Методические рекомендации по применению метода фотофиксации при проведении исследовательской деятельности с дошкольниками
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 118 г. Сочи
354200, г. Сочи, ул. Партизанская, 16, тел./факс 8(862) 270-25-07
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению способа
фотофиксации хода и результатов поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками
Автор: Коваленко Лидия Михайловна,
Сочи, 2015 г.
АННОТАЦИЯ
Предлагаемые методические рекомендации по применению способа фотофиксации предназначены, в первую очередь, педагогам (воспитателям, педагогам дополнительного образования), которые занимаясь поисково-исследовательской деятельностью с дошкольниками, испытывают затруднения, связанные и индивидуальными и психологическими особенностями детей, которые вовлечены в процесс исследования.
Способ фотофиксации хода и результатов исследовательской работы опирается на наглядно-образное мышление, характерное старшим дошкольникам.
В основу рекомендаций положен личный практический опыт проведения исследовательской работы со старшими дошкольниками.
Опыт может быть полезен при организации поисково-исследовательской деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Сведения об авторе:
Коваленко Лидия Михайловна, педагог дополнительного образования МДОБУ центр развития ребёнка – детский сад № 118 г. Сочи;
Квалификационная категория – первая.
Контактный телефон: +7 918 402 53 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность рекомендаций видится в том, что детскому исследованию как методу обучения старших дошкольников в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства. Так как в основе ФГОС ДО заложен принцип: «Реализация образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Важно, что педагог, столкнувшись с определёнными трудностями при проведении исследовательской деятельности с дошкольниками, нашел способ решения проблемы, который может быть использован другими педагогами-практиками. Тем более, получены положительные результаты применения способа фиксации хода и результатов поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками.
Автор рекомендаций в своей практической деятельности опирается на методику А.И. Савенкова, данную в книге «Одарённые дети в детском саду и школе» (Издательский центр «Академия», 2000г.).
Имея большой положительный опыт исследовательской работы с младшими школьниками, педагог, начав работу с дошкольниками, столкнулся с проблемами, вызванными возрастными особенностями детей 6-7 лет. Занятия сначала проводились по методике, разработанной американским педагогом Сандрой Кейплан и описанной А.И. Савенковым. Методика рассчитана на детей 5-9 лет и построена на игровой основе. Она предполагает использование несложного специального оборудования – «исследовательского фартука» и карточек. Эти приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребёнка. Каждый этап этой работы отражается в надписях на кармашках фартука.
Но ребёнок, проявивший исследовательское поведение во время наблюдений за ним, во время теоретических занятий не мог последовательно излагать свои мысли, терял интерес, замыкался в себе. Только при проведении опытов и экспериментов дошкольник оживлялся, исследовательская активность ребёнка оставалась высокой.
Наблюдения за мальчиком показали, что он любит рассматривать на компьютере многочисленные комиксы и подробнейшим образом последовательно пересказывать их содержание. С удовольствием ребёнок рассматривал иллюстрации, придумывал к ним свои истории.
Всё это натолкнуло педагога на мысль создать в компьютере фотоархив из серий фотографий, отражающих процесс исследовательской работы.
Так был выбран «свой путь» для исследовательской деятельности – метод фотофиксации, который помог педагогу и ребёнку преодолеть возникшие проблемы.
Этот способ учитывает наглядно-образное мышление дошкольника и даёт положительные результаты.
Доказано, что наглядно-образное отражение окружающей ребенка действительности идет в тесной связи с речью. Предметы и явления, а также их отдельные свойства и связи познаются в образной форме и фиксируются в речевом плане, т.е. идет одновременное воспроизведение в сознании детей различных объектов с помощью образных и речевых средств.
Особенности способа фотофиксации хода и результатов работы:
он делает процесс исследования наглядным;
интересен ребёнку и необременителен для него;
помощь со стороны родителей всегда посильная, своевременная, предполагает творческий подход к обработке фотоинформации;
развивает речь дошкольника, память;
учит сравнивать, анализировать, обобщать;
его не сложно применить в практической деятельности других педагогов.
Положительные результаты применения способа фотофиксации можно объяснить и тем, что фотографирование, видеозапись и киносъемка относятся к наглядно-образной форме фиксации информации.
А основное требование к фиксации результатов наблюдения состоит в том, что запись, по возможности, должна вестись одновременно с самим наблюдением.
Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет непреходящее значение для всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития.
О ПРИЧИНАХ ВЫБОРА МЕТОДА ФОТОФИКСАЦИИ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Перед описанием предлагаемого способа фиксации, считаю необходимым остановиться на тех обстоятельствах, которые сложились в самом начале моей практической деятельности с дошкольниками, и внесли изменения в традиционный процесс исследовательской работы…
2012-2013 учебный год.
По методике А.И. Савенкова я провела вводный миникурс «Юный исследователь» в подготовительной группе.
Наблюдения за детьми помогли выявить ребёнка, выделявшегося среди ребят своей исследовательской активностью, желанием продолжить работу в направлении «физика и техника». Родители мальчика с желанием подключились к совместной работе. Индивидуальная исследовательская деятельность «Наставник-дошкольник» шла с учётом рекомендаций А. И. Савенкова.
Любознательный и сообразительный Кирилл Чубукин с интересом экспериментировал, посещал объекты исследования, но… замыкался в себе, когда необходимо было рассказать об увиденном, услышанном, пояснить свои действия. Наводящие вопросы не стимулировали его. Во время обсуждений он говорил мало, односложно. Но живой интерес мальчика к технике, устройству приборов необходимо было поддерживать и развивать.
Решение проблемы пришло в ходе наблюдений за мальчиком. Была замечена активность Кирилла при просмотре комиксов на компьютере. Он подробно и последовательно пересказывал содержание многочисленных картинок. Давал комментарии, бойко отвечал на вопросы.
Эврика! Нам поможет серия фотографий на компьютере, отражающая ход проведения нашей исследовательской работы.
Работа продолжилась с энтузиазмом!
Описание способа фотофиксации хода и результатов работы
Шестилетнему ребёнку сложно запомнить большой объём новой информации, который накапливается при выполнении исследовательской работы. Трудно дошкольнику последовательно излагать свои мысли. Писать ещё не умеет. Читать по теме исследования статьи в энциклопедиях, сети Интернет, - не под силу. Как быть, если сама исследовательская работа увлекла ребёнка?
На помощь пришли цифровые образовательные ресурсы: фотоаппарат, компьютер, видеоролики. Весь ход исследования фотографируется и сохраняется в отдельных папках на компьютере.
После посещения объекта исследования (парка, музея, библиотеки) – в компьютере папка – «Фотоотчёт экскурсии». Важно, что фотоинформация размещается на компьютере и доступна современному дошкольнику.
Провели опыт – весь процесс отправили в папку «Наши опыты». По фотографиям можно вспомнить, как это было.
Сделали практические образцы – процесс создания образцов и коллекций в очередной папке.
Организовали встречу, взяли интервью у интересных людей, старожилов, - а фотографии и видеоролики сохранили в компьютере.
Так накапливается подробный материал в фотоархиве, который всегда можно пополнить, легко найти нужную информацию о любом проведённом исследовании.
Наглядно-образное мышление дошкольника помогает ему по фотографиям, как по серии картинок, рассказывать, отвечать на вопросы.
Наступает момент, когда из каждой папки на компьютере надо вместе с ребёнком отобрать то, что важно для подготовки его сообщения, т.е. обобщить фотоматериалы. Дошкольник с помощью взрослых оформляет коллекции, практические образцы – весь накопленный материал.
При подготовке сообщения для публичной защиты исследовательской работы вместе с ребёнком выбираются фотографии к «Приложению», отображающего ход и результаты исследования, и мультимедийной презентации. Фотоприложение и презентация - помощники маленького исследователя. В них всё то, что он делал, о чём много раз беседовал с педагогом и родителями. Знакомые фотографии – опорные точки при публичной защите.
Педагог продумывает доступный и понятный ребёнку письменный вариант сообщения, делает презентацию, пишет бумажный вариант исследовательской работы с учётом указанных в Положениях о конкурсах требований по оформлению.
Дошкольник знаком с материалом распечатанной работы. Свободно в нём и в презентации ориентируется.
По тексту работы идёт повторение и закрепление цели, задач, методов исследования. Подводятся итоги. Обсуждается важность (актуальность) проделанной работы. Сообщение дошкольник учит наизусть (нелегко, но материал ему хорошо знаком, а последовательность слайдов презентации выставлял сам). К конкурсу всё готово. Юному исследователю предстоит публично защитить свою работу.
