Личностно ориентированные методы на уроках русского языка и литературы как технология развития творческой активности учащихся

Личностно ориентированные методы на уроках русского языка и литературы как технология развития творческой активности учащихся

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Тюльганская СОШ№1» Каразбаевой Расили Шарифьяновны



Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.
Б. Пастернак

Мастерство педагога невозможно без умелого сочетания различных форм работы. Одна из главных задач – развивать творческие способности учащихся. Безусловно, положительный результат возможен при условии совместной творческой деятельности  учителя и учеников на каждом уроке.

Актуальность данного опыта Причиной обращения к проблеме развития творческой личности является понижение творческой активности учеников, снижение интереса к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественной литературы, произведений, нежелание самостоятельно писать сочинения, выполнять творческие работы.
Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому развитие в наших детях стремления к творческой активности становится одной из важнейших задач современной школы.
Данный педагогический опыт позволяет решить следующие проблемы: развитие творческих способностей учащихся;
развитие исследовательских интересов и навыков;
создание условий для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности.
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» ( И.С. Якиманская), чтобы создать условия для проявления творческой активности учащихся.
Да, не каждый станет поэтом, писателем, журналистом. Но  ведь  не это важно. Главное в том, чтобы помочь ребёнку  найти себя, поверить в собственные силы, при этом стать грамотным, образованным человеком.

Длительность работы над данной проблемой – 4 года

1 этап (2010 – 2011 гг.) – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач; знакомство с технологией личностно ориентированного обучения;
2 этап (2011-2012 гг.) – активное внедрение методов личностно ориентированного обучения в образовательный процесс; разработка и внедрение системы уроков и внеурочных занятий по русскому языку и литературе с использованием личностно ориентированного обучения; определение методов и критериев оценки творческой активности учащихся;
3 этап (2012-2013 -2014гг.) – систематизация и оформление результатов динамики развития творческой активности учащихся, которая отражает результативность опыта работы.

В своем опыте я опиралась на теорию личностно-ориентированного обучения; идеи педагогики сотрудничества

Творческая деятельность учащихся представлена многообразно:

выразительное чтение и чтение по ролям
иллюстрирование;
анализ и сопоставление художественных произведений различных видов искусства;
лексико-семантический и этимологический анализ;
ассоциативный и стилистический эксперименты;
методика ключевых слов;
устное словесное рисование
пересказ, составление монологов и диалогов
диктанты и изложения с творческими заданиями;
написание сочинений различных типов, стилей и жанровых единиц в тексте;
сравнение, конструирование и моделирование речевых ситуаций;
написание стихов, сказок (в том числе и грамматических), рассказов;
составление кроссвордов на заданную тему и другие задания творческого характера.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы: написание сочинений, изложений; рецензирование сочинений; лингвистические игры; творческие словари; акростихи к юбилеям писателя в рамках гуманитарной декады; ребусы; шарады; кроссворды; творческие домашние задания; устные словесные рисования, синквейны после изучения темы и др. Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения. Продумать её так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно учащиеся пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. Ведь в таких работах не остается места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества.
Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Сочинение, как и связанная речь в целом, – это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения в школе.
Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его мировоззрения.
Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например, “Пусть всегда будет солнце!”
Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.
На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые разные темы для написания сочинений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама» и другие. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. Возможно, что авторы учебника, предусматривая подобный вид творческой работы, не предполагали, какие судьбы, мысли раскроются перед учителями, читающими торопливые детские строки. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, но и играют важную роль в воспитании детей. Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с чётко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Сенокос» А.Пластова, «Девятый вал» А.Айвазовского, «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона, «Грачи прилетели» А.Саврасова и т. п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников.
Как раз на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Всё это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.
Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.
Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые этапы:
этап косвенной подготовки;
этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);
этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).

Творческие сочинения:
формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);
обогащают содержание литературного образования, выступая средством обучения различным учебным предметам, привлекая внешкольный опыт детей; могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);
реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.

«Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни», – писала М. А. Рыбникова. Написать хорошее сочинение нелегко. Почти все дети нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учётом индивидуальности школьника.
На уроках литературы используются различные виды творческих работ. Например, в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, сказку. Дети любят сочинять сказки по типу сказок Киплинга, Андерсена. При оформлении таких работ формируется художественный вкус, развиваются творческие способности. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся. Они используются не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, а это является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы в старших классах, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой А.И. Куприна «Суламифь», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду до любой библейской истории или мифу о языческих богах;сочинить «Песнь о любви Суламифь и Соломона»; нарисовать, какими представляются им Соломон и Суламифь; написать письмо в Прошлое о том, возможна ли такая любовь, какая была у царя и простой девушки из виноградника, сегодня.
Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать – этому должны мы научить ребят в школе. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского языка и литературы. Кто, как не учитель литературы, может и должен привить детям вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что нас окружает.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.


Существуют и другие приемы, которые помогают активизировать школьников и развивать их творческое воображение.

стилизация;
прием Э. де Боно, который передается тремя словами: «плюс, минус, интересно»;
творческие мастерские;
сочинение синквейнов и диамантов;
написание центонов; создание проектов.

Прием Э. де БОНО
который передается тремя словами: «плюс, минус, интересно». Смысл его заключается в том, что учащимся предлагается на рассмотрение любая проблема: «Как, на Ваш взгляд, сложилась бы судьба Ильи Ильича Обломова, если бы он все-таки женился на Ольге Сергеевне Ильинской?». В данном решении проблемы учащиеся должны выделить все возможные достоинства («плюсы»), недостатки («минусы») и такие особенности, которые на данном этапе трудно соотнести с конкретным «плюсом» или «минусом» (для того и выделена категория «интересно»).
Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках проблемно-поисковые и диалогические.
Обязательное сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп+репититор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений. Творческие мастерские можно проводить не только на уроке, но и на занятиях кружка.
Данная методика была использована на Уроке года «Услышать зов земли, которой ты частица». Тема урока звучала так: «И с каждой осенью я расцветаю вновь». Данный урок занял 1 место в районном конкурсе, проходившем в октябре 2013 года. Также этот опыт был представлен на осенней сессии Школы мастеров для педагогов. Рефлексия – создание своего произведения на основе тех материалов, которые были использованы на занятии. Педагоги и ученики во время урока активно включились в творческую деятельность и создали свои произведения и синквейны:
Поэтическая миниатюра:
Осень – чудесная пора!
Слегка поет моя душа.
Чуть слышно падает листва,
Шурша под нашими шагами.
Уже ноябрь на дворе,
Но дождь стучит, не умолкая.
И в вихре танца ты
Спешишь ко мне
Ничто тебя не остановит, дорогая!
Синквейн: Пушкин
Великий, удивительный
Творит, впечатляет, воодушевляет
На творчество вдохновляет!
Гений
Акростих: (Пушкин)

Печаль
Удивительная!
Шикарна
Красота
И
Непогода!!!

Писать синквейны, хокку, диаманты, стилизации и центоны можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.
Творчество ученика начинается с творчества учителя, поэтому в организации урока постоянно присутствует элемент творчества: составление опорных конспектов, создание творческой ситуации, создание творческой слайдовой презентации
·, создание проектов, решение лингвистических задач, создание проблемной ситуации
Диаманта
Обломов
честный, умный
бездеятельный, ленящийся, разорившийся, простодушный
халат, тапочки, диван, Захар
влюбленный, окрыленный, мечтающий
равнодушный, нерешительный
угасание, смерть
Синквейн. Существует много интересных и эффективных приёмов развития и совершенствования творческих способностей учащихся, каждый учитель выбирает наиболее подходящий для своих учащихся. В своей педагогической практике я использую приём технологии РКМЧП – синквейн.
Синквейн» это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:
- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;
- вторая – два прилагательных к данному существительному;
- третья - три глагола к данному существительному;
- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;
- пятая - заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное
отношение ко всему сказанному.
Почему уделяю синквейну такое внимание? Во-первых, можно использовать на различных этапах урока и в качестве домашнего задания. Во-вторых, приём эффективен как на уроках русского языка, так и на литературе. В-третьих, работа и индивидуальная, и групповая. В-четвёртых, составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.
На разных этапах урока имеет разные цели. Вот пример использования синквейна на уроке русского языка в 6 классе по теме « Местоимение» (2 урок).
Вызов - В чём особенность местоимений?
Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.
Местоимение
Загадочное, обманчивое
Заменяет, указывает, но не называет.
Так в чём же роль местоименья?
С ним избегаем повторенья!
Местоимение
Маленькое, но важное.
Указывает, но называть не хочет.
Его роль важна:
Заменяет слова.
В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9а классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн. Манилов
Пустой, приторный.
Строит проекты, но ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «душа мертва».


