РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение «Учебно-методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте»
Филиал ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию
на железнодорожном транспорте» в г. Иркутске
Аттестационная работа
РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Исполнитель: В.С. Федосеев
Руководитель: Л.Г.Васильева
Иркутск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы организации рейтингового контроля обучающихся
5
1.1. Понятие рейтингового контроля в учебном процессе
5
1.2. Функции и структура организации рейтингового контроля обучающихся
10
1.3. Педагогические условия реализации рейтингового контроля обучающихся
14
Глава 2. Исследование эффективности применения рейтингового контроля подготовки специалистов в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
15
2.1. Рекомендации к разработке рейтингового контроля
15
2.2. Результативность применения рейтингового контроля подготовки специалистов в ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
16
Заключение
22
Список использованной литературы
24
ВВЕДЕНИЕ
Контроль качества подготовки обучающихся является одним из наиболее важных элементов в среднем профессиональном образовании. Его результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру выпускников. Кроме того, оценка дает возможность получить существенную для образовательных организаций информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, обеспечивал объективную оценку усвоения учебного материала, сформированности общих и профессиональных компетенций.
Общие и профессиональные компетенции формируются в процессе изучения учебных дисциплин, профессиональных модулей, прохождения практик, участия в семинарах, конференциях, в ходе самостоятельной работы студента, при индивидуальной работе студента с преподавателями.
Для реализации задачи овладевание компетенциями свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки знаний студентов. В настоящее время традиционная система оценивания знаний не вполне соответствует требованиям ФГОС.
По мнению психологов и педагогов при введении ФГОС оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества студента, а именно: умение планировать свою работу, работать в коллективе и в команде, рационально использовать время, работать со справочной и дополнительной литературой, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Традиционная система оценивания знаний часто содержит противоречие между самооценкой студента и оценкой преподавателя, она не позволяет проследить динамику роста студента, в результате чего наблюдается снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования. Кроме того, студенты особенно первого курса часто обнаруживают недостаток самоорганизованности, и самостоятельности, отсутствие опыта поисковой деятельности и навыков работы с литературой [1, с. 2-4].
Актуальность исследования состоит в том, что внедрение федеральных государственных образовательных стандартов повлекло необходимость в изменении форм контроля при оценке уровня освоения дисциплин и компетенций обучающихся. В настоящее время распространенной и достаточно методически разработанной стала рейтинговая система контроля учебных достижений, основанная на принципе аддитивности накопления баллов, полученных при выполнении различных учебных поручений, и выставления на их основе результирующей оценки (В.В. Кольга, И.А. Новаков, Ю.В. Попов, Н.Ф. Стась, Н.Е. Чеботарева).
Все вышесказанное, обусловило выбор темы аттестационной работы.
Цель исследования – обоснование и разработка рейтингового контроля обучающихся, способствующего повышению качества подготовки специалистов.
Объектом исследования является процесс оценки качества подготовки специалистов.
Предметом исследования: структура рейтингового контроля качества подготовки специалистов в государственном бюджетном образовательном учреждении Иркутской области «Иркутском техникуме транспорта и строительства».
Предмет исследования и поставленная цель определяют гипотезу исследования: можно повысить качество подготовки специалистов если создать педагогические условия и внедрить в образовательный процесс рейтинговый контроль обучающихся.
Для того чтобы проверить гипотезу и достичь поставленной цели были обозначены задачи исследования:
- изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу и определить понятие, структуру и функции рейтингового контроля в учебном процессе;
- выявить педагогические условия реализации рейтингового контроля обучающихся;
- разработать рекомендации к внедрению и применению рейтингового контроля в образовательной организации;
- апробировать применение и определить эффективность влияния рейтингового контроля на повышение качества профессиональной подготовки.
В процессе работы были использованы общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение; методы педагогики и психологии - непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом учебно-воспитательной деятельности студентов ГБПОУ ИО «Иркутского техникума транспорта и строительства»
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по организации и внедрению рейтингового контроля качества подготовки специалистов.
