Культура эпохи Возрождения в Западной Европе. Интегрированный урок (история + литература), 8 класс
Культура эпохи Возрождения в Западной Европе.
Интегрированный урок (история + литература), 8 класс
Слободянюк Н.В.- учитель истории;
Мись Е.В. – учитель русского языка и литературы.
Цели:
- дать краткую характеристику эпохи Возрождения;
- познакомить учащихся с биографией У. Шекспира, понятиями “Возрождение”, “гуманизм”;
- познакомить с крупнейшими мастерами искусства Возрождения;
- раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, её гуманистический характер;
- воспитать интерес к творчеству великих людей планеты, пробудить творческие начала личности, стимулировать стремление к самовоспитанию, осознанию идей гуманистов и стремление воплощать в жизнь их заповеди.
Соавторы: учащиеся «Историки», «Литературоведы», «Искусствоведы».
Ход урока
(слайд – видеовступление, на фоне которого читаются стихи):
1 ученик:
Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест -
Мне памятником будут эти строчки.
Ты вновь и вновь найдешь в моих стихах
Все, что во мне тебе принадлежало.
Пускай земле достанется мой прах, -
Ты, потеряв меня, утратишь мало.
С тобою будет лучшее во мне.
А смерть возьмет от жизни быстротечно
Осадок, остающийся на дне,
То, что похитить мог бродяга встречный,
Ей - черепки разбитого ковша,
Тебе - мое вино, моя душа.
2 ученик:
Так пусть же книги тут заговорят
Глашатаем немым души кричащей,
Что молит о любви и ждет наград, -
Хотя язык твердил об этом чаще.
Любви безмолвной речи улови:
Глазами слышать – высший ум любви.
3 ученик:
Я перевел Шекспировы сонеты.
Пускай поэт, покинув старый дом,
Заговорит на языке другом,
В другие дни, в другом краю планеты.
Соратником его мы признаем,
Защитником свободы правды, мира.
Недаром имя славное Шекспира
По-русски значит: потрясай копьем.
Три сотни раз и тридцать раз и три
Со дня его кончины очертила
Земля урочный путь вокруг светила,
Свергались троны, падали цари...
А гордый стих и в скромном переводе
Служил и служит правде и свободе.
4 ученик:
Вот сущность настоящей красоты –
Небесный дар, божественное семя.
В величье духа – сила чистоты,
Черты, которой не стирает время.
Земной красе сужден земной удел
Прекрасен тот, кто жил для добрых дел.
5 ученик:
Непостижимо слово человек
И как постичь столь странное явленье?
Пожалуй, сам он знает меньше всех
Своих земных путей предназначенье.
Орг. момент.
Учитель истории: История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуальных богатых и плодотворных эпох. (слайд)
Более четырех веков отделяют нас от того великого времени, когда человечество в своих деяниях, более не полагаясь на Бога, дерзнуло опереться на себя. Это было пробуждение от тысячелетнего сна средневековья, возрождение к полнокровной жизни, возрождение античного наследия. Это был прогрессивнейший переворот из всех пережитых до того человечеством.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся, словно на машине времени, в далекий XVI век, в Эпоху Возрождения.
Тема сегодняшнего урока – «Культура эпохи Возрождения»
Учитель литературы: Мы дадим характеристику эпохи Возрождения, узнаем каких великих деятелей подарил нам Ренессанс. (слайд)
Урок у нас сегодня непростой, интегрированный. Практически каждый урок я не устаю вам говорить, что такое есть литература. Литература – это отражение жизни. Сегодня мы начинаем рассказ о творчестве Вильяма Шекспира. Для того, чтобы мы смогли понять главных героев трагедий Шекспира, их чувства, мысли и поступки, нам необходимо окунуться в ту эпоху, когда жил и творил великий драматург. И поможет нам, конечно же, такая наука, как история.
Учитель истории: Вы поймете, что тема сегодняшнего урока истории неотделима от литературы, т. к. рассматривать эпоху Возрождения невозможно, не касаясь творчества великого драматурга Вильяма Шекспира.