         Коробочка Подозрительная, хозяйственная Во всем контроль, не доверяет, проверяет
Дубиноголовая

А эти синквейны составлены после изучения драмы «Гроза» Н. Островского и построены они на антитезе, подчеркивающей разность личностей двух персонажей.
Она
Совестливая, боголюбивая
Любит, страдает, молится
Луч света в «темном » царстве
Катерина
Он
Бессловесный, тихий
Подчиняется, страдает, мается
Маменькин сынок
Тихон Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемый приём технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.

Основной задачей на уроках русского языка считаю обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Учеников нужно как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои мысли, эмоции, отношение.
С этой целью предлагаем школьникам творческие диктанты (диктанты с продолжением, диктанты по аналогии, свободные диктанты).
Задание: образуйте и запишите синонимичные конструкции с приставками на з- и с-:

Ночь без сна – бессонная ночь;
Не имеющий лица – безликий
Очистить место для чего-нибудь – расчистить;
Говорить без злобы - говорить беззлобно;
Снять одежду – раздеться;
Деньги, оставшиеся от покупки – сдача;
В своей работе использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся:
уроки – путешествия,
уроки – семинары
уроки – практикумы
уроки – зачёты
уроки - КВНы
Общеизвестно, что исследовательская деятельность рассматривается как «средство развития творческих способностей» (И.З.Гликман). Автор многочисленных работ по данной теме  А.И.Савенков, являющийся разработчиком программы  «Обучение мышлению», убедительно доказывает, что исследовательская деятельность стимулирует формирование «исследовательского поведения», которое характеризуется умением выдвигать гипотезы, видеть проблемы, задавать вопросы, отбирать и систематизировать материал и т.п. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку указывает на необходимость формирования у учащихся навыков исследовательской работы, к которым относится «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза, самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов». Все это делает актуальным размышления о путях организации исследовательской деятельности учащихся. И первое, что вызывает споры в современной педагогике и психологии, – это сходство и различие научного и учебного исследования. Опыт работы в данном направлении показал, что детские открытия возможны, учебное исследование, хотя отличается своей масштабностью от научных открытий, оно ценится как возможность развития творческого мышления учащегося.  Считаю необходимым в центре исследований на уроках русского языка и литературы давать задания учащимся, связанные, как правило, с программным материалом. Чтобы создать оптимальные условия для  творческого самовыражения ребенка в исследовательской практике, я вовлекаю учащихся в эту деятельность не только, когда ребенок сам желает заняться работой. В саму систему уроков по литературе, русскому языку, развитию речи включается элементы организованного поиска знаний индивидуального и группового, фрагменты микроисследований ребят. Такие моменты позволяют детям научиться строить связный монологический ответ, ощутить значимость самостоятельного открытия, а иногда дают возможность для выбора дальнейшего пути исследования. Традиционно в начале учебного года учащиеся на основе самостоятельного изучения оглавления учебника создают перспективную модель работы по предмету, обозначая в различной форме план своего учебного «пути», а также выбирая при этом тему для учебного исследования. Кроме того, я включаю в свой перспективный план работы по предмету варианты деятельности учащихся, предполагающие поиск нестандартных решений, микроисследования и т.д.
Считаю, что тему исследования не стоит навязывать ученику, к ее выбору готовлю ребенка в процессе урочной и внеурочной деятельности. Для кого-то из ребят исследовательский поиск не совсем бескорыстен – в этом случае на первый план выходит желание получить высокую оценку учителя, одобрение одноклассников. Но в ряду моих юных исследователей есть учащиеся, в которых поражает стремление узнать новое о мире и о себе. Не всегда они могут свободно и раскованно изложить результаты своей исследовательской деятельности, как правило, это ребята, у которых есть существенные проблемы, как в обучении, так и в поведении. Всегда следую совету профессора А. И.Савенкова, утверждающего, что «на первых этапах нужно остерегаться брать трудные темы, так как они порождают скуку и пустословие», учу детей самостоятельно формулировать определения, задавать вопросы. Учащийся, представляющий самостоятельное исследование или его фрагмент перед коллективом класса, всегда испытывает волнение, поэтому стремлюсь, чтобы его слушатели в первую очередь отмечали позитивные моменты выступления, старались подчеркнуть такие детали, чтобы воодушевить юного исследователя. Систематической исследовательской деятельности учащихся в изучении русского языка и литературы предшествует работа по активизации познавательных процессов на уроках: решение проблемных и познавательных задач; выполнение заданий исследовательского характера. В систему уроков включаются элементы организованного поиска знаний индивидуального и группового, демонстрируются фрагменты микроисследований ребят. Как показал опыт, исследовательская практика не только максимально расширяет круг интересов ребенка, но и позволяет «обучить» технологии мыслительных действий;  способам эффективного познавательного поиска, развить интеллектуально-творческие способности, сформировать навыки творческой переработки информации. Вот почему в учебную программу по русскому языку ввожу урок, целью которого является развитие навыков исследовательского поиска, знакомство с этапами исследования. Это занятие является также своеобразной пробой рефлексивных способностей учащихся, которым предлагается оценить не только собственную работу на уроке, но и дать оценку другим учащимся, рассматривая способы «подачи» исследования и его оформления.