Теоретические основы организации рейтингового контроля обучающихся
Понятие рейтингового контроля в учебном процессе
Недостаточность информации о личных особенностях учебной деятельности конкретного обучающегося на протяжении всего периода изучения им учебной дисциплины, как правило, содержащейся в одиночных оценках, выставляемых при устном или письменном опросе, выполнении контрольной работы и т.д., приводит к необходимости оценивать его по среднему баллу. Однако ориентация на средний уровень обучающихся оказывает отрицательное влияние не только на формировании качества знаний, но и лишает способных студентов возможности максимально раскрыть свой индивидуальный потенциал [1, с. 34].
В современной дидактике решение этой проблемы связано, прежде всего, с разработкой различных рейтинговых способов оценивания, особенностью которых является определение ранга (места) обучающегося, которое он занимает при изучении дисциплины в учебной группе, учебном потоке и т.д. Переход к рейтинговым оценкам позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой – увеличить состязательность учения, объективизировать оценки, учитывая не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Именно установление рейтинга студента способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. [6, с.13-14].
Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда студента в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих
обучающихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Студент сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг [3, с. 36-40].
Рейтинг – это оценка, некоторая численная характеристика какой-либо качественного понятия или выстраивание объектов в ряд по какому-либо признаку; «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Рейтинговая система понимается как:
Форма интегрального контроля качества учебно-познавательной деятельности, направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы обучающихся;
Метод количественной характеристики качества знаний, умений, компетенций;
Диагностико-деятельный контроль качества обучения [4 с.31].
Определение понятия «рейтинг» дают многие педагоги, занимающиеся этой проблемой.
С точки зрения Л.Н. Бобровой, в обучении рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие, год) [4, с.48]. В современном словаре иностранных слов рейтинг определяется как индивидуальный числовой показатель знаний, это система баллов, набранная учащимися в ходе изучения курса. Она накапливается по модулям [5, с. 23]. Рейтинг - это сумма баллов, набранная обучающимися в течение некоторого времени по определенным правилам, неизменившимся в течение этого промежутка времени (семестра, учебного года). Такое определение рейтингу даёт С.В. Ерёмина [6, с.13-14]. В современном словаре по педагогике и кратком психологическом словаре рейтинг (от англ. rating – оценка, порядок, классификация) рассматривается как субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-политических объектов по степени выраженности общего для них свойства [7, с.3-13]. М. Саяпов формулирует понятие рейтинг как сумма баллов, получаемых учащимися за определенный период времени по всем направлениям учебной деятельности и позволяющая выстроить ряд (ранжир) в сторону уменьшения [8, с20-25].
Рейтинговая система расширяет традиционные педагогические подходы и модели в образовании. Так, балльно-рейтинговая технология даёт возможность:
- тщательного, детального контроля качества учебной деятельности студентов;
- стимулирование систематической работы студентов;
- выстраивание индивидуально траектории в освоении студентами ООП, предусматривающей вариативность результатов обучения;
- снижение случайностей (субъективизма преподавателя) при всех видах контроля;
- повышения академической мобильности студентов и конкурентоспособности выпускников на рынке образовательных услуг [3, 36-40].
Балльно-рейтинговую оценку правомерно рассматривать в аспекте формирования личностного стиля деятельности студентов, важного для профессиональной адаптации. В частности, оценка способствует развитию критического мышления у студентов, самостоятельности, альтернативности и дидактического мышления, а также инновационности.
Еще одним аспектом изучения рейтинговой оценки является определение её задач и функций применительно к субъектам учебного процесса – преподавателям и студентам. По отношению к студентам контроль выполняет такие функции, как мотивационно-целеполагающую, обучающую, коррекционную. Задачами контроля являются: 1) создание ценностных установок, повышающих интерес студентов по отношению к учебному материалу; 2) решение проблем, возникающих у студентов в учебном процессе; 3) создание целенаправленности студентов на самостоятельную работу; 4) нацеленность на творчество в решении задач; 5) формирование адекватной самооценки в аспекте учебного процесса; 6) потребность институционализированной фиксации промежуточных достижений в освоении дисциплины, благодаря которой возможно получение суммарной оценки; 7) повышение дисциплинированности и ответственности студентов в учебном процессе.