Учитель литературы: Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы разделились на 3 творческие группы: историки, искусствоведы, литературоведы, провели большую поисковую и исследовательскую работу.
Учитель истории: Что же такое Ренессанс?
Учитель литературы: Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру?
Учитель истории: Историки, вам слово!
Ученик 1:
- Ренессанс - от французского слова – Возрождение. (слайд) Временные рамки Ренессанса – середина XIV- конец XVI вв. Родиной его считается Италия, которая раньше других стран встала на путь буржуазного развития.
Римляне употребляли это слово в смысле возрождения, восстановления после какой-то беды; возвращения на Родину из неприятельского плена или даже оживления после смерти. Таким образом, Средневековье у них ассоциировалось с пленом, смертью, а эпоха Возрождения означала оживление после смерти, восстановление после несчастий Средневековья, возвращение Античности
И как десять веков назад в эпоху Возрождения были провозглашены лозунги: (слайд)
“Человек – венец природы!”
“Человек есть мера всех вещей!”
“Знания делают человека Богом!”
Ученик 2:
Конец XV – начало XVI века ознаменовался для большинства стран Западной Европы становлением на путь капиталистического развития. Происходит быстрое разрушение основ феодального общества. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Её и называют эпохой Возрождения. (слайд)
Можно сказать, что человек пробуждался в самых разнообразных областях общественного бытия- в экономике, в технике, в политической жизни, в науке, в литературе, искусстве
Цеховое ремесло заменяется мануфактурой, в сельской местности разрушается крепостное право. В результате географических открытий развивается торговля. На арену общественной жизни выходит новый класс – буржуазия.
Бурно развивающееся производство требует знаний реальной действительности. Средневековая схоластика не могла удовлетворить потребности в знании нового времени. Основоположники мировоззрения эпохи Возрождения называют себя гуманистами.
Учитель истории: Встретились новые слова. Итак, словарная работа. (слайд) (запись в тетради)
Схоластика – средневековая университетская наука, изучающая “божественное”. Впоследствии- синоним мёртвого, книжного, оторванного от жизни знания.
Гуманизм (слайд)– мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное её творение.
Ученик 3: (слайд)
- Энгельс характеризует Возрождение как эпоху, которая “нуждалась в титанах и которая породила гигантов” по силе мысли, характеру, по многосторонности и учености. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершал бы далеких путешествий, не говорил на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. (слайд) Принципы свободного развития человеческой личности становятся идейным знамением Возрождения. Ломка эта совершается в тяжелой борьбе. Церковь, оплот феодальной реакции, всемерно отстаивает свое господство.
Революционный переворот переживает философия. Её главная цель – пробудить творческую мысль человека.
В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека.
Николай Коперник (слайд)создаёт учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы.
Гибнут на кострах самые смелые ученые, такие как великий итальянский мыслитель-материалист, борец против схоластики Джордано Бруно. (слайд)
Последователь Николая Коперника сожжён святой инквизицией на костре в Риме. Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается “узником инквизиции”. Живёт под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем – либо о вращении Земли.
Ученик 4.
И всё-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.
В 1459 г. во Флоренции создается академия (слайд) – новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам.
Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются.
Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках (слайд) – ученый Томас Мор предпринял попытку разработки «идеального» общественного устройства».
Изобретение книгопечатания (слайд) Иоганном Гуттенбергом содействует распространению грамотности, образованности, развитию наук, искусств, художественной литературы.
Ученик 5:
- В Средневековье считалось, что знание – проклятье для людей, а все страдания – результат потери счастливого неведения. (слайд) “Знание и плотское наслаждение – вот первые грехи “первых людей”, - так полагали средневековые богословы. Они наложили запрет и на наслаждение, на чувственную любовь, осудили красоту, радость, все то, что ценилось превыше всего античным мировоззрением. “Помни о смерти!” - вот девиз Средневековья.
