Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках информатики
«Развитие творческой познавательной активности
учащихся на уроках информатики»
Цели и задачи педагогической деятельности
Педагогический коллектив школы работает над методической темой «Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса». Основная цель реализации основной образовательной программы школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Целью моей педагогической деятельности является создание условий для достижения современного качества образования, воспитание информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, интеграцию урочной и внеурочной деятельности , вовлечение учащихся в исследовательскую проектную деятельность. Последние три года проводила педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках информатики средствами современных информационно-коммуникационных технологий»
Под творческой познавательной активностью понимаю высший уровень познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность. Актуальность развития творческой познавательной активности подростков обусловлена необходимостью продуктивной самореализации в условиях стремительно меняющегося мира. Философский аспект проблемы представлен в работах В.Г. Афанасьева, Л.Н. Когана и др.; психологическая сторона - в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева и др.; педагогическая - Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, И.Ф. Харламова. Считаю, что решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е. организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии (далее НИТ). НИТ являются эффективным средством развития творческой активности подростков, поскольку располагают комплексом возможностей, удовлетворяющих возрастным задачам:
-возможность выбора содержания и способов деятельности;
- возможность личного вклада в решение проблем;
- возможность сотрудничества;
- возможность свободного общения и обмена опытом.
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема использования компьютерных технологий в учебном процессе рассматривалась достаточно широко. (Н.Н. Гомулина, А.Г. Селевко, А.Ф. Кавтрев и др.) В то же время целый ряд конкретных вопросов, связанных с применением НИТ, остаётся актуальным. Как отмечает А.Ф. Кавтрев, применение подобных технологий в образовании "оправдано только в тех случаях, в которых они дают существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения" [3,с.207].
Основываясь вышеназванными причинами, определила следующую цель исследования:
Изучить влияния НИТ на развитие творческой познавательной активности учащихся.
Разработать технологию, способствующую созданию оптимальных условий для развития творческой познавательной активности учащихся на уроках информатики с учётом индивидуальных, дидактических, возрастных, личностных особенностей учащихся, основанную на применении НИТ.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
I. Создание условий для развития творческой познавательной активности учащихся, т.е
Использование технологий и методов обучения, направленных на актуализацию личностного опыта ученика, на знакомство учеников с творческой деятельностью, организация на уроках различных творческих видов заданий;
Создание и предъявление ученикам системы задач и заданий (в том числе на ПК, с применением НИТ), репродуктивная часть которых была бы основой для творческой деятельности, предполагающей абстрактное, наглядно-действенное, интуитивное мышление, имеющих, в том числе природосообразный, посильный характер;
Обеспечение демократического стиля преподавания при организации деятельности на уроках, проявление и учителем, и учениками положительных эмоций, направленности методов обучения на ситуацию успеха для каждого ученика.
II. Отслеживание результата эксперимента (Наблюдение, анкетирование, тестирование.)
Изучая современные педагогические технологии, пришла к выводу, что имеющиеся возможности и опыт педагогической деятельности позволяют мне для достижения поставленных задач реализовывать целостную технологию, основанную на применении элементов личностно-ориентированной технологии (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, С.В. Панюкова, И.С. Якиманская и др.) в условиях классно-урочной системы и проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин), основными принципами которой являются:
Природосообразности (научности) - (от наблюдений - к выдвижению гипотезы - к теоретическому обобщению и практическому применению, учитывая индивидуальные особенности и уровни развития каждого ученика).
Доступности (очеловечивание отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими).
Осознанности (предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения).
Комплексности (учёт психофизиологических особенностей ребёнка)
Созданная система занятий базируется на «трёх постулатах успеха»:
Интерес – основа, на которой держится развитие ученика.
Каждый ребёнок – творческая личность.
Самодеятельность – средство и результат образования.
Используемая система занятий определяется следующей схемой:
I. Целеполагание. Организация.
II. Изучение нового материала
III. Закрепление
IV. Повторение
V. Контроль. Коррекция.
Педагогические технологии
Для достижения результатов своей деятельности я применяю следующие педагогические технологии:
проектная деятельность;
групповые технологии;
обучение по алгоритму ( работа с инструктивными карточками);
деятельностный подход;
индивидуализация и дифференциация обучения;
игровые формы обучения;
методы эмоционального стимулирования.