Применительно к преподавателям контроль и рейтинговая оценка актуализируют такие функции, как: 1) тестирующая, диагностическая; 2) коррекционная, позволяющая вносить модификации в учебный процесс в соответствии с новыми обстоятельствами; 3) организаторская; 4) обобщающая [9, с.85].
Б.А. Сазонов считает, балльно-рейтинговая оценка не может выступать как некая самоцель. Её введение диктуется выполнением необходимых задач, направленных, прежде всего на преодоление недостатков традиционной системы оценки. К числу ограничений традиционной системы оценивания относит: 1) отсутствие разделения функций преподавателя и оценивания, распространенное во многих странах; 2) зависимость студента от назначенного преподавателя, 3) проблема пересдачи сессии студентами, получившими неудовлетворительную оценку; 4) возможность получить диплом бакалавра, специалиста и магистра при удовлетворительных оценках по большинству предметов [10, с.28-40].
Введение рейтинговой системы контроля знаний в значительной степени устраняет негативные стороны уравнительной системы обучения.
Таким образом, педагогическая ценность контроля зависит от его своевременности, возможности дать полную и достоверную информацию о работе учащихся, о его объективности.
1.2 Функции и структура организации рейтингового контроля обучающихся
Введение рейтинговой системы позволяет сократить в большинстве случаев время на выяснение подготовленности обучающихся к занятиям; заинтересованность учащихся в максимально возможной для них рейтинговой оценке настраивает их на добросовестную работу в процессе подготовки к занятию.
Основными функциями системы являются:
- стимулирование интенсивности и регулярности самостоятельной работы, обучающихся по освоению образовательной программы;
- повышение мотивации обучающихся к освоению образовательной программы посредством дифференциации показателей качества текущей учебной работы и систематического контроля знаний;
- объективное оценивание знаний, умений и навыков обучающихся с целью совершенствования учебных планов, программ и методик преподавания учебных дисциплин;
- повышение объективности принятия решений о поощрении (наказании) обучающихся по результатам учебной работы;
- инструментальное обеспечение сравнения качества подготовки обучающихся по дисциплинам и специальностям;
- предоставление потребителям образовательных услуг техникума объективной информации об уровне профессиональной подготовки специалистов;
- повышение эффективности взаимодействия поставщиков и потребителей образовательных услуг
- выявление и реализация внутренних резервов обучающихся и преподавателей [1, с.2-4].
В зависимости от педагогической цели выбирается вид рейтинга:
- рейтинг по предмету или ряду предметов;
- общий рейтинг по предмету или отдельно по теоретическим вопросам, по практическим умениям (например, решение задач), по дополнительным баллам;
- временной (за определенный промежуток времени: четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический – по отдельным разделам дисциплины [11, с.172].
Основные правила рейтинга:
- оценка не зависит от характера межличностных отношений преподавателя и студентов;
- незнание не наказывается, при этом стимулируется прогресс познания;
- студент сам выбирает стратегию организации своей деятельности, так как система оценки предполагаемых видов учебной деятельности определенны заранее [12, с.96-99].
Принципы рейтинговой системы: открытость, стимулирование, гибкость. Одним из обязательных свойств системы является её открытость – студенты должны знать «правила игры»: «стоимость» любой деятельности, то, как можно получить и за что можно потерять баллы, т.е. рейтинговый регламент должен быть доступен обучающимся.
Необходимо использовать стимулирующую роль дополнительных баллов, которые могут меняться в зависимости от активности студента (изменения вводятся аргументированно, лучше всего в новом учебном году).
Рейтинговая технология представляет студенту новые возможности:
самому распоряжаться своим временем;
проводить самостоятельную самодиагностику и самоконтроль учебных достижений;
выбирать порядок выполнения учебных заданий;
планировать их выполнение самостоятельно или под руководством преподавателя (тьютера);
постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий;
сравнивать уровень своей подготовки по предмету и степень развития компетенций с уровнем других обучающихся;
соответствующие правила (освобождение от зачета и т.д.).
