Игра, как одна из форм развития познавательной активности на уроках химии


МБОУ СОШ № 33 г. Воронеж

«Игра, как одна из форм развития познавательной активности
на уроках химии».
Учитель ХИМИИ МБОУ СОШ № 33
Санникова Н.Н. ВКК
Воронеж 2016
В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала и познавательной активности, каждого конкретного ребёнка.
В этом поиске, достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть обучения, досуга и культурного развития ребёнка в целом. Именно сегодня существует потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании обучающихся в любом возрасте.
Проблемы повышения эффективности преподавания химии в школе решают различными методами, например такими, как внедрение в учебный процесс дидактических игр.
В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей, познавательной активности, фантазии, внимания и памяти обучающихся, расширению их кругозора и приобретению новых знаний и умений.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному получению знаний и закреплению умений. Всё это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель.
Дидактическая задача игры - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание скрытых способностей обучающихся.
Под влиянием увлечённости, которую создаёт игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в процессе игры присутствует главный фактор обучения - активность обучающихся.
При проведении дидактических игр, создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении предмету химии через увлекательные задания и конкурсы.
В ходе таких игр, происходит воспитание обучающихся, так как игра - это коллективная форма работы. В процессе её подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в группе, преодолевать психологические барьеры, т.е. работают как над собой, так и над своими особенностями характера.
Дидактические игры на уроках, способствуют изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживлённой, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить обучающихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону изменяются отношения между учителем и учениками.
Дидактическая игра - это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. Как и любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами в преподавании предмета.
Исходя из основных направлений по ФГОС дидактическим играм присущи многие из функций которые целенаправленно необходимо достигать в процессе обучения предмету, а именно:
Эмоциогенная функцияИгра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, воодушевляет, пробуждает интерес к изучаемому. Палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, ощущение неизвестности и таинственности, однако игра - не просто развлечение, а особый метод вовлечения обучащюихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.
Диагностическая функцияИгра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Сам ребёнок в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно, создаёт условия внутренней активности личности.
Релаксационная функцияЭтот метод, снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, сильными переживаниями. Игры на уроках используются для восстановления равновесия сил.
Коммуникативная функцияИгра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам - вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и обучающихся, выводит их на подлинное сотрудничество.
Важно так же то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.
Функция самореализацииПроцесс игры - всегда пространство для самореализации её участников и уникальная возможность для человеческой практики ребёнка в области применения и проверки накопленного им опыта.
Социокультурная функцияЭто так же и сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка.
Терапевтическая функцияОпираясь на вывод Э.Берна о том, во что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие? Так вот, игротерапевты используют игры для снятия жизненных неурядиц и коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения и ободрения ребёнка, преодоления различных трудностей, возникающих у него в поведении, в общении с окружающими, в обучении.
Но и это, далеко не все функции, которые реализуют дидактические игры, основными направлениями(функциями) по прежнему являются:
Образовательная: где организация общих способов работы с учебным материалом, повышает уровень обученности и способствует усвоению теоретических основ школьного курса химии и как правило, повышает эффективность обучения предмету. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Обучающиеся в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Например, при изучении темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева" обучающиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации химических элементов путём историко-логического подхода.
В процессе проведения дидактической игры в занимательной форме с помощью карточек и привлечением метода историзма ученики познают последовательность становления и развития периодического закона, периодической системы и их научного смысла и т.д.;Воспитывающая: способствует воспитанию положительного отношения к предмету, умению работать в коллективе, воспитанию личностных свойств характера и решению воспитывающих моментов во время урочной деятельности. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Развивающая: заключается в развитии творческих и психических свойств личности обучающихся, развитию их творческого потенциала и умственных действий.
Дидактические игры в процессе обучения.Для лучшего представления о влиянии дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр - воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность.
В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать её занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры, что привлекает внимание обучающихся.
Например: при проведении игры "Двойняшки"   обучающиеся обращают внимание на плакат с красочными символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники, а в игре "Бегунок" они видят игровой мяч, и их внимание привлекает не сам предмет, а его присутствие на уроке, и тут же меняется эмоциональный настрой класса. Обучающиеся, сосредоточившись, внимательно слушают условия проведения игры, которые побуждают их к познавательной активности.
Элементы же забавы служат своеобразным средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.
Безразличие к учёбе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимо знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т.д.
Например, для победы в игре "Двойняшки" надо хорошо выучить и усвоить знаки изучаемых химических элементов.
Для того чтобы быть первым в игре "Руки вверх", необходимо иметь верное представление о признаках химической реакции и физических явлений, их проявлениях в окружающей среде.
Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, например, когда обучающиеся совершая путешествие в страну "Химия", должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Другие вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, а другие эрудиции и использования дополнительной
информации.
Необходимо отметить, что знания в дидактической игре обучающиеся получают не только от учителя, но сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией и способами её получения.
Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облачённые в занимательную форму. Занимательность при этом, является только средством, подчинённым целям обучения, воспитания и развития.
Чем увлекательнее организованы условия обучения, тем полнее и шире происходит развитие и совершенствование обучения, т.е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию обучающихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.
Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности.
Однако, обучение нельзя превращать в игру. Игра - не самоцель, а лишь средство обучения, способствующее развитию познавательной активности в учебной деятельности школьников.