Для достижения поставленных целей использую следующие формы деятельности учащихся:
теоретические и практические занятия;
работу с дополнительным учебным материалом;
организация задания для самостоятельного изучения материала с последующим обсуждением на уроках-семинарах;
организация научно-исследовательской деятельности учащихся;
выполнение заданий по информатике с использованием знаний из курса школьных дисциплин;
выполнение учащимися творческих работ, проектов различного характера:
- «Заповедники Мухоршибирского района» ;
- «Путеводитель по Мухоршибирскому району»;
- «Односельчане, вошедшие в историю республики» и другие.
В ходе работы над методической темой провожу открытые уроки, уроки-зачеты, уроки-семинары, уроки-конференции, практикую домашние самостоятельные творческие задания, применяю компьютерные программы, разрабатываю проекты с учащимися.
Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
как средство наглядности учебного процесса (презентации, моделирование),
для индивидуализации ученого процесса,
для организации коллективной и групповой работы (проекты),
как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Перед обучающимися стараюсь ставить такие задачи, в ходе решения которых они:
учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);
приобретают навыки самостоятельной творческой работы;
учатся грамотно использовать в речи информационные термины;
приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.
Организация учебного процесса.
При изучении нового материала стараюсь максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, используя методы обучения, направленные на актуализацию личностного опыта ученика, на знакомство учеников с творческой деятельностью. На этом этапе сочетание новых информационных технологий и метода проблемного обучения даёт хорошие результаты. При создании проблемной ситуации задействуются те психологические центры, которые вызывают эмоциональное проявление у личности, в частности, желания к самостоятельному поиску решения. Учащиеся мысленно «прокручивают» ответы на поставленные вопросы, формулируют гипотезу и проверяют её в компьютерном эксперименте. Процесс компьютерного моделирования увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма неожиданным. Для изучения нового материала использую традиционные формы уроков (приложение №1), но с применением выше перечисленных методов и компьютерных технологий они приобретают современную форму. Например, основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной устной – объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию стоит рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки.
Закрепление знаний проводится в форме проведения практических работ, уроков решения задач, семинаров по рассматриваемой проблеме. На этом этапе метод проектов, по сравнению с другими, наиболее эффективно обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении. Тем самым решается важная педагогическая проблема – осуществление непосредственной связи между приобретением знаний и применением их в решении практических задач. При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся, так как именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. При организации проектной работы с учащимися я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы, т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки. В процессе закрепления изученного материала я использую различные типы проектных работ (приложение №2) и следующие виды проектной деятельности: электронные презентации по темам курса информатики средней школы, истории информатики, интеграции информатики с другими предметами; лабораторный практикум на ЭВМ; решение задач на ЭВМ, моделирование; составление кроссвордов средствами электронных таблиц; анимация физических процессов и явлений; тестирование на компьютере, исследовательская деятельность. Каждая из рассмотренных видов деятельности учит учиться, готовит школьников к самообразованию, развивает творческую познавательную активность. При закреплении знаний учащиеся большую часть времени работают самостоятельно (на уроке, кружке и дома). При организации самостоятельной работы особое внимание уделяю созданию стройной системы учебных заданий, объединённых единой концепцией и логикой учебного курса. Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (Приложение №3). Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень мотивации учащегося; оригинальность метода решения; творческая фантазия; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности.
