Статья Интерактивные технологии в учебно-воспитательном процессе: из опыта работы.


Интерактивные технологии в учебно-воспитательном процессе:
из опыта работы.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Это очень важно на сегодняшний день, потому что одним из главных компонентов, составляющих модель выпускника образовательного учреждения, становится информационная компетентность.
Работа по повышению качества образовательного процесса на основе использования ИКТ ориентирована на условия, которые будут способствовать формированию у педагогов и обучающихся прочных пользовательских навыков.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: 
• усилить образовательные эффекты; 
• повысить качество усвоения материала; 
• построить индивидуальные образовательные траектории обучающихся; 
• осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению; 
• организовать одновременно обучающихся, обладающих различными способностями и возможностями. 
Преимущества использования ИКТ: 
• Делают обучение более эффективным. 
• Способствуют индивидуализации обучения.
• Повышается мотивация обучения. 
• Активизируется познавательная деятельность обучающихся. 
• Обеспечивается оперативность и объективность контроля.
• Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
• Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь.
• Способствуют развитию у обучающихся продуктивных функций и психических процессов.
• Повышается интерес к изучаемому предмету.
За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. Важная задача — позаботиться о том, чтобы эти новые возможности послужили во благо обучающимся. Положительные аспекты использования интерактивного оборудования:
возможность демонстрации разнообразного наглядного материала; 
возможность снабжения материала заметками, метками повышенного внимания;
возможность организации работы с различными дидактическими материалами обучающихся; 
представление дидактических материалов в эстетической форме; 
реализация возможности работы по составлению или изменению конспекта; 
реализация возможности контроля знаний с использованием инструментария интерактивной доски. 
Наш техникум имеет опыт студенческой проектной деятельности в различных сферах учебной и внеучебной деятельности. Совместная деятельность демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся распределяют роли, помогающие всесторонне проявлять компетентность личности. 
Преимущества использования в учебном процессе мультимедиаресурсов.1. Презентация:
• наглядность при объявлении темы, при рассмотрении фотографий; • быстрая проверка самостоятельных заданий обучающихся в опорных конспектах: формул, схем, выводов; 
• решение задач и просмотр результата;
• коллективное обсуждение представленных на крупном экране опечаток в текстах, оговорок, встречающихся в речи, физических дефектов на фотографиях и т. д. 
Обсуждение этих искажений сигнала случайными воздействиями, или, как их ещё называют в теории информации, шумами или помехами, позволяют вырабатывать у обучающихся критическое мышление. 
2. Видеофрагмент: 
• позволяет сэкономить время преподавателя для подготовки и проведения данного урока.
3. Анимация: 
• реальный опыт провести невозможно, а анимация показывает, как на самом деле будут вести себя рассматриваемые объекты. 
4. Тест на компьютере: 
• даёт возможность быстро проверить знания обучающихся, полученные на нескольких предыдущих и данном уроках; 
• позволяет увидеть преподавателю степень усвоения материала и умение проверять полученные знания для решения качественных задач;
• сразу же сделать работу над ошибками. 
Все эти преимущества использования ИКТ в учебном процессе в сочетании с рассказом преподавателя позволяют мощно развивать внимание и визуальное мышление — способность представлять образы и управлять ими в воображении. А визуальное (образное теоретическое) мышление является основой понимания.
Таким образом, сегодня современный студент живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. В наши дни, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.  И поэтому одна из главных задач, стоящая перед преподавателем - расширение кругозора, углубление знаний, активизация умственной деятельности обучающихся.