Преподавателю использование рейтинговой технологии позволяет:
рационально планировать учебный процесс;
стимулировать эффективное обучение;
системно контролировать ход усвоения обучающимися каждого учебного задания;
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
объективно оценивать выполнение каждым обучающимся каждого учебного задания;
точно и объективно определять итоговую оценку по предмету учетом текущей успеваемости и аттестации [13, с.65].
К основным преимуществам рейтингового контроля следует отнести:
во-первых, возможность управления познавательной деятельностью с использование целостной системы рейтинговых баллов;
во-вторых, использованием преподавателем шкалы с унифицированными рейтинговыми градациями (в зависимости от потребности управлять познавательной деятельностью) осуществлять мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету и вычислять индивидуальный рейтинг каждого из них за определенный период обучения (месяц, семестр, учебный год);
в-третьих, широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства обучающихся, прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своего обучения с результатами товарищей;
в-четвертых, возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом её напряженность и результативность, а также своевременно выявлять и корректировать причины снижения успеваемости;
в-пятых, использование метода педагогического тестирования в условиях рейтинговой системы оценки и контроля знаний, навыков и умений обучающихся позволяет резко снизить при начислении рейтинговых баллов влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т.п;
в-шестых, наличие серьезной математической поддержки всей рейтинговой системы дает возможность полностью автоматизировать процесс начисления соответствующих баллов и представления конечных результатов контроля в презентабельной форме [14, с.152].
Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки является одним из современных направлений исследований в образовании, которая позволяет повысить ответственность студентов за освоение учебных дисциплин, стимулирует их самостоятельную работу и развитие рефлексивных умений, обеспечивает понимание учащимися критериев оценки и даже их активное участие в разработке этих критериев. Для применения технологий рейтинговой оценки необходимо определить вид рейтинга, методически правильно его составить. Соблюдать правила, определить форму его фиксации (технологическая карта, рейтинг-лист и т.п.), очень важно систематически анализировать результаты внедрения рейтинга, корректировать его критерии и форму записи.
Внедрение рейтингового контроля оценки знаний обучающихся обеспечивает постоянное стремление учащихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу обучающихся, что в свою очередь положительно влияет на эффективность учебного процесса.
Педагогические условия реализации рейтингового контроля обучающихся
Внедрение любых инноваций требует создания определенных условий для получения положительных результатов.
Педагогические условия – это формы, методы и приемы педагогического процесса и создание материально – пространственной среды.
Можно выделить следующие педагогические условия:
Нормативно-правовую базу;
Материально-техническую базу;
Наличие учебно-методической документации;
Повышение квалификации преподавателей;
Приемы и методы обучения;
Мониторинг результатов.
Для эффективного использования рейтинговой системы необходимы все вышеперечисленные педагогические условия.
На основании изучения литературы по проблеме можно сделать вывод, что в отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний обучающегося, позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым из них. Рейтинг позволяет стимулировать работу обучающихся в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний, чего нельзя добиться традиционной пятибалльной системой оценивания. Также рейтинговая система оценивания позволяет педагогу конкретизировать предмет и дает возможность объективной оценки результатов его труда, что способствует росту его профессионального уровня.
2 Исследование эффективности применения рейтингового контроля подготовки специалистов в ГБПОУ ИО «Иркутском техникуме транспорта и строительства».
2.1 Рекомендации к разработке рейтингового контроля
Изучение литературных источников показало, что при внедрении рейтингового контроля важным является методически грамотная его разработка. Для этого необходимо выполнить следующее:
Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные блоки.
Определить нормативные баллы за все задания и задачи учебной дисциплины (правила начисления баллов).
Установить максимальное и минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать студент в ходе обучения.
Составить для студентов свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент.
На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.
Во время итогового контроля (после изучения дисциплины, семестра) выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные виды учебной деятельности.
2.2. Результативность применения рейтингового контроля подготовки специалистов в ГБПОУ ИО «Иркутском техникуме транспорта и строительства».
Учитывая, что бально-рейтинговая система оценки может являться основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и при определении рейтинга выпускника на выходе в техникуме при внедрении ФГОС ей было уделено особое внимание.
