СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Для этого, как отметил Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию, необходимо ввести «новые требования к качеству образования, расширить список документов, характеризующих успехи каждого школьника, проводить комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей».
На данный момент можно констатировать, что существующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.
Необходимо, чтобы оцениванию на уроках ИЗО подлежали не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д.
Возникает потребность использовать такую оценочную систему на уроке ИЗО, которая органически сочетала бы в себе контроль и диагностику, т.е. не устраняла бы системы контроля со стороны учителя, администрации школы, родителей, а, наоборот, еще и усилила бы роль самоконтроля и самооценки ученика.
Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Учитель и ученик должны определять оценку и отметку вместе, сообща.
Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.
Ниже представлены возможные формы диалогового (внешняя оценка + самооценка) оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства.
Представление и защита творческой работы.
Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:
по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».«У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
«Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.
Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.
Критериями и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть: композиционная организация изображения в листе; построение формы, передача пропорций; умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел; оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
При выполнении итоговых творческих композиций объявляется конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто. За лучшие работы дети награждаются грамотами, на которых изображены их рисунки.
Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
2. «Отзыв о творческой композиции».
Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).
Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.
При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.
3. «Портфолио или Портфель достижений ученика по предмету».
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
В Портфолио учащегося могут быть отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.
Лист «портфеля» может заполняться как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем). Для активизации совместной работы с родителями по развитию познавательной и созидательной деятельности ребенка заполнение листа личных достижений можно рекомендовать родителям.
Введение продуманной методики «Портфеля личных достижений ученика» призвано обогатить систему оценивания, представить учителю, родителю дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка, поспособствовать активизации детей в оценке своей собственной работы (развитии навыков контрольно-оценочной деятельности).
На основе обобщения учителем итоговых результатов по окончании учебного года в сравнении с результатами предыдущих тестовых данных (стартовой работы) ему, возможно, будет выстроить аналитическую работу по корректировке и планированию изучения учеником содержания как предмета ИЗО, так и других курсов данной образовательной области в следующем учебном году.
Разделами «Портфеля достижений по предмету» могут быть:
показатели предметных результатов (выборки проектных, творческих и других работ по предмету, результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала);
показатели метапредметных результатов;
показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности);
материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.
заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие результаты наблюдений за развитием художественного творчества учащегося;
отзывы и комментарии учителей, одноклассников, родителей о работах учащегося.
Одним словом, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данному предмету. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Основной смысл портфолио показать все, на что ты способен.
Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету.
Целесообразно использовать два вида портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное. В первое рабочее учащийся складывает все продукты своей деятельности, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражают его усилия и прогресс в обучении. Он также может делать отметки на полях, например, в случаях, если хочет выделить ту или иную свою работу: «самая удачная работа», «любимая статья по данной теме», «моя любимая работа» и т.д. Самостоятельно отобранные в оценочное портфолио работы учащийся отмечает в правом верхнем углу буквой «У», что означает отобрана им самим. После этого аналогичную процедуру осуществляет учитель. Свой выбор учитель обозначает буквой, например «П» (выбор преподавателя).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.
«Портфель достижений по предмету» позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты всех достижений ученика
· учебных и внеучебных
· за все годы изучения предмета «Изобразительное искусство», информацию о динамике его достижений, развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат, позволяет поощрять не только оценкой, но и самооценкой, и взаимооценкой учащихся, а также развивать самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Обучение алгоритму самооценивания работы.
Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.
Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа или в дневнике учащиеся обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
Затем даётся учащимся возможность оценить содержание своей работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.
Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).
На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Алгоритм самооценки:
1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания?
Такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
Такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Таким образом, на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий значительно повышает эффективность работы учеников.
Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, получить необходимые данные для комплексной накопительной оценки, позволяют ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.
qђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 6Заголовок 915