Статья Из опыта работы Возможности театральной деятельности для развития творческой активности обучающихся


Возможности театральной деятельности для развития творческой активности обучающихся В течение трех учебных лет (2009 – 2012) мои ученические коллективы 4 класс, 1 и 2 становились победителями в городской социально - педагогической игре «Волшебный свиток». В какой – то момент я почувствовала и поняла, что коллеги также желают проявить свой личный и детский творческий потенциал в этой игре. И я попыталась найти другую сферу деятельности, где бы я могла еще совершенствовать свои профессиональные и детские компетенции. Мне было предложено участвовать в городской культурно – познавательной программе «Театральный класс», организатор – детско – юношеский центр (ДЮЦ). Целью программы является создание условий для проявления творческих способностей детей через приобщение к театральному искусству. Задачи:
приобщить школьников к театральному творчеству, познакомить учащихся с детскими театральными коллективами города;
развивать сотрудничество с Драматическим театром города;
способствовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников, формировать культуру поведения;
создавать условия для реализации коллективного и индивидуального театрального творчества детей.
При приеме детей в школу и в первом классе выясняется, что есть и ученики, и даже родители, которые ни разу не были в драмтеатре. Потому были опасения, для каждого ли ребенка эта программа? Вдруг часть детей или родителей будут против участия. Но в основе театра - игра, а игра - это приоритетный вид детского самовыражения, поэтому для ребёнка данный вид творчества близок, понятен, доступен и так заманчив. Свои фантазии, сказочные образы, выдуманные сюжеты ребёнок хочет попробовать и обыграть. А на уроках мы используем инсценирование, игры-драматизации.
И мы согласились на участие в этой программе.
Участие в программе
Программа была рассчитана на один учебный год и предусматривала разные виды и формы деятельности
Виды деятельности
познавательная (изучение основ театрального искусства);
театрально-прикладная (театральная игра, игра с куклами, знакомство с театральным дизайном и изготовлением театральных кукол);
коллективная творческая (постановка театральных этюдов и спектаклей, концертных номеров; просмотр спектаклей, оформление творческого дневника);
индивидуальная творческая (учебные занятия в творческих мастерских);
интеллектуально-игровая (викторина).
Формы проведения
теоретические и практические занятия в театре кукол «Гном» и театре «ДеЛиТ(детское литературное творчество)» (занятия по театральной игре и прикладному творчеству);
самостоятельная работа класса по подготовке конкурсных заданий (театральные этюды, творческий дневник и пр.);
работа над спектаклем, показ спектаклей;
конкурсные мероприятия между классами;
итоговый праздник.
Ученики разделились на подгруппы и начали посещать теоретические и практические занятия в ДЮЦе. В первом полугодии шли занятия в театре кукол «Гном». Во втором полугодии – в театре «ДеЛиТ». Нужно отметить, что воспитательные возможности этих театральных занятий весьма велики. В них органично соединяются различные виды искусства: искусство слова, музыкальное, изобразительное, пластическое. Ребенок с ними соприкасается. Ребята изучали основы театрального искусства, знакомились с театральным дизайном и изготовлением театральных кукол, играли с куклами. Сначала кукла рождается в сердце и воображении творца, затем в руках – из различных материалов, и, наконец, оживает на сцене, приобретая характер, манеры поведения, голос. Первые куклы были простыми, из бумаги, картона, затем работы усложнялись. Понятно, это занятие – для каждого ребенка. Последние куклы и бутафория были из поролона и различных материалов. Куклы - это не только традиционные фигуры: людей, животных, но и любой объект: машина, дерево, и т.д. Был в этой работе и соревновательный момент. Классы из разных школ набирали баллы за качество выполнения работ, оригинальность, актуальность и т.д.
От идеи до спектакля ребята преодолевают интереснейший путь, и каждый ученик здесь находит дело по душе. Кто-то является художником и рисует афишу, кто – то бутафором и создает жезлы и погоны для инспектора, карусели и магазины для сказочных жителей. Кто – то в массовке и на краю сцены стоит за знак дорожного движения или светофор, а кто – то актером основного состава и играет дедку, колобка или внучку.
Дети не должны быть пассивными слушателями, а зрителями, исполнителями, понимающими язык театра. А интерес к творчеству других наиболее полно формируется через собственное творчество. Началась подготовка к постановке театральных этюдов и спектаклей, концертных номеров. Параллельно шли просмотры спектаклей драмтеатра, приезжих коллективов, оформление творческого отчета. Дети сами искали и предлагали темы для выступлений. В результате, выбор пал на актуальную тему. Первый номер был по правилам дорожного движения. Все роли были равнозначны. У каждого ученика своя роль по желанию: пешехода, инспектора, водителя, и даже знака дорожного движения. Каждый из детей по очереди выходил на сцену. Многие ребята преодолели робость, поверили в себя, побороли комплексы. Об этом они рассказали в анкетах (мы все время рефлексируем). Во второй постановке, в драматическом номере, уже были главные герои и второстепенные: кто - то показывал себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной. Робкие, стеснительные дети проговаривали свои слова хором (по четыре – пять человек, в сценке у нас с колобком встречаются 4 волка и пятеро зачат).