Теоретические основы бально-рейтинговой системы оценивания были рассмотрены на объединенном заседании цикловых методических комиссий в январе 2016 года и сделан вывод, что в основе организации рейтингового обучения лежат следующие принципы:
- ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности обучаемых, стимулирование познавательной активности;
- максимально эффективное использование учебного времени, затрачиваемое обучаемыми, за счет методически обоснованного построения модулей и использование средств информационных технологий в обучении;
- изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методики;
- ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;
- систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения дисциплины, с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;
- обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.
Разработана бально-рейтинговая система контроля по профессиональному модулю ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. МДК 01.02. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Она включает в себя:
Весь учебный материал разделен на структурно-логические самостоятельные блоки с учетом практического обучения.
Определены правила начисления баллов:
За посещение – 2 балла
За внешний вид на занятии – до 3 баллов
За своевременно и правильно выполненную самостоятельную работу – до 10 баллов
За аккуратное систематическое ведение тетради для теоретических или дневника практических занятий – до 10 баллов.
Самостоятельная работа – до 10 баллов
Отработка манипуляций – до 10 баллов
Решение ситуационных задач – до 10 баллов
Текущий тестовый контроль – до 20 баллов
Установлено значение штрафных баллов: за пропуски занятий без уважительных причин – минус 10 баллов; за опоздание – минус 3 балла; за неаккуратное ведение тетради – минус 5 баллов; за несвоевременно выполненную работу – минус 2 балла.
Рейтинг можно повысить с помощью творческих работ: сообщение по теме – до 5 баллов; создание мультимедийной презентации по теме – до 10 баллов; работа в качестве консультанта – до 20 баллов.
Пропущенное по уважительной причине занятие отрабатывается без снятия штрафных баллов. Пропущенное по неуважительной причине занятие должно быть отработано, но уже со снятием штрафных баллов: в течение 1–ой недели студент получает 75% от максимума;
– в течение второй недели – 50%; – в течение 3-й недели – 25%.
Разработана шкала перевода рейтинговой суммы баллов в традиционную пятибалльную систему оценок: «2» - менее 60%, «3» - 60%-79%, «4» - 80%-89%, «5» - 90%-100%.
Как показала проделанная работа, рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
По результатам эксперимента, показатели промежуточной аттестации в контрольной и экспериментальной группах представлены на графике.
График 3 – Показатели результата по промежуточной аттестации.
13EMBED Excel.Chart.81415
Таким образом, обучающиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты. Но, что немаловажно, полученные ими знания и умения оценены не только более высоким баллом, а являются более прочными и качественными (табл.5).
Таблица 5 – Результат применения рейтингового контроля
Уровень усвоения
До эксперимента
После эксперимента
Контр. группа
Экспер. группа
Контр. группа
Экспер. группа
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Чел
%
Низкий
3
25
4
26,6
3
25
0
0
Средний
4
33,3
6
40
7
58,3
6
40
Высокий
5
41,7
5
33,4
2
16,7
9
60
Итого
12
100
15
100
12
100
15
100
В конце обучения было проведено анкетирование среди обучающихся экспериментальной группы. Результаты опросов показали положительное отношение к данной системе контроля большинства респондентов.
Работа с учебными группами выявила основные преимущества и недостатки использования балльно-рейтинговой системы (таблица 1).
Таблица 1 – Достоинства и недостатки использования балльно-рейтинговой системы
Преимущества
Недостатки
Регулярность контроля и наглядность результата
Существенная потеря баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине
Активизация учебной деятельности студентов
Вероятны межличностные конфликты среди студентов
Стимулирование самостоятельной работы, повышение мотивации студентов
Увеличение объема документации и трудоемкости контроля
Прозрачность и возросшая объективность оценивания
Изменение структуры учебной нагрузки преподавателей, в частности увеличение внеаудиторной составляющей
Введение новых форм контроля и заданий, в т.ч. для самостоятельной работы студентов
Отсутствие у студентов навыков работы по самостоятельному овладению знаниями, низкий уровень ответственности и самодисциплины
Способствует систематической работе студентов
Снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии
Оперативный контроль знаний
Улучшение посещаемости занятий, укрепление дисциплины
Организация регулярной обратной связи, что позволяет своевременно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не во время сессии
Обеспечение дифференцированного подхода к студентам и индивидуальная работа с каждым из них
Как показали результаты эксперимента, использование рейтингового контроля качества обучения позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.
