Методические рекомендации к применению игровых форм работы на уроках истории


ИГРОВЫЕ ФОРМЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 - 7 КЛАССАХ
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час, рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Автор отмечает что, игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.
А как же обстоят дела в современной школе? Сегодня игра достаточно актуальная форма обучения. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся "леностью ума", желающие все получать в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов, начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами. Для того, чтобы продуктивность этой формы была высока, учитель должен стать не только организатором игры, но и ее участником, так как простая отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей) не вызовет у них особого энтузиазма. Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. По мере того, как историческая игра становится более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно как бы отходит на задний план.
При составлении игры следует помнить:
а)исторические игры ни в коем случае не должны преследовать такую цель, как механическое заучивание фактов, без логического осмысления.
б)при отборе исторических фактов, имен и дат для изготовления игр приходится ориентироваться на материал, включенный в учебные книги.
в)главное, к чему надо стремиться, это уметь не только вызвать интерес учащихся к игре, но и добиться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.
г) если в играх ребята не будут находить нового, если все в них будет известно, эти игры не будут пользоваться успехом.
Следует подробно остановиться на различных видах игр. Совершенно особое место в системе игр на уроках занимают настольные игры. К ним относятся различные кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, "крестики-нолики", криптограммы, головоломки. Особенностью этих игр является то, что при ознакомлении с ними учитель предлагает детям различные варианты игр (индивидуальные и групповые), а после того, как учащиеся освоят возможности этой игровой формы, возможно предложить детям самостоятельно создать подобную игру. Это может стать формой проверки домашнего задания.
Ещё один вид игры на уроке истории это театрализованное представление - это такая форма деятельности, которая помогает не только пробудить в ребятах интерес к предмету, но и повторить изученное, а так, же облечь материал в образную форму. Сотворчество учителя и школьников, занятых в спектаклях, продолжается и на уроках, облегчая решение многих учебных и воспитательных задач. В ряде случаев театральные постановки способствуют усвоению сложного материала, например, связанного с историей религии, с оценкой личности того или иного политика, монарха. Очевидно, что сценическое воплощение исторических сюжетов позволяет в какой-то мере передать атмосферу минувших эпох, стимулирует эмоциональное восприятие информации. Одним из подвидов театрализованного представления является игра "Оживление картины". Здесь присутствуют все атрибуты театрализованного представления (сценарий, минимальные декорации, костюмы и репетиции) , но сам "оживший" рисунок учебника или учебного пособия становится как бы театральной декорацией. Действие происходит в сюжете картины и не выходит за ее рамки. В классе выделяется две группы "артисты" и "зрители". "Зрители" в ходе просмотра спектакля выполняют то или иное задание по теме урока.
Другим подвидом театрализации является театрализованная игра - ее отличает возможность более широкой импровизации участников игры. В ней присутствует элемент проблемно-дискуссионного характера, когда участники представления в ходе исполнения своих ролей пытаются высказать собственную точку зрения или мнение своего персонажа. При этом часто используются не заранее отрепетированные тексты, а импровизационные выступления.
Примером таких игр могут стать уроки - суды по различным темам.
В последнее время особую популярность среди учителей и учащихся получили различные конкурсные игры. Основным отличительным признаком этого вида является их состязательный характер. Если театрализованные представления по своим целям выполняют задачи изложения нового материала, а иногда заменяют рассказ учителя. Конкурсные же игры носят проверяющий характер, их цель повторить и обобщить уже пройденный материал. В этой категории очень большое распространение получили игры на основе популярных телепередач "Поле чудес", "Своя игра", "Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?", «Самый умный», «За семью печатями» и другие. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут с любым возрастом детей и по любой теме. Используя такую форму игры можно повторить как большой раздел, так и отдельную тему. Особенность таких игр в том, что в них могут быть включены разноплановые вопросы (на повторение дат, имен, терминов, фактов, карты). К подготовке таких игр можно привлекать учащихся. Причем ученики старших классов могут готовить игру для малышей, что способствует решению многих воспитательных задач.
Одним из наиболее распространенных видов игровых моментов на уроках являются викторины. Их проведение возможно при изучении практически любой темы, со всем классом или с группой детей. Викторины могут быть по определенной теме, по датам, по терминам и т.д.
Викторина может быть как настенной для коллектива ребят, так и настольной для индивидуальной работы с бумагой и карандашом в руках.
Таким образом, Использование игровых приёмов позволяют разнообразить учебную деятельность, полнее учитывать особенности школьников и удовлетворять естественную тягу детей к играм. А игра, как известно, носит и воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер.