости других людей.
На основе этого рождается отношение и оценка происходящего в мире, которая затем должна воплощать
В изобразительном искусстве это отношение выражается в форме подачи материала в линиях, красках, композиционном построении и образном решении. Учеников постепенно необходимо вводить в мир отношений и способ их передачи в изобразительном искусстве.
Упражнение 1 типа.
Формирование эмпатического видения. Рисование добрых и злых персонажей для мультфильма. Например, попросить нарисовать доброго, храброго, веселого мальчика и злого, драчливого хулигана. Или доброго и злого зверя, прилетевшего с другой планеты и несуществующего на нашей земле.
Можно попросить нарисовать лес на «доброй « и злой планете и ли построить там дома. Это может быть цветок, растущий на земле, и сорванный, валяющийся на дороге и т.п. Вариантов таких заданий много-главное, чтобы дети попытались выразить в рисунке свое отношение или сочувствие к нарисованному линейно.
Упражнение 2 типа.
Подбор красок для выражения своего отношения.
Например, две одинаковые тематические картинки, попросить учащихся раскрасить их так, чтобы видно было, что в одном случае это «доброе», а в другом случае - «злое» царство.
Упражнение 3 типа.
Изобразить какой-нибудь предмет, например, портфель, парту, к которой в одном случае относятся бережно, а в другом случае - небрежно.
Упражнение 4 типа.
Все примеры, которые описаны выше для диагностики образности, символичности мышления можно использовать для тренировки эмпатического видения.
Упражнение 5 типа.
Эти упражнения направлены на тренировку вариантной активности, как элементы второй фазы творческого процесса. Для этого можно использовать рисование чашек с установкой на их разнообразие и неповторимость формы. То же самое касается дополнения элементов до полных фигур, заполнения кругов и квадратов.
Можно предложить детям делать разнообразные изображения, используя два-три элемента – треугольник, круг, прямоугольник.
Для тренировки зрительной памяти полезен принцип опоры на какое – либо общее внешнее качество, присущее множеству предметов. Например, попросить ребенка вспомнить предметы, в основе которых лежит квадрат или вспомнить зверей и животных с маленьким хвостом, а затем нарисовать их.
Припоминая такие предметы, ребенок невольно репродуцирует в памяти зрительные образы этих предметов или животных, а затем, при встрече с ними (на картинках, в фильмах, или реальной жизни) невольно фиксирует внимание на этой детали или форме.
Учеников можно попросить посмотреть на окружающие предметы, найти в них общее и отличное, а затем попытаться воспроизвести в рисунке или лепном изделии (в зависимости от объекта рассмотрения ) аналогичные, виденные ранее. При посещении музеев также полезно рассматривать не все подряд, а «выискивать» картины, где главными «героями» являются дети или мужественные поступки людей и т.п.
Такого типа задания организуют и процесс запечатления, и процесс воспроизведения. Признаки, по которым происходит отбор предметов, становятся своеобразными «опорными сигналами» для воспроизведения.
Упражнения 3 типа.
Для тренировки зрительной памяти очень полезны игры-задания «На что похож?» предмет и что к нему можно добавить и прибавить, чтобы получилось что-нибудь новое. В этом случае предмет обрастает ассоциативными связями и легко запечатлевается.
Очень полезно для этого использовать шишки, ветки, корешки, листья деревьев, камни и т.п., особенно на первых стадиях обучения. Мысленная репродукция объекта в новом качестве обязательно происходит в зрительной форме, что способствует развитию этого вида памяти. Воспроизведение в рисунке или лепке закрепляет образы.
При развитии памяти очень важна установка на ее развитие, на запоминание, на сохранение образа. Поэтому повторение задания на следующем уроке (с предварительной установкой на это воспроизведение, но только уже без образца ) является хорошей тренировкой зрительной памяти.
Учащиеся со слабой зрительной памятью должны стремиться развить ее на каждом уроке по изобразительному искусству.
15