Формирование УУД у школьников при изучении темы Грибы (5 класс)
Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроке биологии в 5 классе при изучении темы «Царство грибы». Тема урока: Царство грибовКласс: 5 УМК: Биология. 5 кл. Сонин Н.И.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, таблицы, схемы, муляжи, натуральные объекты исследования, рабочие тетради, учебники.Тип урока: изучение нового материалаЦель: Обучающая: изучить особенности царства грибов, их группы; строение шляпочных грибов; размножение; роль грибов в природе и жизни человека. Воспитательная: создать условия для формирования бережного отношения к природе и здоровью; обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету через изучение данной темы; Развивающая: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной информации, выделять главное и второстепенное; для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Результаты: Личностные: формирование осознанного отношения к своему здоровью, природе и к своей учебной деятельности. Метапредметные: умение работать с источниками учебной информации, устанавливать причинно-следственные связи; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.Предметные: Базовый уровень: знать группы грибов, строение, размножение, значение грибов в природе и жизни человека. Повышенный уровень: использовать полученные знания при определении ядовитых и съедобных грибов. Высокий уровень: уметь применять полученные знания в практической жизни. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Развиваемые УУД: Л.Р.К.П. Продукт деятельности ученика Организационный Приветствие. Фиксирование посещаемости, проверка наличия индивидуального оборудования. Приветствие. Фиксация наличие индивидуального оборудования. Л. Знание моральных нормР. Контроль, волевая саморегуляция Готовое рабочее место. Мотивационный Организует деятельность детей по определению темы и цели урока, которая способствует расширению знаний о грибах на практике и в повседневной жизни. Определяют тему урока, ставят для себя цели. П. Общеучебные, формулирование познавательной цели, логические: анализ с целью выявления признаков, построение логической цепи рассуждений.Р. Постановка задач.Л. Самоопределение. Записана тема, сформулирована цель урока Изучение нового материала Помогает ученикам определить опорные слова и записывает их на доске, объясняет правила составления опорной схемы (кластера), организует самостоятельную работу обучающихся с учебником. Сами определяют опорные слова. Составляют опорную схему (кластер) по тексту параграфа учебника, используя опорные слова, выписанные на доске. П. Поиск и выделение информации, моделирование, анализ, установление причинно –следственных связей, выделение признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Р. Контроль, коррекция знаний.К. Сотрудничество учителя и ученика.Л. Нравственно-этическое оценивание. Схема (кластер) в тетради. Подведение итогов, рефлексия. Организует взаимопроверку, устанавливая критерии оценки опорного конспекта (кластера) и коллективное обсуждение одного кластера, выполненного учащимся. Предлагает оценить свою деятельность по данным им критериям. Разъяснение выполнения домашнего задания. Оценивают опорный конспект (кластер) своего товарища, мотивируют оценку и подписывают свою фамилию под выставленной оценкой. Р. Оценивать деятельность своего товарища.П. Построение логической цепи рассуждений, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.К. Умение осуществлять учебное сотрудничество, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Л. Нравственно-этическое оценивание (Оценивание усваиваемого содержания). Оценка деятельности на уроке. В земле я родился,Со шляпкой на свет появился.На ножке одной я стою,На братьев с заботой смотрю.Споры из шляпки бросаю, а после из них прорастаю. Люблю я в лесу схорониться,Где волки живут и лисицы.Ко мне на поклон вы идете,А как ж меня вы зовете? Тема урока: Царство Грибов. Цели и задачи урока Где растут грибы? Внешнее строение грибов Виды грибов по строению и образу жизниРазмножение грибовЗначение для человека и природы ДОМТЕЛОГРУППЫРАЗМНОЖЕНИЕЗНАЧЕНИЕ Используя текст параграфа 12, стр 64-66, и собственные наблюдения вы должны дополнить нашу опорную схему. От каждого ключевого слова вы проводите стрелки и дополняете другими терминами, которые раскрывают смысл этого ключевого слова. (время для работы 15 мин.) Критерии оценки: полнота информации (количество подписанных слов под ключевым)оформление схемыдополнительная информация (собственные знания, наблюдения) Домашние задание Собирая грибы, вы встретили много погибших деревьев с наростами плодового тела гриба-трутовика. Что будет с этим лесным массивом через десять лет? Какие вы видите пути спасения этого леса? Представьте свои проекты (время на 2 мин.). Формы представления проектов: эссе, схемы, рисунки, видеоролики, электронные приложения.