Мультимедийные презентации как средство повышения познавательной активности младших школьников

Мультимедийные презентации как средство повышения познавательной активности младших школьников

Слайд 1
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. В частности такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их познавательная активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Одним из направлений совершенствования общего образования, и начальной школы в том числе, является информатизация Давно доказано, что учащиеся по-разному осваивают новые знания. Ранее учителю трудно было найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теперь же, с использованием компьютерных сетей школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с компьютером, но и использование компьютера в учебном процессе способствует повышению интереса к учёбе. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь по истине неисчерпаемые. Информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно повысить не только познавательную активность школьников, но и развить интеллект школьника.
Одним из очевидных достоинств уроков с использование информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Я часто задавала себе вопросы, как сделать уроки интересными, как избежать пассивности на уроках, как учить так чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям, как увлечь детей которые только-только сделали первый шаг в “мир знаний”.

Слайд2
С появлением компьютера многие проблемы стали разрешимы. Появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса и эффективной организации познавательной деятельности учащихся.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам технологии) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
В связи с этим именно эту область применения ИКТ я постараюсь подробнее осветить на сегодняшней встрече.

Слайд3
Что такое презентация? Почему именно презентация?
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Слайд4
По данным Центра прикладных исследований человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Увлеки меня, и я увлекусь.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Слайд5
Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютер изменяет не только технологию образования, но и содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми: стимулирует творческую активность и самостоятельную деятельность ребенка.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.
Опыт использования IT технологий показывает их преимущества в обеспечении качества образования, так как:
во-первых, вызывают интерес учащихся, “очарование” новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по Москве-реке, “принять участие” в военной баталии; увидеть движение на уроках окружающего мира, математики; почувствовать настроение героев, услышав звук моря, увидев закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности;
во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, “остановить” мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;
в-третьих, ученику легче увидеть практическую значимость и пользу предлагаемых знаний, например, по вопросам экологии, защиты и охраны окружающей среды, использования различных источников информации, в проектной деятельности.
в-четвертых, участие в деятельности открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Преподаватель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия
Учитывая вышесказанное можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества.
Мультимедийные и компьютерные технологии особенно актуально в работе со слабоуспевающими учащимися. Такие ученики требуют особого внимания со стороны педагога. И их надо привлечь к обучению адекватными способами, и очень важно заинтересовать. Ведь когда наши ученики заинтересованы они лучше усваивают материал и это не требует от них излишнего психического напряжения.

Слайд6
Важно отметить, что учителю при использовании компьютера на уроке отводится очень важная роль. Он составляет урок, подбирает дидактический материал и индивидуальные задания, разрабатывает методические и обучающие цели. Использование компьютера на уроке позволяет переложить часть работы учителя на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным

Слайд7
При подготовке к уроку, учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал,  который  только с помощью ИКТ, может быть эффективно представлен учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбираться соразмерный плотности текста. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Современные информационные технологии также успешно использую и в работе с одаренными детьми. С помощью компьютера мы вместе с детьми создаем различные презентации Моим ученикам это очень нравится и они с большим интересом занимаются этим. Это развивает индивидуальные и творческие способности, навыки исследовательской деятельности .
Презентации различаются не только технически, но и методически. Одни презентации позволяют учителю добиться максимальной активизации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использование мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материалов). Другие презентации позволяют оценить глубину понимания слушателями изучаемого материала, умение подбирать и анализировать собранную информацию, выделить главное для исследовательской деятельности учащихся

Слайд8
На конкретных примерах предлагаю рассмотреть возможности использования презентаций на уроках.



Слайд9
Таким образом, презентации обладают множеством качеств, делающих работу учителя с учениками более интересной и познавательной.
Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

Слайд10
В заключении хотелось бы сказать, что каждый современный учитель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения. Ведь при активном использовании компьютерных технологий в процессе обучения это влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом. Также применение ИКТ в начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации личности младших школьников.





















13PAGE 15


13PAGE 14515




15