«Развитие художественно — творческой активности детей в условиях проектной деятельности


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
ДОКЛАД
«Развитие художественно - творческой активности детей в условиях проектной деятельности"
секция 4 «Использование инновационных технологий и вариативных форм (ТРИЗ, ГПО, интеграция воспитательно-образовательного процесса, ИКТ) – основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста».
МБДОУ № 8 « Теремок»
Воспитатель
Новоселова Ольга Витальевна
2014год
В. А. Сухомлинский:
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих процессов, так как в этом возрасте дети очень любознательны, их мышление более свободно, чем у взрослых и у них есть огромное желание познавать этот удивительный окружающий мир, через различные виды деятельности. В этот период как никогда остро проявляются и вместе с тем развиваются познавательный интерес и любознательность. Дети учатся воспринимать красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них чувства прекрасного.
В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди одной них можно назвать следующее - недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития. Согласно, теоретических положений, предложенных Л. А. Венгером, жизнь ребенка может, быть полноценной при условии, если дошкольники чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире. Однако опыт работы показывает, что занятий по методике Т.С. Комаровой, (по которой работает наш детский сад) явно недостаточно для развития у дошкольников творческих способностей, воображения, умения выражать себя, без которых невозможна ни одна художественно – творческая деятельность.
На современном этапе дошкольного образования, в век компьютерных технологий, актуальным становиться использование нетрадиционных методов для развития творческой активности детей. Одним из таких методов является рисование морской солью. В наше время много художественных материалов, но я хотела попробовать, что-то новое, мне хотелось найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребенка. Соль – один из замечательных природных материалов, который имеется в каждой семье. Доступный, недорогой и очень полезный расходный продукт, не только при приготовлении пищи, но и интересный материал для нетрадиционного рисования. Рисование с помощью соли очень увлекательное и не сложное занятие для ребенка доступное ему с самых ранних лет. А чем раньше ребенок начнет общаться с искусством и творить самостоятельно, тем ярче будет его мир.
Подводя итоги вводного мониторинга в сентябре 2012г. по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной ДОУ в соответствии с ФГТ на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, было выявлено, что дети второй младшей группы обладают недостаточными, поверхностными знаниями в таких образовательных областях:
«Познание» (высокий уровень составил 8,6 %, средний – 55 %, низкий – 36,4 %); «Художественное творчество» ( высокий уровень составил 10 %, средний – 60 %, низкий – 30 %) . Обследование развития мелкой моторики показало, что высокого уровня достигли 20 % детей, среднего – 45 %, низкого – 35 %. Для определения уровня развития творческого воображения я использовала методику Субботиной Л.Ю. «Неоконченный рисунок». (Экспериментальный материал: лист бумаги с изображениями 5-ти кружков, не касающихся друг друга, простые карандаши. Детям предлагалось из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.) Высокий уровень развития творчества составил 0 %, средний – 55 %, низкий – 45 %.
Проанализировав данные диагностики, мною был сделан вывод о том, что у детей недостаточно развиты творчество, воображение, умение выражать свои мысли и чувства. Самостоятельная активность при выполнении работ не проявлялась.
Исходя из всего вышесказанного, я обозначила проблему: каким образом наиболее оптимально выстроить воспитательно-образовательную работу с детьми и родителями по развитию художественно-творческой активности детей. Изучив методические рекомендации Е.В.Полозовой, Л.В.Томашевской, Е.Ю. Герц и И.А. Лыковой по использованию нетрадиционных методов и приёмов художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками и предположив (гипотеза), что проектная деятельность, предполагающая взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, окажет существенное влияние на:
Развитие интереса к окружающему миру, изобразительному творчеству;
Развитие воображения, фантазии, эмоционального отклика и творческого потенциала детей;
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие речи детей, обогащение словаря.
Развитие познавательной активности детей; расширение их кругозора.
Развитие уверенности в себе и своих возможностях,
для дальнейшей работы разработала проект «В волшебном царстве морской соли», целью которого стало «Развитие художественно - творческой активности детей, их фантазии». Реализация проекта предполагала выполнение следующих задач (согласно образовательным областям):
Физическая культура: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Здоровье: Профилактика заболеваний носоглотки, конъюнктивита и щитовидной железы при вдыхании паров соли. ( Соль обладает лечебным и дезинфицирующим эффектом)
Коммуникация: Развивать речь детей, обогащать словарь.