Итак, технология рейтинговой оценки учебной успеваемости студентов, представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
пропуски занятий и опоздания (без уважительной причины).
Вывод: Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она достаточно эффективна.
Заключение
В настоящее время весьма важным оказывается понимание того, что развитие человечества существенно зависит от уровня образования. Для решения современных психолого-педагогических задач необходимо координально сменить приоритеты целей обучения, на первый план следует выдвинуть развивающую функцию, большей степени обеспечивающую становление личности обучающегося, раскрытие умственной активности.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы (в частности, оценивания достижений обучающихся), заданий разных уровней и типов, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это те педагогические условия организации процесса учения, которые не только раскрепощают обучающегося, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, но и способствуют сохранению эмоциональной уравновешенности и повышению уверенности в собственных силах. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение обучающихся.
Центральное место среди вышеперечисленных условий занимает изменение системы оценивания знаний и умений обучающихся. Необходимость перехода к более гибкой системе оценивания очевидна для всех, и основные усилия педагогов направлены на поиск более оптимального варианта. Анализ существующей педагогической практики показывает, что направления поисков новой системы оценивания достижений обучающихся в двух взаимно заключающихся направлениях – рейтинговая система оценивания и дескриптивная (или без оценочное) обучение.
Рейтинговая технология основана на принципах интенсивного обучения, поскольку даёт возможность улучшить качественный показатель в освоении учебного материала. Она способна не только детализировать основные показатели качества знаний учащихся, но и стимулировать целый ряд показателей эффективности их деятельности: своевременность выполнения заданий, ритмичность прохождения программ по отдельным учебным предметам, а также качество усвоения того или иного курса.
Следует также отметить, что рейтинговая система обладает ни с чем несравнимой гибкостью, что позволяет выстроить свою систему оценивания по каждому учебному предмету с учётом его специфики и особенностей обучающихся, его изучающих.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций для применения рейтингового контроля, которым могут пользоваться педагоги при планировании дисциплин и профессиональных модулей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Боброва Л. Н. Рейтинговая система оценки качества обученности // Наука и школа. – 2014. - №6 – С. 2-4
Боброва Л. Н. Рейтинговая система оценки качества обученности // Наука и школа. – 2015. - №5 – С. 5-7
Калужская М.В., Уколова О.С. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования/ М.В. Калужская, О.С. Уколова // Педагогический вестник. – 2012. – №23-24. – С. 36-40.
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / С.Я. Батышев. – М.: «Эгвес», 1999. - 465 с.
Современный словарь иностранных слов. – М.,1992. - С.389
Ерёмина С. В. Рейтинговая система оценки качества подготовки специалиста // Среднее профессиональное образование. – 2009. - №10. - С. 13-14
Рыжаков М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений// Профильная школа. – 2007.№1 - С.3-13
Саяпов М., Рябушкин Б. Рейтинговая технология в процессе преподавания // Учитель. – 1999. - №6. – С. 20-25
Курбанбаев Д.А. Рейтинговая система контроля знаний студентов в условиях языкового вуза // Высшее образование сегодня. 2011. №7. С. 85.
Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценки знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. – 2012. № 6. С. 28-40.
Кольга В.В. Полежаева Г.Т. Использование инновационных технологий в системе довузовской подготовки (монография) – Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т . –Красноярск, 2009, с.172.
Яшин И. Повышение качества образования основа развития университета. / Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 96-99.
Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации. под редакцией Барсукова И.И. и др. М, 1992
Вестник Иркутского педуниверситета [Текст] : сборник научных трудов. Вып. 4 / Иркут. гос. пед. ун-т ; науч. ред. О. Л. Подлиняев. - Иркутск : ИГПУ, 2003. - 152 с.
Шукшунов В.Е. , Взятышев В.Ф., Савельев А.Е., Романкова Л.В. Иновационное образование (парадигма, принцип реализации, структура научного обеспечения.) /Высшее образование в России. М., 1994. № 2. С. 13-28.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515
Диаграмма 1Root Entry