Статья на тему ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ


О.Ю. Барабошкина
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Задача современной начальной школы заключается в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их мышления, способностей самостоятельно совершенствовать свои знаний и опыт. Под познавательной активностью мы понимаем свойство личности ребенка, проявляемое в учебной деятельности и характеризующееся отношением ученика к учению, его стремлением овладеть различными способами познания.
Для достижения этой задачи учителя используют ряд педагогических технологий, которые не только формируют знания, умения и навыки учащихся по определённому предмету, но и раскрывают различные возможности детей. Одной из таких образовательных технологий является метод проектов.
В основе метода проектов лежит понятие «проект». Проект имеет направленность на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Это решение предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Отсюда следует, что метод проектов в обучении – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её решение, что должно завершиться реальным, «осязаемым» результатом, оформленным определенным образом. Если в основе проекта лежит теоретическая проблема, то предполагается конкретное её решение, оформленное в информационном продукте; если практическая – конкретный продукт, готовый к потреблению.
Рассматривая понятие «учебный проект» мы установили, что это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по решению значимой для них проблемы, который завершается созданием какого-либо продукта.
Учебные проекты позволяют формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты. Отсюда следует, что основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. При выполнении проекта у учащихся формируются умения: составлять план работы по выполнению проекта, распределять роли внутри группы, устанавливать сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы. Развитие этих умений способствует формированию познавательной активности ребенка.
Существует несколько классификаций проектов учащихся. Так, например, их разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени его выполнения и количества участников.
Рассмотрим подробнее особенности организации работы над созданием проекта с математическим содержанием.
Обучение математике учащихся начальной школы призвано обеспечить прочное и осознанное овладение детьми системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, развивать мышление, воспитывать математическую культуру личности. Достигнуть это можно путем организации проектной работы учащихся. Проектная работа по математике стремится к решению следующих задач:
Расширение кругозора учащихся в области математики.
Развитие творческих способностей детей самого разного интеллектуального потенциала (здесь можно найти задания, как для одарённых детей, так и тех, кто испытывает затруднения в обучении).
Включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников.
Организация проектной деятельности при изучении конкретного предмета позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика исследований при этом является единой и довольно простой, а сама работа представляет собой в основном поиск и организацию информации.
В первую очередь следует определиться с темой предстоящего проекта: она должна соответствовать и возрастным особенностям и интересам школьника.
Результатом организации проектной работы по математике будет являться повышение познавательного интереса к предмету; формирование умений работать с разными источниками информации; развитие навыков самоорганизации и саморегуляции.