Обобщающие уроки, входящие в систему деятельности по присвоению новой информации помогают решать проблему развития мышления, внимания, памяти учащихся. На таких уроках не только углубляются, закрепляются и обобщаются знания, но и развиваются логические умения анализировать, конкретизировать, обобщать, использовать доказательства и обоснования. Для проведения уроков повторения и обобщения использую несколько технологий. Например, технология проведения урока–обобщения «Дебаты» используется после изучения большой темы (после изучения "Строение компьютера " провожу урок по теме "Использование компьютера –польза и вред"). Сущность технологии: обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей противостоящих, соперничающих команд: "Команда утверждения", "Команда отрицания". Ведущая идея: обучение убедительной аргументации своей позиции, точки зрения; формирование готовности противостоять современному информационному «зомбированию», умению осознано вырабатывать жизненную позицию. Метод проектов и на этом этапе является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Готовясь к урокам-обобщениям, учащиеся успешно используют НИТ: поиск информации в Интернете, электронные учебники по информатикее, экологии, химии, математике для осуществления межпредметных связей, прикладные программы различного назначения. Данная форма деятельности максимально насыщена разнообразными творческими работами, побуждающими учащихся к постоянному оперированию знаниями в поисках новых, более совершенных путей в осуществлении поставленной цели, развивающими мыслительную и деятельностную активность школьников, их волевые качества в решении поставленных задач, заставляющими искать и осваивать как новые знания по предмету, так и технологии их приобретения, в том числе - компьютерные и Интернет-технологии.
Принимая во внимание, что развитие познавательной активности учащихся зависит от оценивания результатов их труда, для обеспечения контроля и самоконтроля за работой и качеством усвоения учебного материала:
1. Выполняю распределение учебного материала раздела на структурно-логические модули (теоретический курс; практические занятия; индивидуальные домашние работы; учебный материал, выделенный для самостоятельного изучения). 2. Разработала критерии оценивания усвоения материала с выставлением рейтинговых оценок. (Обязательные и дополнительные баллы). Дополнительные баллы используются для поощрения обучающихся за выполнение творческих работ, активное участие в практических занятиях, своевременное выполнение учебных и контрольных заданий.
3. Разработала для каждого класса контрольно-измерительные материалы (тесты, контрольные работы, самостоятельные работы – инструментарий для поурочного и итогового мониторинга).
Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся является важным компонентом учебного процесса. Своевременная проверка результатов позволяет внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов. Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль ЗУН в виде практических, самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе и на компьютере) и др. Простроенная система работы позволяет прогнозировать образовательный процесс, планировать хорошие результаты.
Наиболее приемлемыми при организации учебной деятельности с применением НИТ считаю активные формы обучения, которые предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Организация интерактивного обучения основывается на моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Поэтому в структуру урока включаю больше элементов интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Интерактивную модель обучения в рамках урока внедряю через следующие интерактивные технологии и методы: работу в малых группах, в парах, ротационных тройках, проблемные лекции, эвристическую беседу, уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции; деловые игры; средства мультимедиа, технологию моделирования.
Разработала Учебно-методический комплекс: Рабочую программу по информатике (базовый уровень) в модульном варианте; Календарно-тематическое планирование; 3-х уровневые контрольные работы; Тесты для проверки тем «Windows», «Word», «Excel». Методические инструкции для выполнения лабораторных работ по всем модулям
(электронный и бумажный вариант); Методические инструкции для выполнения практических работ по всем модулям
(электронный и бумажный вариант.
Использую учебные электронные пособия в виде презентации «Power Point»: Microsoft Word приемы форматирования; Microsoft Word таблицы; Интерфейс Windows; Работа с файлами и папками; Основы работы в сети Internet; Защита информации; Работа с накопителями информации; Периферийные устройства.
Неотъемлемым компонентом созданной системы работы являются внеклассные мероприятия – тематические вечера, недели, конкурсы, позитивно влияющие на общее развитие учащихся и способствующие привитию интереса к предмету.
В результате применения описанных элементов педагогической технологии и проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
1. НИТ позволяют учащимся самостоятельно добывать знания путем собственной творческой деятельности, позволяют создать и удерживать высокий и устойчивый интерес к учебному труду, развивают продуктивное мышление, прочные и действенные результаты обучения.
2. Творческая познавательная активность учеников на занятиях с применением НИТ возрастает в связи с тем, что использование компьютера в обучении позволяет:
расширить возможности предъявления учебной информации;
усилить мотивацию обучения, чему не редко способствует сам факт работы с компьютером;
активизировать учебный процесс, способствуя обеспечению более полной занятости всех учащихся;
расширить наборы учебных задач, осуществляя управление процессом решения таких проблем которые трудно поддаются анализу в традиционных условиях;
сформировать у школьников рефлексию деятельности, т.к. они могут наглядно представить результаты своей работы.
