Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики.
Щепкина Валентина Николаевна
Учитель физики
КГУ «Каратальская СШ с ДМЦ
акимата Ескельдинского района»
Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики.
«Скажи мне и я забуду, покажи, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь»
Китайская мудрость
Практика работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательной активности учеников, которые связаны с их жизнью. При многообразии изучаемых явлений физика предлагает не очень понятный и непривычный для детей способ познания окружающей среды. Дети часто задают вопросы: «Почему нужно думать именно так, а не иначе?
Учащимся непривычно осознавать, что один и тот же объект можно рассматривать с разной точки зрения. Проблема развития познавательнойактивности учащихся на всех этапах развития образования была самой актуальной.
Развитие познавательных творческих способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приёмов активизации является средством достижения цели.
Для развития интереса к предмету необходимо чаще использовать различные инновационные методы обучения, это конференции, экскурсии, деловые игры, путешествия, соревнования. Умелое применение приёмов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном процессе, является средством развития познавательных способностей учащихся.
Процесс усвоения знаний, умений и навыков предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
На начальном этапе организации самостоятельной деятельности ведущая роль принадлежит учителю, под его руководством происходит целенаправленное формирование умения самостоятельно выполнять определённые виды познавательной деятельности.
Также использование художественной и научно- популярной литературы, телевизионных научно- популярных передач ( Академия занимательных наук)в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению знаний, созданию целостного представления об окружающем мире. Этот приём позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко преподнести изучаемый материал, что способствует его успешному усвоению.
При правильно построенном объяснении материала учитель не только даёт учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.
Большое значение имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, надо убеждаться в их логической необходимости каждого следующего вопроса программы. Учитель должен попытаться вызвать у учащихся интерес к теме: привести интересные факты, связанные с историей открытия закона, показать экспериментальные опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения. Перед объяснением учитель должен не только назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им познавательные задачи, которые на данном уроке будут решаться.
Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать у них навыки самостоятельного приобретения знаний, я стремлюсь научить каждого ученика следить за логикой изложения учебного материала, участвовать в эвристической беседе. С этой целью подбираю систему следующих в логической последовательности вопросов, позволяющих вести беседу целенаправленно и требующих от учащихся напряжения умственных сил. Среди этих вопросов преобладают такие, для ответа на которые необходимо не только знание фактов, формулировок законов, но и умение анализировать явления, а также собственные суждения и высказывание товарищей. Например, вопрос « С каким ускорением падают тела разной массы?» - я формулирую иначе: « Почему все тела в отсутствии сопротивления воздуха падают с одинаковым ускорением?»
В активизации познавательной деятельности школьников при изучении физики особенно велика роль эксперимента. Большое внимание я уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплении знаний, проверке усвоения
теоретического материала.
Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Например, при изучении коэффициента поверхностного натяжения я даю такое задание
« Пронаблюдайте и объясните поведение двух спичек без «головок» на поверхности воды, когда между ними помещён кусочек сахара или мыла»
Активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс – работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.
Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся. Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учёбе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения.
Формировать память, расширять познавательную возможность учащихся, сознательно усваивать материал по физике помогают устные упражнения.
Они позволяют запоминать физические формулы, единицы измерения, определять цену деления шкал, читать графики, составлять уравнения, чертить и читать схемы.
Устные упражнения являются своеобразной формой устной проверки знаний учащихся, так как дают учителю возможность с минимальной затратой времени контролировать весь процесс урока: проверку знаний учащихся по пройденному материалу, закрепление вновь изложенного материала, решать различные задачи, применять полученные знания в своей практической деятельности. На выполнение устных упражнений следует отводить 5 -10 минут. Например, при изучении темы « Равномерное движение. Скорость равномерного движения ( 9 класс) заранее готовятся графики движения, по которым учащиеся должны определять начальную координату, конечную координату движущегося тела, скорость его движения, направление движения тел.
Для развития творческих способностей на своих уроках применяю различные формы опроса, такие как, « кубики», на гранях которого записаны различные задания, « лото».
Среди приёмов, повышающих качество обучения физике и интерес к ней, способствующих творческому развитию учащихся особое место занимает организация групповой работы учащихся.
Уроки, где ученики работают по группам, дают возможность самостоятельно творчески мыслить и приобретать новые знания. Например, в 8 классе, при повторении темы « Тепловые явления» класс делится на несколько групп: 1группа –« Центр размышлений», 2 группа–
« Вычислительный центр», 3группа- « Экспериментальный центр». Каждая группа выполняет задания соответственно своему названию. Учащиеся группы « Центр размышлений» отвечает на качественные вопросы, требующих логических рассуждений, «Вычислительный центр» решает количественные задачи, «Экспериментальный центр» проводит эксперименты и опыты.
Групповую работу учащихся можно использовать также при проведении уроков соревнований.
В 7-8 классах после изучения какой -либо темы учащиеся разбиваются на группы и готовят рассказы, сочиняют стихотворения, составляют кроссворды, тесты, соответствующие пройденному на данном уроке материалу. Например « Физика в быту», « Физика на производстве». Например, при повторении темы « Архимедова сила. Закон Архимеда в7 классе, был проведён урок в форме заседания учёного совета. Класс был разделён на три группы – кафедры: кафедра истории физики, кафедра экспериментальной физики, кафедра вычислительной физики. Учащиеся исполняли роль научных сотрудников. Ролевые игры- это тоже один из основных методов, обеспечивающих активное участие детей в учебном процессе.
Учащиеся самостоятельно думают, рассуждают, экспериментируют и делают открытия.
Используя различные приёмы и методы обучения, учитель является не только источником знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся. Учитель должен создавать условия, обеспечивающие активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.