Информационно-методическая продукция Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования
ГБОУ ООШ пос. ВЕРХНЯЯ ПОДСТЕПНОВКА
м.р. Волжский Самарской области
Информационно-методическая продукция
Обобщение педагогического опыта
педагога дополнительного образования
Ивановой Ирины Николаевны
Тема опыта:
Формирование безопасного образа жизни
и знаний правил безопасности дорожного движения
Самара 2016г.
Условия возникновения опыта
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения школьников безопасному поведению на улице. Я, как педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Светофор» в ЦВР Волжского района ответственна за это направление. Поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Актуальность
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках одного образовательного учреждения, например – школы или детского сада.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Вот почему с раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и школа, и дополнительные образовательные учреждения, и все ведомства, ответственные за жизнь детей.
Новизна опыта
Вид опыта- практико-ориентированный. Суть педагогического опыта работы заключается в разработке и практическом применении комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности.
В основу моего опыта работы легли принципы.
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения и можно успешнее решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия - дорожно-транспортное происшествие. Однако нельзя чрезмерно акцентировать внимание только на опасности и риске, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию - искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной.
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует формировать, развивать и совершенствовать восприятие опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе системы дополнительного образования – это один из актуальных методических вопросов. В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность педагогу включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
Работа по формированию у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Теоретическая база опыта
В программу объединения «Светофор» заложен комплексный, системный подход к обучению детей в возрасте от 7 до 12 лет (1-5 класс) Правилам дорожного движения. Преемственность обучения, интегрированный подход, взаимосвязь обучения Правилам дорожного движения с другими учебными предметами, вот то, что поможет любому педагогу, используя коллективную, индивидуальную, групповую, самостоятельную деятельность обучающихся, в соответствии с возрастными особенностями, обучать детей основам безопасности дорожного движения. Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.
Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ; профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и др.); прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автоплощадка).
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, беседа, чтение, разучивание стихов, песен их прослушивание. Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, экскурсии (виртуальные и реальные), просмотр документальных и учебных фильмов; работа с газетами, журналами и специальной литературой, дидактическим материалом.
Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление наглядной агитации, дорожных знаков, решение задач, тестовых заданий, совместное патрулирование, выставки, участие в акциях и соревнованиях.
С применением игр: ролевые (ситуативный тренинг, минутки безопасности, устный журнал и др.), познавательные (конкурсы, турниры);
Информац
·ионные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных тестов, презентаций, компьютерных игр.
Осваивая знания и практические умения по Правилам дорожного движения в системе деятельностного подхода с применением инновационных технологий, у учеников формируются ключевые компетенции, жизненные навыки, которые помогут им в реальной жизни. Инновационные технологии, используемые в работе, направлены:
на повышение положительной мотивации к изучению ПДД;
создание проблемно-поисковых ситуаций, в которых учащиеся проявляют самостоятельность при решении поставленных задач;
развитие творческих и интеллектуальных способностей;
разностороннее развитие личности ребенка, его коммуникаций в обществе.
Основным способом формирования у детей навыков правильного поведения является наблюдение, подражание взрослым и, прежде всего, своим родителям. Задача - активировать роль родителей в обучении детей Правилам дорожного движения, привитие интереса школьников к Правилам через совместную познавательную и практическую деятельность: экскурсии, праздники, конкурсы, викторины с участием родителей. Родители активно привлекаются к оформлению уголков безопасности в начальной школе, выполнению различных домашних заданий, затрагивающих вопросы безопасного поведения детей на улице. Также с участием родителей разработаны индивидуальные маршруты «школа-дом» с указанием наиболее безопасного пути для школьника в школу и домой.
Ведущая педагогическая идея
моей работы заключается в комплексной систематической работе по профилактике ДТП и гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Результативность опыта
Наше объединение активно участвует в различных общешкольных мероприятиях в рамках «Недели Безопасности Дорожного Движения», выступает перед обучающимися школы. Ребята используют различные формы работы: театрализованные представления, выпуск материалов «Дорожная азбука», проведение викторин, выступление агитбригад (есть призовые места), организуют конкурсы рисунков и фоторабот (призовые места на территориальном уровне). Традиционным стало проведение в начале учебного года мероприятия в 1 классе «Посвящение в юные пешеходы». В первом полугодии организуем общешкольное мероприятие, приуроченное к Всемирному дню жертв ДТП – 21 ноября. В мае – мы постоянные участники территориального конкурса «Безопасное колесо, которое проверяет знание ПДД с помощью компьютера и фигурное вождение на велосипедах, а также владение навыками оказания первой медицинской помощи. Конкурс проводится в условиях, максимально приближенных к областному соревнованию.
Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо». Несколько лет подряд команда Объединения «Светофор» занимает призовые места в младшей возрастной группе на районном уровне..
Для повышения эффективности работы по профилактике ДТП наше объединение координирует свой план работы с детским садом «Солнышко». На их площадке с элементами дорожной разметки мы проводим разбор дорожных ситуаций, организуем соревнования по вождению велосипедов и самокатов; игры для дошкольников на знание ПДД. Мы используем макеты дорожных знаков, которые приобрел детсад.
В нашем поселке работает Учебно-курсовой комбинат по подготовке водителей на все категории автотранспорта. Они владеют хорошей теоретической и материально-технической базой. Они-наши школьные шефы. У нас в перспективе – наладить более тесное с ними сотрудничество, чем существующее сегодня. В планах – использование автодрома для наблюдения за вождением автомобилей курсантами и обучение там вождению велосипеда и скутера школьниками.
Для проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучения правилам дорожного движения уже несколько лет нашими усилиями создается в школе необходимая материальная база: закуплены плакаты на тему «Безопасность на улицах и дорогах», электронные версии программ и фильмов по ПДД ( «Безопасность на улицах и дорогах», «Азбука пешехода», сборник мультфильмов по ПДД «Смешарики), коллекционируется газета «Добрая дорога детства».
Создан уголок ПДД, постоянно обновляется информационный стенд «Добрая дорога детства». В компьютерном классе ребята изучают правила дорожного движения, основы первой медицинской помощи, в онлайн-режиме сдают экзамены по ПДД и готовятся к теоретическим конкурсам соревнования «Безопасное колесо».
Большую помощь в организации работы по изучению ПДД оказывает школьная библиотека. На ее базе мы проводим беседы за круглым столом, выставки рисунков, встречи с инспекторами ГИБДД. Здесь собрана подборка литературы и дидактических пособий по ПДД.
Формы контроля обучающихся направлены на учет сформированности осознанных теоретических и практических знаний, умений и навыков по основам безопасности дорожного движения через:
- демонстрационное поведение;
-оценку социального поведения, т.е. решение смоделированных задач, тестовых заданий;
- демонстрацию практических навыков на учебном перекрестке и в реальной дорожной обстановке;
- решение экзаменационных билетов на электронном носителе, в компьютерных программах по дорожной безопасности;
- демонстрацию умений, навыков владения велосипедом, роликами на площадках;
- работу на макете – разводка транспорта, подчинение сигналам регулировщика, расстановка участников дорожного движения на улице;
- индивидуальные беседы, анализ и оценку действий других участников дорожного движения.
Результаты диагностики (тесты, зачеты на знание ПДД, анкетирование, итоги соревнований) позволяют сделать вывод об итогах работы:
- школьники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения и конкурсных мероприятиях.
- Дети проявляют активное, сознательное отношение к задачам изучения и соблюдения правил безопасного движения.
- Воспитанники ориентируются в реальных и смоделированных дорожных ситуациях.
А также результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности в вопросах их личной безопасности и их детей, а также актуальность систематической работы по данному направлению.
Заключение
Мы уверены: только комплексная систематическая работа по профилактике ДТП может:
А) создать оптимальные условия для профилактики дорожно- транспортного травматизма среди обучающихся школы;
Б) вовлечь наибольшее число обучающихся и их родителей в изучение ПДД;
В) дать положительные результаты.
Практика показывает, что только воспитывая участников дорожного движения с раннего возраста, занимаясь ранней профилактикой ДТП, взаимодействуя с семьёй, сотрудничая с различными партнерами и ведомствами, прежде всего, с ГИБДД, можно влиять на процессы стабилизации состояния аварийности на дорогах.
Смею надеяться, что представленный опыт работы по изучению правил безопасности дорожного движения, заинтересует педагогов школ и системы дополнительного образования.
фото и15