Методические рекомендации по применению средств обучения в образовательном процессе
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Алатырский технологический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Методические рекомендации
по применению средств обучения в образовательномпроцессеАлатырь, 2015
Рассмотрено на заседании методического СОГЛАСОВАНО
совета Алатырского технологического Заместитель директора колледжа Минобразования Чувашии по УМР и инновациям
Протокол от 13.01.2015 № 4 _________М.Е. Морозова
Рекомендации составила: Владимирова С.В., методист
Содержание
Средства обучения и их характеристика
План:
1. Средства обучения и их содержание;
2. Классификация средств;
3. Характеристика обучения.
1. Средства обучения и их содержание
Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых можно более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают материальный или идеальный объект, который используется преподавателем и студентами для усвоения знаний (П.И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
А) средства, как источник информации;
Б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становиться эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
2. Классификация средств обучения
Исходные положения, которые являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В.В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром, над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития студента. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, умений и освоения общих и профессиональных компетенций, которые требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебная дисциплина, МДК, ПМ. Содержание учебной дисциплины, МДК, ПМ формируется исходя из объема часов выделенных на них рабочим учебным планом и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в среднем специальном учебном заведении, охватывающие все содержание, т.е. учебные дисциплины, МДК, ПМ, количество часов, выделенных на каждый из них)
Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения студентамия тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебная дисциплина, МДК, ПМ:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения УД, МДК, ПМ, развивающая средства для накопления навыков компетенций по данным УД, МДК, ПМ. Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические материалы, методические разработки (методические рекомендации).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система требований образовательного учреждения. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
3. Характеристика методов обучения
Методы обучения по Ю.К. Бабанскому:
1 группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Изложения преподавателя – это метод обучения, при котором учебный материал преподноситься обучающимся в связной форме посредством слов. Внешним признаком при этом является активная деятельность преподавателя. Изложение преподавателя может проходить в таких формах, как:
- сообщение или описание;
- рассказ или художественное описание;
- проблемное изложение.
Речь педагога должна быть ясной, четкой, понятной, эмоциональной, выразительной, логичной, хорошо структурированной.
Преимущество изложения преподавателя: за сравнительно короткое время можно преподнести большой объем знаний, познакомить с предметами, явлениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.
Недостаток: ограниченная обратная связь с обучающимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.Применение учебных пособий дает преподавателю возможность сделать работу живой, интересной и во многих случаях более успешной.
Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т.п.
Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задач, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, сопоставления, аналогии, с привлечением ярких примеров.
Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или студентом. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представление и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение студентами фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.
С активным внедрением элементов проблемного обучения можно использовать элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.
Лекция – последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получения преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает обучающихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Все требования, предъявляемые к лекции, те же, что и для рассказа. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Лекция используется для работы со студентами 2-4 курсов, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.
Беседа – это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов преподавателя и ответов студентов в процессе обучения. С помощью беседы студенты должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы преподавателя, задаваемые студентам в соответствии с определенным планом, побуждают студентов во время беседы связывать уже имеющие у них знания со вновь приобретенными.
Работа с книгой. Более частные положения студенты должны уметь самостоятельно отыскивать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки студентов к самообразованию.
Для каждой учебной дисциплины, МДК существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных педагогом; применение знаний в практической деятельности.
Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить студентов со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст обучающихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому обучающимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, студенты должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.
Наглядные методы.
Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных дисциплин естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством преподавателя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно студентами по заданию преподавателя.
Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с обучающимися на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания студентов на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов. Она обеспечивает восприятие студентами сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор студента, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех дисциплин учебного плана.
Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явлений, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.
Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с обучающимися по поводу воспринятого, что помогает преподавателю диагностировать процесс усвоения знаний студентами.
Практические методы.
Упражнение – метод систематической и эффективной обработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия обучающихся с педагогом или в специально организованной индивидуальной деятельности.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности.
Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание студентом приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение обучающимися теоретического материала и тщательный инструктаж преподавателя. Педагог показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы преподаватель и студенты обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.
Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или умения, вторые – совершенствованию способностей и дарований студентов. Упражнения всегда должны побуждать студентов к самодеятельности. Они осознают действия, которые при этом производят. Анализ этих действий поможет им подойти к поискам алгоритмов решение задач определенного рода, а затем и к алгоритмизации более сложных видов учебной деятельности.
Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия преподавателя и студентов на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении дисциплин естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности обучающихся в их проведении.
Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование студентов, показ отдельных элементов исполнения, деятельность студентов с контрольно-консультативной помощью преподавателя, коллективное обсуждение результатов, установление их связей с ранее изученными знаниями.
Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучающихся. Эта группа состоит из 2 подгрупп: метод стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, ситуации успехов, ситуация нравственных переживаний) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в обучении (разъяснение личной и общественной значимости учения, учебные требования, поощрение, наказание).
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению студентов в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в обучающихся различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых дисциплин, МДК учебного плана.Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу обучающихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д.
Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации преподавателем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Устные методы контроля. Наиболее распространенным является индивидуальный опрос, когда обучающийся вызывается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для преподавателя, так и для студентов. Для преподавателя тем, что, опрашивая одного студента, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы группа не была предоставлена самой себе. Студента надо опросить основательно, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы.
Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности группы к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний преподавтель проводит фронтальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу.
Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три студента вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на одинаковый отрезок времени. К доске вызываются еще 2 студента, один из которых будет выполнять функции опрашивающего преподавателя, второй – студента. Преподаватель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части группы дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке – другая половина.
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебной дисциплины, МДК, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется преподавателем в целях коррекции как всей педагогической, так и познавательной деятельности обучающихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверки знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.Графические методы контроля заключаются в том, что преподаватель, исходя из специфики учебной дисциплины, МДК, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
В настоящее время повсеместно компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны. Тестология рекомендует использовать тестовые задания четырёх форм.
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- открытой формы;
- на установление соответствия;
- на установление правильной последовательности.