Таким образом, одним из приоритетных направлений работы с учащимися в данной системе является организация исследовательской деятельности, главная цель которой – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, обучить основам научного творчества.
Научное творчество, как показал опыт, есть проявление интеллектуальной, духовной, творческой активности учащихся. Научное творчество проявляет и развивает такие стороны творческого мышления, как «чувствительность к проблеме», «умение разрабатывать гипотезу», «умение видеть проблему», «беглость и гибкость», а также «оригинальность» мышления. Способствует обучению основам научного творчества наличие системы творческих заданий. Творческие задания помогают раскрыть творческий потенциал учащегося, разбудить в нем индивидуальность, развить воображение.
Задания дивергентного типа позволяют пробудить в ребенке понимание того, что для их выполнения существует не один, а несколько вариантов решения. Подобного рода задания также активизируют исследовательскую активность учащихся среднего возраста. С одной стороны, ученик признает возможность наличия разных точек зрения на одно и то же явление, с другой – освобождается от пассивного восприятия данности чужого мнения.


Учащимся старшего школьного возраста предлагаю творческие задания, развивающие беглость, гибкость и оригинальность мышления. К примеру, на уроке литературы при анализе значения антропонимов, построении ассоциативных цепочек на основе звукового ряда, позволяет увидеть художественный образ многогранно. Понять значение «говорящей фамилии» Манилова при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» позволяет построить ассоциативные ряды: «манить – заманивать, звать лестью, обнадеживать, обещать, обманывать, дурачить, мерещиться» - «манна ждать как манны небесной – бездеятельность, ожидание чуда» - «мание – по манию руки, по мановению чьему-то, по волшебству».
Процесс усвоения учащимися слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам, при этом философские, нравственные категории принимаются ребенком как содержание словесных понятий. Немаловажна в этом процессе связь автора и читателя, пытающегося «уловить словом» (М.М.Пришвин) пролетающее мгновение жизни, что становится для ребенка нравственной необходимостью. Маленький читатель испытывает потребность «с этим что-то сделать» (А.А.Мелик-Пашаев), с этим, то есть с ценностно значимой картиной жизни, внезапно открывшейся в переживании. Так рождаются собственные эстетические переживания и потребность преобразовывать эти впечатления от мира слова. Недаром читатель, по М.М. Бахтину, не тот, кто читает, а тот, кто читает автора. Таким образом, слово ученика – это эмоциональный, духовный отклик, настоящий акт творчества.
Творческие задания, при выполнении которых учащийся моделирует информацию, помогают не только понять взаимосвязь художественных элементов, но и выразить собственное личностное отношение к идейному содержанию исследуемого текста, системы художественных образов. Так, модели старшеклассников «Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» позволяют учителю не только увидеть неоднозначность восприятия характера отношений персонажей, но и оценить уровень постижения системы художественных образов.

