Ситуация успеха как средство достижения образовательных целей
Ситуация успеха как средство достижения образовательных результатов
(из опыта работы)
Каждый человек желает быть успешным. Успех приносит людям самоудовлетворение, повышает самооценку, наполняет жизнь смыслом.
Стремление к успеху можно определить как цель всей человеческой жизни. И одной из основных задач образовательного процесса.
От кого же зависит успех в обучении? Многие ответят однозначно: от учителя. И с этим нельзя не согласиться. Однако очень многое зависит от стремления обучающихся. Еще У. Шекспир сказал: «Желание – отец мысли»[4]. Желая чего-либо достичь, мы активизируем мыслительную деятельность, а она создает мотив для следующего этапа: трудовой деятельности. И если цель достигнута, мы чувствуем успех, становимся увереннее, самооценка повышается. [1].
Очень важно, чтобы ученики во время занятий чувствовали успех. Уверенный ученик чувствует себя на уроке комфортно, стремится показать имеющиеся знания и получить вознаграждение.
Активизировать стремление стать лучше, должен, безусловно, учитель. Если дети видят, что учитель замечает их успехи, то стремятся вновь и вновь заслужить похвалу. И таким образом привыкают трудиться, получая от этого удовольствие. Первостепенным стимулом должно быть желание получать знания, развиваться, а не получение отметок. А для этого учителю нужно стараться не давать готовых знаний, а вести к ним[1]. Немецкий педагог Гербарт писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»[4].
Каждому учителю знакома ситуация, когда в классе из урока в урок работают одни и те же дети. Заставляя «молчуна» дать ответ на вопрос, мы чаще всего вызываем у него отрицательные эмоции. Такие дети, как правило, прячутся за спины, боятся ответить неправильно. Но когда-то нужно сделать первый шаг.
Разбиваем класс на группы, даем задание, а ответственными назначаем этих самых «молчунов». Они призваны распределить задания для ребят, а затем именно они будут оценивать ребят своей группы, аргументируя выставленные баллы. Ребята очень волнуются. Но так они получают очень важный жизненный опыт. А многие из них материал именно этой темы запоминают навсегда. Вероятно, это происходит на эмоциональном уровне (как прыжок с парашюта).
Еще одна групповая работа: прием “Письмо по кругу”. Группа получает лист бумаги с заданием. Включается таймер (чаще всего через 1 минуту звучат сигналы). Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и не повториться. В полной тишине каждый член группы записывает то, что знает на заданную тему в течение 1 минуты, затем передает листок. По сигналу таймера или учителя передача листов прекращается. Оценки выставляются участникам одной группы одинаковые.
Чтобы дети почувствовали свою значимость и оценили свои возможности, можно в логической схеме по той или иной теме оставить пробелы, которые они должны заполнить сами. Еще один вариант для самооценки: в конце изучения раздела материал зафиксировать в логической схеме. Кто-то начертит на развернутый лист, приведет массу примеров, даст все исключения, а у кого-то 2-3 стрелочки.
Очень эффективен прием “Поймай ошибку”. Подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается учащимся выявить допущенные ошибки[2]. Варианты данной работы могут быть разные. Если работа направлена на проверку изученного материала, то ошибки выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний. А можно работу усложнить, создав возможность овладеть материалом и сразу же увидеть и исправить ошибки. В этом случае важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Часто непродуктивной, а иногда неприятной, становится работа по пересказу прочитанного произведения на уроке литературы. В такой ситуации помогает прием “Ключевые слова”. На доске ключевые слова в произвольном порядке, а дети должны их расставить в правильном. Так прочитанное произведение приближается к пересказу событий, где соблюдается логика.
Можно дать задание группам. Составить ключевые слова по произведениям того или иного писателя, узнать произведение по ключевым словам, узнать автора и т.п.
Психологи говорят, что самое приятное для человека – это разговор о нем самом. Поэтому найти точки соприкосновения своей судьбы с жизнью великого человека и понять, что ты в чем на него похож. Это ли не важное событие для ребенка.
В качестве домашнего задания можно предложить мини-сочинение по теме: «Чем я похож на автора, героя .». Если в классе есть человек с именем автора или героя, то найти характеристику имени и сравнить с самим собой. Подобную работу можно провести с гороскопом. Главное – заинтересовать!
В 5-7 классах хорошо работает прием «Нарисуй свое чувство». Не у всех получается охарактеризовать чувства с помощью слов. Когда дети рисуют совесть, месть, добро, зло, счастье и затем объясняют свои рисунки, получается гораздо лучше.
Мы часто сетуем на инертность, пассивность наших обучающихся, их нежелание получать даже готовые знания. Но ведь успешность обучения – это, в первую очередь, радость открытий, изобретений. И чтобы научить своих учеников открывать, изобретать, учитель должен очень многое изобретать сам.
Возможно, с помощью таких форм работы, когда новые знания не навязываются, а «обнаруживаются» самими учащимися, ученики почувствуют удовлетворение, самоуважение и успех.
«Можно превратить урок в науку, обучение которой доставит детям радость полёта, страсть погружения и романтику сновидений», - так писал Шалва Александрович Амонашвили[4].
Таким образом, важнейшим в деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:
развивать веру в успех;
считать ошибки нормальным явлением;
сделать процесс обучения ощутимым;
признавать и видеть достижения каждого;
учить детей управлять собственной деятельностью [5].
Список литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ушакова, О.Д. Мудрые мысли мудрых людей/ Издательский дом «Литера» 2007/
http://festival.1september.ru/articles/524433/
Заголовок 115