Сильные стороны моего профессионального опыта: В своей работе я опираюсь на передовой педагогический опыт и это является важным условием и средством успешного решения многих моих учебно-воспитательных планов. В таком опыте выделяются элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Находя и используя новое и сочетая его со старым, я повышаю эффективность процесса обучения, при этом у меня изменяется и отношение к своему труду. В процессе деятельности я более часто начинаю анализировать не только результаты, но и ход своей работы, а также деятельность коллег в школе. При этом важно не просто скопировать изучаемые методы, технологии, приемы деятельности, но и, осознав идею, переработать ее таким образом, чтобы она могла эффективно использоваться для улучшения процесса обучения в каждом конкретном случае.Мой профессиональный опыт зависит от:1. Творческой, познавательной активности, включающей потребность в самостоятельном приобретении знаний и их обновлении на всех этапах деятельности;2. Умения работать с большими объемами информации и выделять из данного объема необходимую часть;3. Умения моделировать собственную стратегию и траекторию повышения своего профессионального и общекультурного уровня;4. Умения формировать свое самосознание и планировать работу по его углублению и расширению;5. Потребности внедрения полученных знаний в свою повседневную и профессиональную деятельность;6. Способности к нововведениям и инновациям.Слабые стороны :
Для предмета информатики характерны: неустранимая новизна, нестабильность содержания, разнотипность программных средств. Постоянное совершенствование аппаратного и программного обеспечения предмета вынуждают и начинающего, и опытного учителя информатики вновь и вновь возвращаться к доработке содержания предмета, средств и методов обучения. Научность подразумевает современность методов обучения, что применительно к информатике означает, прежде всего, моделирование в самом широком смысле, исследовательскую деятельность школьника. Планируемые меры по устранению слабых сторон: Для усовершенствования использования современных компьютерных технологий необходимы современные компьютеры и курсы повышения квалификации, считаю необходимым пройти курсы по следующим направлениям: «Использование интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе», «Мультимедийные технологии (векторная графика) в преподавательской деятельности», «Технология развивающего обучения на основе модульного подхода.Научная и учебно-методическая работа
Разработать документацию «Блок разноуровневых контрольных работ «
Посетить уроки других преподавателей
Разработать комплект тестов по разделу : «Windoows», «Word», «Excel», «Инфрматика»
Работать над созданием благоприятного микроклимата на уроках с целью адаптации школьников
Участвовать в пед. Советах, метод. Советах, инструктивно- методических совещаниях
Продолжить работу по развитию психологических свойств, качеств школьников в процессе обучения информатике (мышления, памяти, внимания, интереса, творческих способностей)
Продумать результативную систему занятий по коррекции знаний базового уровня школьников, предусмотрев как индивидуальную так и групповую форму работы;
Продолжить работу по повышению интереса учащихся к предмету через использование различных форм внеклассных занятий, через проведение школьной научно-практической конференции, конкурса рефератов, творческих работ, через проведение Олимпиады по информатике и участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах по предмету.
Приложение 1
Приложение 2
Типы учебных проектов
Приложение №3
Виды творческих заданий
Формы организации учебного процесса
Этап объяснения
нового материала
Этап закрепления
Этап повторения
обобщение
Этап контроля
Этап коррекции
Проблемная лекция
Лекция - визуализация
Компьютерная лекция
Эвристическая беседа
Лекция с применением игровых методов
Лекция – пресс-конференция
Лабораторная работа
Урок-решения экспериментальных задач
Урок-решения расчётных задач
Урок - практикум
Семинар
Урок - обобщения
Урок – соревнование
Урок – КВН
Урок – деловая игра
Театрализованное представление
Урок – путешествие
Что? Где? Когда?
Урок – дидактическая игра
Урок – творческий отчёт
Урок контроля знаний
Урок – защита проекта
Урок – «Охота за пятёрками»
Урок – игра
Урок - зачёт
Итоговая лекция
Круглый – стол
Урок – консультация
Урок – отчёт групп
15