Презентация к семинару «Оценочная деятельность учителя ИЗО: опыт, проблемы». Перминова М.Р.
Теоретический семинар «Оценочная деятельность учителя ИЗО: опыт, проблемы» Городское методическое объединение учителей изобразительного искусства и черчения г. Березники Пермского края24 ноября 2016 г.Руководитель ГМО:Перминова М.Р.
План работыВведение в тему семинара. Руководитель ГМО Перминова М.Р.Оценивание на уроках ИЗО в условиях введения ФГОС. Из опыта работы учителя ИЗО МАОУ СОШ № 1 Кислициной И.Ф.«Оценочная деятельность как один из факторов развития личности на уроках изобразительного искусства». Учитель ИЗО МАОУ СОШ № 28 Баранова И.В. «Проблемы реализации программы ФГОС». Учитель ИЗО МБОУ СОШ № 24 Элиашвилли Н.Г.«Определение и развитие творческих способностей детей на занятиях изостудии «Эскиз»». Педагог МАУОД ДДЮТ Углицких А.В. Утверждение положения о проведении конкурса детского рисунка. Курмакаева Н.П. Планирование заседания ГМО в январе 2017 года.
В предметной области «Изобразительное искусство» до сих пор нет однозначного подхода к решению проблемы оценивания учителем изобразительного искусства художественно-творческих достижений учащихся.Это касается как детского творческого рисунка, так и в целом познавательной и созидательной деятельности ребенка на уроке изобразительного искусства.
1 проблема оценивания связана с существующей вариативностью программ, имеющих разные взгляды на изобразительную деятельность ребенка:Программа «Изобразительное искусство» под редакцией В. С. Кузина разработана на основе концепции «Школа рисунка – графическая грамота».Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского – на основе концепции «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной».
Задачи программы «Изобразительное искусство»овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисункаформирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлениюознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликацииОценивается только графическая грамотность!
Главная задача программы «Изобразительное искусство и художественный труд» развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культурыОценивается авторская позиция ребенка по отношению к окружающему миру
2 проблема оценивания художественно-творческой деятельностиОценивается только рисунок, без учета познавательной деятельности учащегося на уроке
Существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке, строится на следующих показателях: не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, формирования и развития их посредством изобразительной деятельности; не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной, в ней нет критериальных особенностей изобразительной деятельности школьников; вызывает проблематичность в сравнительной характеристике ученика по количественным и качественным данным; часто имеет травмирующий характер.
Современная оценка на уроке изобразительного искусства ?Что оценивать? Как оценивать? (средства и критерии).Каким образом оценивать? (какими средствами и по каким критериям должно фиксироваться то, что оценивается).
В основе главной цели уроков ИЗО не детский рисунок как результат, а те приращения, возникновение которых позволяют творчески развиваться ребенку. Внимание должно уделяться не конечному продукту (рисунку), а художественно-творческому процессу, результатом которого будут являться приобретенный уровень развития творческого воображения, мастерства, а детский рисунок следствие, через который прочитывается уровень имеющихся приращений.