Эпоха Возрождения, на мой взгляд, замечательная - яркая, ослепительная, в красках, пышная, изобильная, роскошная, а по взлетам человеческого ума и гениальная. Уильям Шекспир, Джованни Боккаччо, Мишель Монтень, Мигель де Сервантес, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи – вот далеко не все звезды на небе Ренессанса.
Ученик 6: (слайд)
Что отличает Ренессанс от Средневековья, от новых времен? По этому поводу в науке много споров, много разных толкований. Над этим задумались и мы, историки
Если обратиться к справочнику, то под словами “Возрождение, Ренессанс” мы найдем нижеследующее разъяснение: “Период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии, XIV-XVI вв., а в других странах – конец XV-XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре новых времен”.
Скупая, строгая справка, но за ней неоглядная даль событий, лиц, свершений человеческого гения.
Учитель истории:
- Подведем итоги: две эпохи – Средневековье и Возрождение. Две жизненные философии. Итак, каковы идеи христианского Средневековья?
Опрос (слайд)
1. Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.
2. Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека. Отсюда – идея подвижничества, аскетизма, жертвенности.
3. Возвеличение страдания. Земное страдание – путь к вечному (загробному) блаженству.
4. Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты телесной, наслаждения телесного.
5. Идея безграничной веры в Бога, его пророков, проповедников.
6. Гуманизм сострадания (милосердие, жалость к униженным, обездоленным).
Эти идеи наложили свою печать на духовную жизнь общества, принявшего христианство. Они отразились в его нравах, обычаях, вкусах, привычках, морали, законах, искусстве, философии.
Что же возвестили миру гуманисты Ренессанса? (слайд)
Возвеличение человека без Бога, без господина.
Отрицания бессмертия. Земная жизнь остаётся единственным и неповторимым достоянием человека.
Возвеличение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.
Возвеличение мысли и сомнения, отрицание догмы и веры.
Отрицание фанатизма.
Осуждение страдания.
Гуманизм величия человеческого.
Учитель литературы: Даже внешне меняются города.
Происходит переворот и в архитектуре. (слайд)
Главное, чем характеризуется эта эпоха – возвращение в
архитектуре к принципам и формам античного искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся
симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных
частей. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура
пережила в Италии, оставив после себя два города-
памятника: Флоренцию и Венецию. (слайд) Над
созданием зданий в Венеции трудились великие
архитекторы – Леон Альберти, Донато Браманте, Джорджо
Вазари и многие другие.
(2 видео. Архитектура).
Учитель истории:
(слайд) Люди проснулись от средневекового сна, они
совершили прогрессивный переворот. Глубже постичь этот
период человеческой истории, его особенности нам помогут
искусствоведы, которые готовили свои сообщение о
знаменитых живописцах, скульпторах Ренессанса.
Искусствоведы.
1 ученик
- В идейной жизни все более крепнет новое направление –
гуманизм. Главным содержанием искусства становится
человек и его земная жизнь, его борьба за счастье. В борьбе
против церковного мировоззрения гуманисты опираются на
образы античной литературы и искусства. В античном наследии гуманистов привлекает жизнерадостность и любовь к человеку. В статуях античных богов они видят образ прекрасного, правильно сложенного и одухотворенного человека, очень близкого их идеям. (слайд)Церковь считала человеческое тело греховным “сосудом дьявола”, и поэтому с таким вдохновением художники Возрождения рисуют обнаженное тело, в мраморе и красках, они создают гимн о его красоте. Яркий пример творчества Ренессанса – скульптор Донателло, чьи работы мы сейчас видим. (слайд)
Учитель литературы: Жаль, конечно, что мы не имеем возможности воочию созерцать все великолепие творений таких гениев, (слайд) как, к примеру, Микеланджело.
(3 видео. Микеланджело).
Эпоха Возрождения подарила миру поистине универсальные личности. Поражаешься тому, сколь многообразен в своих талантах бывает человек!
2 ученик:
Леонардо да Винчи (слайд) – итальянский художник, скульптор, архитектор, учёный, инженер, музыкант, поэт. Как описать такого человека, как Леонардо да Винчи?