2013-2014 учебный год. Надо сказать, что способ фотофиксации воспитанницей Шпак Василисой был принят, «как свой».
Василиса – развитая, сообразительная с хорошей памятью девочка. Посмотрев фотоприложение к работе Кирилла, она спросила, будем ли мы делать и ей такой альбом о природе?
Родители Василисы стали нашими гидами по объектам исследования, помогали организовывать и проводить акции. Василиса регулярно забегала в мой кабинет и сообщала: «На флэшке для Вас что-то интересное…». Она эмоционально рассказывала о том, где были сделаны снимки, что самое интересное я должна посмотреть. Наши папки с фотоприложениями в компьютере быстро «пухли» и после экспериментов. Уже в начале ноября мы с Василисой сделали обобщение по фотоматериалам и собранным практическим образцам.
Подготовка к конкурсам шла в деловой обстановке. Василиса быстро учила текст, а некоторые абзацы рассказывала своими словами, чем очень гордилась. Любила рассматривать фотографии, вспоминая опыты, наблюдения, практические занятия.
2014-2015 учебный год. Во время проведения кружка «Юный исследователь» в подготовительной группе я сразу выделила улыбчивую и любознательную девочку, которая сразу усаживалась рядом со мной и с интересом смотрела на всё, что я делала, показывала. Даже рассказы она внимательно слушала и задавала вопросы. Лютова Оля на редкость работоспособная и обладает редким для детей умением вовремя сосредоточиться, переключить внимание.
Девочка артистична, увлечена танцами. Фотофиксация хода исследовательской работы нравилась ей, она эмоционально рассказывала по фотографиям, подмечая что-то особенное. Делать практические образцы с папой, братом, мамой, педагогом было для Оли приятным занятием.
Она пыталась всё делать самостоятельно, с гордостью демонстрируя свои успехи. Родители, бабушка с дедушкой поддерживали в Оли дух исследователя, отмечали важность выполненной работы. Готовясь к конкурсу, Оля сама садилась к компьютеру, листала презентацию, выразительно рассказывала текст, поясняла практические образцы. Вела себя, как настоящий учёный…
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА ФОТОФИКСАЦИИ
-127635169545В 2012-2013 учебном году Чубукин Кирилл проводил исследование по теме «Огонь – великое чудо природы! Хочу о нём знать, уметь применять».
Диплом I степени во Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (г. Москва).
Диплом I степени во Всероссийском конкурсе журнала «Дошкольник. Методика и практика обучения и воспитания» в номинации «Лучший детский проект».
Победитель регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Диплом II степени в научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку».
1524075565В 2013-2014 учебном году Василиса Шпак проводила исследование по теме «О дубах с почтением, любовью, восхищением!».
Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке» (г. Москва).
Именной нагрудный «Знак отличия».
Диплом I степени в краеведческой научно-практической конференции «Непознанное рядом».
Победитель регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Диплом II степени в научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку».
81915108585В 2014-2015 учебном году Лютова Ольга проводила исследование по теме «Карандаши, чернильницы и ручки, без сомнения, как и перо гусиное, - достойны уважения!».
Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке» (г. Москва).
Именной нагрудный «Знак отличия».
Диплом I степени в краеведческой научно-практической конференции «Непознанное рядом».
Призёр регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Диплом I степени в научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку».
Наши дошкольники – участники ежегодного торжественного приёма одарённых детей г. Сочи «Созвездие юных талантов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поисково – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Она обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Выполнение работы предполагает наблюдения, экспериментирование, умение фиксировать ход работы с помощью доступной системы средств (включая и фотофиксацию), определять этапы реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Всё это присутствует в нашей поисково-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Способ фотофиксации, нам кажется, сделал этот процесс ещё ярче, интереснее. Способствовал успешности реализации наших замыслов.
ЛИТЕРАТУРА
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32с.: -ил.
Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – Москва: ИЦ Академия, 2000. – 232с., ил.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб. 6 ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. -128с.,ил.
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции.1-2ч.- Москва: Пед. университет Первое сентября, 2007.- 52с., 92с., ил.
Рыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – Москва: Творческий центр, 2005.- 60с., ил.
www.doshvozrast.ru