Презентация к педагогическому совету по теме:
Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности
Цель: Определить наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности для педагогического коллектива школы- интерната.Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей.
Задача:Определить факторы, влияющие на успешность работы педагога.
« Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре» Олег Семенович Газман
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» .Владимир Михайлович Лизинский.
Педагогический профессионализмопределяется через понятие «педагогическое мастерство». « Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог ».Антон Семенович Макаренко.
Личность это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Личность педагога, это:интеллект, общая культура, уровень профессиональной подготовки, особенности его характера и темперамента, присущие данной личности нравственные ценности.
Критерии, успешности работы педагога:Педагогические;Психологические;Личностные.
I. Педагогические критерии успешности педагога.уровень обученности, воспитанности обучающихся, подготовка к дальнейшей жизни в обществе;
исследовательская работа, самообразование;
повышение квалификации;
самоанализ;
инновационная деятельность.
II. Психологические критерии успешности педагога.стиль общения учителя, принятая им позиция;значимость учителя для учеников.
III. Профессионально - личностные критерии успешности педагога.
Наши личностные качества:АктивностьВнимательность Взаимопонимание ВежливостьВыносливостьВоспитанностьВспыльчивостьДоброта Добропорядочность ДобросовестностьДоброжелательностьДеловитостьДеликатностьДружелюбность ДисциплинированностьЖизнерадостность Желание не обидеть, не навредить, помочьЗамечательностьЗаинтересованностьИгривость Инициативность ИсполнительностьКомпетентность Креативность Коммуникабельность Любовь к детям ЛюбознательнательностьЛеньМилосердность НастойчивостьНадежность
Наши личностные качества:ОткрытостьОбщительностьОбязательностьОтзывчивостьОтветственностьОрганизованностьПунктуальностьПорядочностьНеравнодушность Профессионализм ПринципиальностьРассудительностьСправедливость СтрогостьСкромностьТворчество Терпеливость Тактичность ТрусливостьТрудолюбие ТрудоголикТребовательностьУмение любитьУвлеченностьУпорствоУмУсидчивостьЧестность ЧеловечнаяЦелеустремленностьЮмор
Личностные качества коллег.Активность4Внимательность 2Взаимопонимание 1Вежливость1Выносливость1Воспитанность1Вспыльчивость2Доброта 20Добропорядочность 1Добросовестность2Доброжелательность2Деловитость1Деликатность1Дружелюбность 1Дисциплинированность1Жизнерадостность 1Желание не обидеть, не навредить, помочь1Замечательность1Заинтересованность1Игривость 1Инициативность 1Исполнительность2Компетентность 1Креативность 1Коммуникабельность 3Любовь к детям всеЛюбознательность1Лень-Милосердность 1Настойчивость1Надежность2
Личностные качества коллег.Открытость1Общительность3Обязательность1Отзывчивость10Ответственность7Организованность1Пунктуальность2Порядочность2Неравнодушность 2Профессионализм 3Принципиальность1Рассудительность1Справедливость 8Строгость2Скромность2Творчество 3Терпеливость 4Тактичность 3Трусливость1Трудолюбие 1Трудоголик2Требовательность1Умение любить1Увлеченность1Упорство1Ум1Усидчивость1Честность 3Человечная1Целеустремленность2Юмор2
Личностные качества коллег:
Какие личностные качества, есть у ваших учителей?ИмеютНе имеютВоздержались 1Юмор29--2Терпение227-3Справедливость (честность)29--4Доброта245-5Любовь к ученикам227-6Красота 263-7Общительность (умение находить общий язык со всеми: учителями, учениками, родителями)281-8Творчество (умеет-может: рисовать, петь, танцевать.)281-9Профессионализм (хорошо знает свой предмет)261210Чуткость, внимание, такт по отношению к обучающимся2261
Какие личностные качества, есть у ваших учителей? 1Грубость 62Злость 173Крик 184Строгость 165Наличие любимчиков в классе116Несправедливость 97Жадность оценок 118Неуважение 129Непонимание 710Не любит учеников 6
Высокая педагогическая культура - условие успешной профессиональной деятельности учителя.Культура - (с лат. cultura - возделывание, обрабатывание) совокупность материальных и духовных ценностей.
Функции культуры:Познавательная;Информативная;Коммуникативная.
Составные элементы культуры: Культура личности.Профессиональная культура.Педагогическая культура.
П е д а г о г и ч е с к а я к у л ь т у р а - это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах. Культура педагога - комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.Профессиональная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач.
Внутренняя культура педагога - это стержень, та основа, которая определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности.
Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение - средство воспитания и развития школьников. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке (занятии) и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
« Мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником».Василий Александрович Сухомлинский
Анкета для педагога. Приятно ли с вами общаться?Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на вопросы.За каждый ответ «да» на вопросы: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, начисляйте по 1 баллу и подсчитайте сумму баллов.
От 1 до 3 баллов - трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли очень общительны. Однако общаться с вами не всегда просто, а порой даже трудно. Следует над этим задуматься.От 4 до 8 баллов - вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне. От 9 баллов - вы, наверное, один из самых приятных в общении людей.Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам много играть, как на сцене?
Проблемы профессиональной деятельности педагога.1. Этап профессиональной деятельности (стаж до 6 лет) - формирование стиля.2. Этап профессиональной зрелости(от 7 до 15 лет стажа);(от 16 до 25 лет стажа)- стабильный период.3.Этап зрелости( от 25 лет стажа)- специалисты.
Начало профессиональной деятельности.“Если на этом этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в такой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершенно”.Английский писатель Сэмюэл Смайлс
Главные вопросы:1. Как добиться взаимопонимания с учащимися?2. Как завоевать авторитет в глазах учеников?3. Что значит найти свое место в педагогическом коллективе?
Профессиональная зрелость.“Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать”.Федор Михайлович Достоевский
Главные вопросы:1. Что я сделал? 2. Неужели это будет моей жизнью и впредь?(7-15 лет стажа)1. « Я должен»2. Профессия - главный смысл деятельности.(16-25 лет стажа)
“Зрелые люди - это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут”.Эрик ЭриксонПсихолог
Характерные черты этого этапа:Исполнительность;Ответственность;Трудовой патриотизм.
У н и в е р с а л ь н ы й в ы х о д:Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим, свое отношение к ним, изменим себя, поработаем над собой.Имидж педагога - условие успешнойпрофессиональной деятельности.
Имидж - облик, вид, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В.М. Шепель). Имидж- это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Имидж - своего рода самопрезентация для других. (И Нефедова, Е Власов).
Точки опоры имиджа:Одежда;Походка, жесты, позы;Мимика, взгляд, визуальный контакт;Прическа, макияж;Манера общаться (умение удерживать внимание собеседника).
имиджаВнешний компонентСтруктураМимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка.Процессуальная составляющаяФормы общения - профессионализм, пластичность, выразительность Внутренняя составляющая Внутренний мир человека
Слагаемые имиджаВизуальная привлекательность
Слагаемые имиджаКрасный цвет поднимает настроение, возбуждает, подавляет вас и ваше окружение.
Слагаемые имиджаОранжевый – “горячий”- тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожиЖелтый – яркий, привлекающий к себе вниманияЗеленый цвет - является спокойным цветом
Слагаемые имиджаСерый – спокойный цветСиний цвет -способствует концентрации вниманияповышает работоспособностьФиолетовый - считается противоречивым
Слагаемые имиджаЧерный - угнетающе действует на психикуБелый - вызывает утомление и усталость
Педагогическая культураПедагогический тактПрофессиональная компетентностьИмиджпедагогаПедагогическое мастерство
Спасибо за внимание!