Познание: Способствовать познавательному развитию детей; расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения.
Социализация: Развивать уверенность в себе и своих возможностях, развивать активность, самостоятельность. Воспитывать инициативность в продуктивной художественной деятельности
Художественное творчество: Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов. Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования. Привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях. Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне. Побуждать детей формировать и выражать собственные эстетические вкусы.
Труд: Учить детей пользоваться разными орудиями в продуктивной деятельности (палочками,трафаретами ,печатями и т. д.)
Для реализации проекта мною было разработано перспективное планирование, включающее: 1.Непосредственно образовательную деятельность, построенную на принципе интеграции разных видов деятельности детей. 2.Совместную и самостоятельную деятельность детей: индивидуальные работа, развивающие игры, и др. 3.Работу с родителями: анкетирование, консультирование, выставки совместного творчества, дни открытых дверей, конкурсы. 4.Работу с педагогами: консультации, мастер-класс, семинары. Работа по проекту началась с познавательно – исследовательской деятельности. В ходе непосредственной образовательной деятельности, в игровой непринуждённой обстановке дети познакомились с «царством морской соли», увидели на большом экране разновидности соли в природе, узнали ее физические свойства. И в заключении морская волшебница показала им мир чудесных превращений - волшебный «солевой рисунок». С самого начала такой вид рисования очень понравился детям, так как всего несколько движений руками и на «волшебном разносе» появляются необычные узоры или сказочные герои. Самым обычным образом горсть соли превращалась в морскую волну, звездное небо, букет цветов или танцующего человека. И совсем не страшно было ошибиться в выполнении рисунка – ведь всего несколько движений: Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три -… если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала… Все это делало процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений. Мною были разработаны и проведены интегрированные НОД: «Ветер по морю гуляет»; «Сороконожка»; «Вьюга-завируха»; «Танцующий серпантин»; «Волшебный лес полный сказок и чудес» и др.
После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы мы с детьми перешли к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей это был следующий виток в освоении данной техники. Мною предлагалось воспитанникам поэкспериментировать с цветной солью, или же с использованием (как подложки) цветной бумаги, полупрозрачных и морских камней. Создала подборку дидактических игр и упражнений: «Выложи узор из камушков»; «Разноцветное конфети»; «Цветик-семицветик»; «Мастерская волшебника»; «Радуга-дуга»; «Веселые и грустные камешки» и др.
Постепенно, со второй половины года, я стала усложнять процесс – дети учились выполнять «солевые аппликации». Для этого мы варили специальный волшебный клей, со свойствами которого познакомились также в ходе познавательно – экспериментальной деятельности. В ходе увлекательных НОД («Зимушка-зима»; «Букет для мамы»; «Веселое космическое путешествие») воспитанники учились составлять композиции с использованием трафаретов, приготовленных воспитателем шаблонов-заготовок, переводных картинок. Дети равномерно наносили клей на приготовленную ими с помощью воспитателя поверхность и засыпали ее разноцветной солью. Наш клей не отличается мгновенной склейкой, поэтому готовые работы необходимо было поместить под чудо-пресс и только после полного высыхания мы рассматривали полученные работы, радовались, одобряли, хвалили маленьких художников. На начальном этапе детям давалось сложно выполнение таких аппликаций, но постепенно, шаг за шагом малыши увлеклись этим занятием, эмоционально зарядились сами и увлекли этим своих родителей. В конце первого года работы по проекту была проведена выставка работ детей и их родителей «В волшебном царстве морской соли».
На первом родительском собрании, проведенном в средней группе, по просьбе родителей решено было продолжить работу по проекту. Так начался новый усложненный год работы. В основу работы второго года по проекту легла пластилинография и мозаика крупной морской солью. Современные технологии позволили усовершенствовать пластилин. Он стал более мягким и эластичным, чистых и разнообразных расцветок, он не липнет к рукам. Это делает работу с ним интересной и увлекательной. Изучив специальную методику по пластилинографии, в основе которой лежат приемы надавливания и размазывания учила детей создавать яркие заготовки из пластилина буквально за считанные минуты. Затем начинался процесс выкладывания «солевой мозаики». Такое трудоемкое выполнение работы не укладывалось в рамки одного НОД, поэтому, как правило, оно заканчивалось в свободное время. Но дети не считали время, они с нетерпением ждали момента, когда можно будет продолжить начатую картинку и завершить задуманное. Так в ходе проведения НОД: «Дары осени», «Путешествие в осенний лес», «Елочка-зеленая иголочка», «Что мы знаем о космосе» появились коллективные «мозаичные солевые картины»: «Стоит березка», «На лесной полянке выросли грибы», «Ваза с фруктами», «Космическое пространство». Работы воспитанников были представлены на всероссийском конкурсе детского творчества, проводимом на сайте Академии Развития Творчества «Атр талант» и заняли высокие места.
