Использование текстов устного народного творчества в качестве дидактического материала на уроках русского языка в начальной школе.


Использование текстов устного народного творчества на уроках русского языка в начальной школе.
Эффективность обучения русскому языку в начальных классах зависит от многих факторов. Успешность усвоения знаний в начальной школе на уроках русского языка зависит от качества используемого дидактического материала. Психологи считают, что прочности усвоения знаний способствует увлекательность иллюстративного материала. Кроме того, иллюстративный материал должен помогать решать не только обучающие, но и развивающие и воспитательные задачи.
Важнейшей воспитательной задачей на уроках русского языка является формирование интереса к этому предмету, развитие любви к русскому языку. Достижению этих целей будет способствовать регулярное обращение к произведениям устного народного творчества, в том числе и на уроках русского языка, а именно: использование в качестве упражнений текстов различных жанров устного народного творчества.
В русской азбуке фольклорные тексты представлены преимущественно малыми жанрами устного народного творчества – пословицами, загадками, поговорками. Работа с пословицами в период обучения грамоте сводится к обсуждению того, о чём эта пословица, чему она учит, что осуждает, как следует поступать в связи с этим. В учебниках русского языка очень мало упражнений с использованием фольклорных текстов, используются только тексты малых жанров. Положительным моментом можно считать , однако, то, что пословицы и загадки выступают одновременно и как языковой материал для заданий грамматического характера, направленных на формирование орфографических навыков, и как средство развития речи и мышления учащихся.
В соей работе использую упражнения на основе фольклорных текстов в соответствии с конкретными разделами науки о языке, изучаемыми в начальных классах, и с формируемыми в этой связи знаниями, умениями и навыками. Приведем примеры заданий.
Изучение звука [у] и букв «У», «у»
Подчеркните в пословицах и поговорках буквы, обозначающие звук [у].
- Умелые руки не знают скуки.
- Убить двух зайцев.
- В трёх соснах заблудился.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Утро вечера мудренее.
Изучение «Ь» как знак мягкости и как разделительного знака.
При закреплении этого материала можно дать учащимся такое задание: из пословиц и поговорок выписать в один столбик слова с мягким знаком как знаком мягкости, а в другой столбик выписать слова с «ь» как разделительным знаком.
- Родину - мать умей защищать.
- Ученье – путь к умению.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Отольются волку овечьи слезки.
Правописание личных окончаний глаголов.
При списывании дописать окончания глаголов 2-го лица. Подчеркнуть окончания - ешь одной чертой, - ишь -двумя чертами.
- Летом не собер…, зимой не найд… . - Снег с углём не смеша… . - Если не сдерж… слова, не сдерж… и клятвы.
- С малого начинай – достигн… большого.
- Люб… кататься, люби и саночки возить.
Правописание частицы «не» с глаголами.
Спиши пословицы, раскрывая скобки.
- Кашу маслом (не)испортить.
- Из песни слов (не)выкинешь.
- (Не)спеши языком, спеши делом.
- Под лежачий камень вода (не)течет.
- После драки кулаками (не)машут.
Упражнения, в которых присутствуют пословицы и поговорки обостряют интерес к жанру, содействуют их запоминанию, развивают остроту ума, умение быстро вспомнить нужную пословицу и уместно употребить в речевой ситуации.
В заключение отметим: использование текстов устного народного творчества в качестве дидактического материала на уроках русского языка в начальной школе способствует формированию грамотного письма, пополнению словарного запаса и развитию речи учащихся, оказывает благотворное влияние на нравственное развитие школьников, позволяет комплексно подходить к решению обучающих, развивающих и воспитательных задач.