Одним словом это точно не получится сделать – сказать просто художник, значит не сказать ничего! Великий итальянец трудился во многих отраслях науки и искусстваОн ненавидел войны и предостерегал людей от опасности использования научных открытий в военных целях. Известно, что Леонардо скрыл от своих современников идею создания подводной лодки. Леонардо много изучал птиц. Его интересовало искусство полета. Он начал проектировать такую машину, в которой человек будет свободен, у которой будет своя сила, чтобы лететь. На сегодняшнем языке, он первый, кто начал разрабатывать аэроплан. Всё, чего ему не хватило, это мотора!. Одним из самых знаменитых его изобретением считается «колесцовый замо
·к» - это огнестрельное оружие, для которого необходимая для воспламенения порохового заряда искра, высекается с помощью вращающего колёсика с насечкой. Кстати, это единственное его изобретение, которое признали при жизни.
(слайд)
Ходит легенда, что велосипед также придумал да Винчи (чертежи были найдены в дневнике мастера). Да что там велосипед! Танк также придумал Леонардо. На его чертежах он выполнен из дерева и металла и может вращаться. Мало кто знает, что Леонардо работал еще и над катапультой, двухлинзовым телескопом, прожектором и даже роботом. Сконструировав по чертежам машины Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно он является автором прообразов таких изобретений, как парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль. Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей.
После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.
Учитель литературы: Поражаешься гению человеческого разума! Давайте вспомним имена великих живописцев Ренессанса. (Боттичелли, Тициан) (слайд)
Художники Возрождения начали использовать новые художественные приёмы: построение
объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать
изображения более реалистичными и оживленными. (слайд)
В творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана итальянская живопись достигла своего наивысшего рассвета. Созданные ими образы воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту.
3 ученик:
Вечным мы называем произведение Рафаэля “Сикстинская мадонна”. (слайд) Гёте писал: “Одной этой картины с лихвой хватило бы , чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным”. (слайд)Жертвенность материнства воспел в ней великий Рафаэль.
Мы приглашаем Вас посмотреть на эти картины.
(4 видео. Живопись).
Учитель литературы: Литература эпохи Возрождения базировалась на основных философских положениях данного периода. (слайд)И самая главная черта художественных произведений Ренессанса в том, что читателю трудно, порой невозможно разделить книги на философские и развлекательные. В художественных произведениях воспевались доблесть, мужество, инициатива, творчество, чаще всего вдохновляемые примерами античности, а также любви и страсти в их взаимосвязи так, как происходит в жизни каждого человека, где переплетается разум и душа, мысли и эмоции, человек и природа.
Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же время выражала общественные, политические и эстетические идеалы гуманистов. Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота духовное богатство гармонически сочетаются.
Эпоха Возрождения подарила миру законодателя нового жанра – новеллы – Джованни Боккаччо, особым выразителем идей Возрождения был Франсуа Рабле, эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов Лопе де Вега, Вильяма Шекспира.
Понять Возрождение, значит понять его вершины, гуманистическое мышление и творчество людей, подобных Франческа Петрарки, Сервантесу, Рабле и других писателей. Они совершили скачок в интеллектуальном и художественном развитии человечества, определив развитие европейской культуры на несколько веков вперед.
Дадим слово литераторам. Слушая их, мы будем самостоятельно заполнять таблицу. (слайд)
1 ученик
Сборник сонетов Франческо Петрарки (слайд) посвящён возлюбленной Лауре, которую он встретил в церкви и не мог забыть всю жизнь. Его Лаура это не божественное существо, как представляли любимую женщину поэты средневековья, а живой земной человек. Переживания влюблённого, описанные Петраркой, тоже полны противоречий, изменчивости, то ликования, то страдания:
Благословенны все мои желания
Во славу ей и мысль, что непреклонно
Мне говорит о ней, – о ней одной!
Сонеты Петрарки, пожалуй, первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церковных представлений и спуститься на грешную землю, к людям. Это величайшее создание Петрарки «Книга песен» – собрание стихотворений, сонетов, канцон, посвященных Лауре. Она принесла автору заслуженную славу одного из величайших лириков европейской литературы.