Перед созданием каждой солевой картинки с целью снятия мышечного напряжения, развития мелкой моторики обязательно проводилась пальчиковая гимнастика, сопровождаемая литературным текстом. Рифмованные потешки и стишки создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. В ходе проекта была создана картотека пальчиковых игр, включающая игры со звуковым сопровождением без использования предметов («Кузнец», «Козлик», «Что такое, кто такой», «Колечки» и др.; упражнения с использованием различных предметов («Переполох», «Бусинки-горошинки», «Мешочек с сюрпризами»)и т.п.
Для того, чтобы активизировать самостоятельное экспериментирование детей и побуждать их к творческому отношению выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации была оформленна предметно-развивающая среда. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон-центров оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Своеобразный «центр юного исследователя» повысил интерес детей к исследовательской деятельности, способствовал формированию у детей научного мировоззрения. «Дом-подиум», особенно полюбившийся детьми, используется ими, как сцена для драматизаций, подиум для показа моделей, дом для сюжетно-ролевой игры и даже, как уголок для уединения. В театральном центре собрано все необходимое для развития творчества воспитанников в театрализованной деятельности и играх-драматизациях. Особое внимание уделила созданию центра творчества в группе. Толстые восковые и акварельные мелки, цветной мел, пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей, наборы с трафаретами, шаблонами для аппликации и рисования, крупная и мелкая, цветная и белая соль, подносы, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры, наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка, доска, мольберт, магнитная доска, фланелеграф, нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.) Все это нашло свое место в нашем творческом центре и позволило детям заниматься творчеством в свободное время.
Работа по проекту проводилась в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. С целью включения родителей в проектную деятельность были проведены: Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье»; собрания: «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях проектного метода», «Презентация работы по проекту»; Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»; Мастер-класс «Аппликация морской солью», выставка совместных работ. В помощь родителям изготовила пособие «Пальчиковые игры и гимнастика в кругу семьи», «Как организовать домашние занятия рисованием и аппликацией», и игры «Волшебная цепочка», «Выложи узор», «Разноцветная мозаика» и др.
Результативность работы по проекту «В волшебном царстве морской соли » подтверждается мониторингом качества образовательного процесса в группе, проведенным по образовательным областям «Познание»(высокий уровень составил 45 %, средний – 50 %, низкий – 5%); «Художественное творчество» ( высокий уровень - 65 %, средний – 35 %, низкий –0 %) , который показал рост показателей развития воспитанников. Развитие творческих способностей детей обследовала, как и в начале проекта с помощью методики Субботиной Л.Ю. «Неоконченный рисунок». ( высокий уровень - 65 %, средний – 35 %, низкий –0 %)

Свой опыт работы по проекту представляла коллегам ДОУ на заседании методического объединения воспитателей младших и средних групп: были проведены консультации «Методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию детского изобразительного творчества», на педагогическом совете ДОУ «Презентация результатов работы по проекту». Опыт работы был признан педагогами результативным и рекомендован для реализации в младших и средних группах детского сада. В рамках недели педмастерства показала организацию НОД «Путешествие на остров сокровищ» (интеграция областей Коммуникация, ФЭМП, Здоровье, Социализация, Художественное творчество).
Вывод: Таким образом, считаю, что проделанная работа по проекту дала хорошие результаты. Дети эмоционально откликаются на выразительные образы, радуются красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видят эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета; могут высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета. Могут создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, трафаретов, шаблонов. Освоили некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно требованиям программы), способы создания изображения, передают сходство с реальными предметами, обогащают образ выразительными деталями. Проявляют некоторую самостоятельность в выборе изобразительных средств и материалов; Проявляют интерес к творческому экспериментированию; Совершенствовалась ручная умелость, мелкая моторика; Повысился уровень развития художественно – творческих способностей.
Практическая значимость: Данный материал может представлять интерес для педагогов дошкольных учреждений и использоваться в практической работе по развитию художественно - творческой активности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.