Очень приветствовалась помощь взрослых. Родители помогали с костюмами, заказом автобуса, репетициями, видеосъемками, были первыми нашими зрителями. Самое главное, что у нас сложился творческий коллектив взрослых и детей: появились новые знакомые из других школ города, а следовательно, шла и дополнительная адаптация в обществе.
Результаты анкетирования, индивидуальные беседы с детьми, их родителями выявили, что театральные занятия находят у каждого ученика самые положительные отклики, опасения были напрасны: дети любят заниматься театром, эта деятельность вызывает у них живой интерес, эмоциональный порыв, желание творить.
Ребята отметили, что театр дает возможность перевоплотиться в воображаемый образ, способствует проявлению чувств, заставляет фантазировать и мыслить.
По итогам первого года в реализации программы четырем самым активным классам разных школ города было предложено перейти на второй курс. Мы приняли это предложение. Теперь задача перед детьми была поставлена посложнее: четвероклассники занимались проектно - исследовательской деятельностью. Результатом работы стало выступление на XX городском театральном фестивале со сказочной постановкой, которая учит толерантности, учит не ссориться по пустякам. В спектакле приняли участие все учащиеся четвертого класса в составе 29-ти человек.
Также результатом работы стало создание проекта по истории театра. Это было очень актуально в год культуры. В защите участвовало 14 человек. Проект представлен на городском конкурсе проектных работ «Я познаю мир». Форма защиты – пресс-конференция. Эта работа была очень полезна для моих учеников. По их отзывам, такая работа развивает внимание, учит анализу, сравнению, создает основу для самостоятельных обобщений и выводов. Вместе с тем сама творческая деятельность дала детям возможность приобрести новые знания, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, развить коммуникативные и нравственно-волевые качества. Вспомнить одни только рутинные репетиции (Тяжело в учении – легко в бою). Но это принесло свои плоды. Дети общались между собой, у них появлялся общий результат. Это доставляет большее удовлетворение и вызывает более радостные чувства, потому что происходит понимание того факта, что каждый внес свое что-то новое в общее дело.
Работа по театрализованной деятельности позволила и мне решить некоторые педагогические задачи, например, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, два года мы - участники городских конкурсов мастеров художественного слова «Мы вместе» и «Таланты земли поморской», в этом году есть и призер. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Двое учеников продолжают свои занятия в театральной студии «Забава». Может, от этого будет зависеть и творческий потенциал взрослого человека.
Наши результаты работы:
- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- повысилась творческая активность,
- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ,
- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
Ученики 4 Б театрального класса считают себя последователями волонтерского движения в гимназии. В марте 2014 года ребята выступили в Северодвинском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями «Ручеёк», а затем в специализированной школе – интернате перед детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях. И это общение принесло радость как зрителям, так и актерам. Маленькие актеры стараются учиться самому главному: видеть, слышать, удивляться,  восхищаться, понимать  и любить!  И в этом им помогает театр!
Наши достижения
2012 – 2013 учебный год:
дипломанты 1 степени в номинации «Азбука театра», дипломанты 2 степени в номинации «Театральный калейдоскоп», диплом за актуальность репертуара, диплом V городской выставки театральных костюмов, кукол, декораций и бутафории.
2013 – 2014 учебный год:
победители в номинациях «Генеральная репетиция», «Истории про театр», победители в номинации «Творческий эксперимент» XX городского фестиваля – конкурса детских театров, диплом 2 степени в номинации «Лучшая афиша»,
свидетельство участника областного фестиваля детско – юношеского творчества «Событие», диплом фестиваля за самый массовый спектакль в номинации «Драматические спектакли».
Итак, если сделать ретроспективный анализ по коллективу класса, можно привести следующие примеры:
У.А. учится неплохо, но, по итогам проверки скорости чтения - неудовлетворительная оценка. Но она с интересом занимается в театральном классе, заучивает тексты большого объема, легко запоминает и с удовольствием выступает.
Ю.К. раньше нигде себя особенно не проявлял. Когда начали репетировать, он согласился на исполнение главной роли, притом без комплексов поет, читает стихи и танцует, кроме этого предлагает свои идеи и претворяет их по ходу спектакля.
Д.П. раньше никогда не участвовал в концертах, массовых выступлениях перед публикой, оказался очень артистичным, живым.
К.Б. инвалид детства. Нас обрадовало ее безотказное участие в главных ролях спектакля, К. является незаменимым организатором класса и помощником классного руководителя.
В.Е. стеснительная девочка. Легко вошла в роль, полюбила свою роль «бабки», у нее повысилась самооценка, стала более общительной, у девочки выработались коммуникативные умения.
Как показывают наблюдения, театральная деятельность всем пришлась по душе, ребята горят желанием продолжать ставить другие спектакли.
После каждого выступления проводили рефлексию, просим ответить, например, на такие вопросы: «Что тебе больше всего понравилось?», «Что нового ты узнал после участия в спектакле?», проводим коллективный анализ спектакля.
Выводы:
Дети приобщаются к творчеству, у них формируются начала художественной культуры.
"Через красивое - к человеческому - такова закономерность воспитания", - говорил еще В.А. Сухомлинский. У детей появляется возможность проявить себя как творческую личность.
Театральные опыты являются хорошим воспитательным средством: в них вовлекаются все учащиеся. Продолжительная подготовка способствует воспитанию чувств, положительных эмоций, особенно у ответственных к делу учителей и учащихся. Театр объединяет школу, семью, общество.