2 ученик
Один из основоположников ренессансной литературы Джованни Боккаччо. (слайд)Годы жизни Джованни Боккаччо – 1313–1375. Великий итальянский писатель-гуманист, побочный сын флорентийского купца. Книга новелл «Декамерон» – вершина творчества писателя, одно из ярчайших созданий литературы эпохи Возрождения.
«Декамерон» открывается замечательным по своему реализму описанием чумы, свирепствовавшей в 1348 году во Флоренции. В это грозное время семь молодых девушек и трое юношей встретились в церкви Санта Мария Новелла и решили покинуть зачумленный город. Они удаляются в одну из загородных вилл. В течение десяти дней они занимают друг друга рассказыванием новелл. В книге осмеивается духовенство. Утверждается право человека на земные радости. Любовь изображается не только как естественное, природное явление, но и как облагораживающее чувство
3 ученик
Франсуа Рабле в своём романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”(слайд) осмеивает схоластическую педагогику, убивающую активность воспитанников. Схоласт обучил Гаргантюа азбуке так хорошо, что он мог говорить её в обратном порядке: на это ушло 5 лет и 3 месяца.
Новый учитель Понократ стремился вырастить активного, развитого человека. Многие идеи Рабле были взяты за основу педагогической практики последующих веков.
Томас Мор (слайд)мечтал о равноправии, о коллективном труде, гуманности и воспитании братских отношений между людьми и народами.
4 ученик
Мигель де Сервантес – великий испанский писатель. (слайд)Годы жизни 1547–1616. В 1605 году он опубликовал первую часть своего бессмертного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». В 1615 году Сервантес опубликовал второй том «Дон Кихота». В романе автор обрисовал жизнь различных слоев испанского общества, высмеял пороки имущего класса, с сочувствием относясь к обездоленным.
Стремясь защитить слабых и обездоленных, Дон Кихот проявляет необыкновенное великодушие и мудрость. Роман во многом представляет собой итог личной жизни Сервантеса, полной героических стремлений и катастрофических неудач.
Итак, прочитаем нашу таблицу. (слайд)
Учитель литературы:
- Поистине, золотой век искусства! Взлет человеческого духа, таланта, дерзания. Одной из самых ярких и загадочных звезд на небосклоне Ренессанса был и остается Уильям Шекспир. (слайд)
Учитель: Шекспир жил в эпоху Возрождения, в период создания больших национальных государств, необычного расцвета ремёсел и искусств, науки и торговли.
(5 видео. Шекспир).
5 ученик
“Шекспировский вопрос”. (слайд)
Знакомство с наследием Шекспира связано с необходимостью дать ответ на так называемый “шекспировский вопрос”: мог ли столь малообразованный человек, как Уильям Шекспир, был автором великих произведений?
При жизни Шекспира вопрос о его авторстве сомнений не вызывал. Впервые “шекспировский вопрос” прозвучал в конце ХVIII века. В 1772 году сомнение в авторстве Шекспира высказал англичанин Герберт Лоуренс. В ХIХ веке были названы имена возможных создателей произведений, приписывавшихся уроженцу Стратфорда Уильяму Шекспиру. Среди этих имен графы Ретленд, Дерби, Оксфорд, Саутгемптон. Их называли “университетскими умами”. Тогда же авторами пьес Шекспира стали называть английского философа Френсиса Бэкона и английского драматурга Кристофера Марло. Френсис Бэкон (1561–1626) был высокообразованным человеком, выпускником Кембриджского университета, автором философских трудов, в которых он ратовал за восстановление высокого статуса науки. Кристофер Марло (1564–1593) драматург, предшественник Шекспира, автор трагедий, в которых поставлены важные общественные проблемы войн и феодальных распрей, героики и патриотизма, созданы яркие титанические характеры.