Домашнее задание после изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Групповые задания:
1.Написать характеристику одного из помещиков поэмы от лица другого, используя лексику и события поэмы ( 1 группа) 2.Составить сценарий диафильма по поэме «Мертвые души»( 2 группа)
3.Написать лирическое отступление «в духе Гоголя» ( 3 группа)
Результативность
Повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;
Повысился уровень развития творческой активности учащихся;
Отмечена положительная динамика роста учебных достижений учащихся;
Отмечена результативность участия школьников в творческих конкурсах различного уровня.
Уровень развития мотивации творческих способностей:

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок-языкознание для всех»
1 место по району – Морозкин А. (6 класс)

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, муниципальный этап.
3 место – Толстова Е. (8 класс)

Всероссийская олимпиада школьников по литературе, муниципальный этап.
2 место – Бочарова Е.. (11 класс)

4 Всероссийский конкурс «Путешествие в страну языкознанию» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1 место-Чернова К., Полякова М.. (7 класс),
2 место -.Карякина А. (8 класс)
3 место- Исянгильдина М (8класс)

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
1 место – Дунаева Я. (11 класс),
2 место – Толстова Е.. (8 класс)

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе
1 место – Бочарова Е. (11 класс),
1место – Толстова Е.(8класс)
2 место – Грязнова А. (8 класс)

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, муниципальный этап.
2 место – Байгузин Ю.(10 класс)


Всероссийская олимпиада школьников по литературе, муниципальный этап.
2 место – Бочарова Е.. (11 класс)

4 Всероссийский конкурс компьютерного мастерства «Моя родина. Великое в малом» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 место – Полякова М. (7 класс)

XI Международная дистанционная олимпиада «Эрудит» по литературе (для учащихся 9-11 классов) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 место – 2 ученика: Дунаева Я.
Бочарова Е.

Муниципальный конкурс сочинений и
презентаций «Мой посёлок – моя
маленькая планета»
1место – Осинцева В. (7класс),
1место – Бугаец Д. (10класс),
2 место – Чесноков Е.. (7 класс)

Общероссийская предметная олимпиада для учеников 1-11 классов «Пегас» по литературе (зимняя сессия) ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
1 место в регионе –Толстова Е.(8 класс)
4 место в регионе –Байгузин Ю.(11 класс)

III Всероссийская игра-викторина «Путешествие в страну Языкознанию» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 место – Дмитриева М.(5 класс)
2 место – Синельникова А. (5 класс)
3 место – Толстова Е. (7 класс)


Участие детей в конкурсах стимулирует творческую активность учащихся, способствует их духовно – нравственному становлению, помогает в подготовке к экзаменам, даёт возможность учителю выявить одарённых детей в области литературы и русского языка.
Вывод.
Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы технологии « Развития творческой активности учащихся через чтение и письмо» даёт хорошие результаты. Учащиеся овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют свои интересы и способности,
вырабатывают креативность в контексте учебной программы. Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, творчески отражать мир в своих работах и мыслительном процессе, проявлять творческую самостоятельность. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности творческого мышления, развиваются исследовательские интересы и навыки.
Стало очевидным, что данная технология прививает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, при этом позволяет формировать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования, создаются условия для самовыражения учащихся, саморазвития их творческой индивидуальности.


Литература:
1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.
2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.
4. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.
6. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. – пед. ин – т. – Свердловск, 1990. – 160 с.











15