Главный аргумент не верящих в авторство Шекспира состоит в том, что не сохранились рукописи его пьес. Но при этом не учитывается, что написанное им становилось собственностью театра, по его рукописям ставили пьесы. Несколько раз театр “Глобус” горел, во время пожаров погибали декорации, костюмы, театральное имущество, погибали и рукописи пьес.
- А какие аргументы в защиту Шекспира можем привести мы? Давайте вспомним, какие знаменитые русские писатели, подобно Шекспиру, были малообразованны, но так же, как и он, благодаря самообразованию смогли стать выдающимися писателями? (С.Есенин, М.Горький). То есть вполне возможно, что У.Ш. мог быть автором всех тех пьес.
В Англии “шекспировский вопрос” снят с обсуждения, поскольку авторство Шекспира не подвергается сомнению.
Чтение наизусть учеником стихотворения Евгения Корюкина.
Кем был ты - cтратфордским ростовщиком,
Дававшим в долг в столице Альбиона?
Актером - королем, лишенным трона,
Пугавшим принца призраком-отцом?
Иль графом, что заточенным пером
Писал в своем поместье отрешенно?
Иль "новой жизнью" жалкого шпиона,
Создавшего "посмертно" тайный том?
Мне все равно - пусть будут лишь Фальстаф,
Ромео, Лир, Мальволио, Просперо...
Твой гений - трагикомедийный нрав -
Я принял без остатка весь на веру.
Смотри ж на нас в величии своем
С Портрета, Потрясающий копьем!
Учитель истории: Я предлагаю вам решить загадку
“Четвёртый лишний”.(слайд)
Необходимо найти лишнюю фамилию и объяснить, почему
она здесь лишняя.
1. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рабле, Рафаэль
2. Сервантес, Бруно, Томас Мор, Ньютон
3. Шекспир, Коперник, Туполев, Рембрандт
Учитель литературы: Перед вами картины знаменитых
художников эпохи Возрождения. Ваша задача сказать автора и
название картины.
1. “Джоконда” Леонардо да Винчи (слайд)
2. «Рождение Венеры» Боттичелли (слайд)
3. “Возвращение блудного сына” Рембрандта (слайд)
Итог.
- Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку?
Чем оно может быть нам интересно?
- Почему человек должен иметь представление о достижениях мировой культуры, культуры своей страны, культуры своего края?
Сегодня на уроке мы узнали:
- Что такое Возрождение, в том числе Возрождение в Англии.
- Познакомились с биографией Шекспира. (Узнали, что мало известно о нем, его биография до сих пор хранит множество загадок)
- Затронули “шекспировский вопрос”: мог ли столь малообразованный человек написать великие произведения?
Учитель истории: Анализируя искусство эпохи Возрождения, направленность культуры в целом, необходимо постоянно учитывать противоречия, возникавшие на пути каждого гуманиста, каждого человека искусства той эпохи. Их произведения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала. (слайд)
Мы всего лишь бегло познакомились с эпохой Возрождения, с именами великих гуманистов, которые воспели человека как венец природы. К сожалению, у нас нет возможности подробно остановиться на творчестве каждого из них. Постарайтесь самостоятельно прочитать книги, о которых мы говорили, узнать побольше о писателях, имена которых здесь прозвучали.
Учитель литературы: Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие в эпоху Возрождения. Сколько времени прошло с тех пор! Не одно столетие. А люди все равно восхищаются картинами Леонардо да Винчи и Рембрандта, трагедиями Шекспира и романами Рабле. Научные открытия Ньютона, Коперника, Галилея, Гарвея нашли применение и в современном мире. Школьники обращаются к произведениям мастеров Возрождения и на уроках истории, и на уроках литературы, и на уроках ИЗО. Значит, действительно, эпоха Возрождения – это неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно снова и снова черпать силы и идеи для творчества. (слайд)И закончить наш сегодняшний разговор я хотела бы словами самого Микеланджело: (слайд)
“Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый
Веками будет согревать сердца”
Спасибо за работу на уроке!
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Перечитать трагедию Шекспира “Ромео и Джульетта”. История параграф 14
Культура эпохи Возрождения
В Западной Европе
15