Доклад Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с ОВЗ


государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
с. Обшаровка
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с ОВЗ».
Выполнила: учитель
русского языка и чтения
Т.Е. ЦицулинаОбшаровка 2016 г.
Социализация – это процесс, включающий в себя усвоение человеком социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
поведенческий компонент – усвоение человеком модели поведения.
ценностный компонент – отношение человека к ценностям общества.
Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ОВЗ. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребёнок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности.
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребёнка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования. Основной задачей специальной (коррекционной) школы является социально – бытовая, социально – нормативная и социально – трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество.
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Тема “Деловые бумаги” является значимым разделом в курсе русского языка для 5—9 классах.  Это в большинстве своём письменные поздравления с днём рождения, Днём знаний, Днём учителя, с другими общепринятыми праздниками, а также письма и приглашения.
Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у обучающихся с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.
Школа должна подготовить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают большое место. Поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма.
Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы.Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике.
Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко.
Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении дети с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.
Начинается работа с деловыми бумагами в 4 классе, где учащиеся под руководством учителя составляют и пишут небольшие письма товарищам, родным, поздравительные открытки. Учатся оформлять адрес на конверте. Начиная с 5 класса количество уроков делового письма по классам увеличивается и виды работ усложняются. Учащиеся должны уметь написать заявление, автобиографию, заполнить бланки, анкеты, составлять доверенность, расписку и т.д.
Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций); и - формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Обобщая цели, задачи и условия документирования, «Деловое письмо» можно разделить на три следующих блока: (слайд 2)
Личные документы официального характера;
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения;
Виды делового письма творческого характера.
В блок «Личные документы официального характера» включены документы, необходимые для поступления на работу (заявление, автобиография), а также объявление, доверенность, расписка, объяснительная. Общим для таких деловых писем является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами.
Блок «Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения» предусматривает знакомство с работой почты; обучение заполнению бланков телеграмм, переводов, по платежам за коммунальные услуги; ознакомление с видами писем; обучение составлению текстов телеграммы, открытки, письма.
В третий блок «Виды делового письма творческого характера» включены заметка и отзыв о книге, которые лишь условно могут быть отнесены к деловой речи. По характеру изложения эти виды делового письма примыкают к сочинению, требующему творческого подхода и представляющему наибольшую сложность в овладении учащимися с ограниченными возможностями.
Прохождение программного материала по деловому письму тесно связано с другими учебными предметами специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Тесную взаимосвязь уроки делового письма имеют с уроками социально - бытовой ориентировки. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышении уровня общего развития учащихся. В таких разделах, как «Сбережения», «Квартплата», «Трудоустройство» и др.
Тема "Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.
На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.
Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу её применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.
Деловые бумаги по их практическому назначению можно условно разделить на две группы: (слайд 3)
1. Стандартные бумаги
Их основные черты: ясность, точность, краткость.
К ним относятся различные бланки (на периодическую печать, за коммунальные услуги), доверенность, расписка, заявление об увольнении и приёме на работу, заявление о материальной помощи.
2. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля
Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся:
автобиография,
поздравительные открытки,
письма,
заметки в стенгазету и т.д.
Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.
Основываясь на личном опыте работы, я использую следующую методику при изучении темы "Деловое письмо" с 5-го по 9-й класс.
В работе над любым видом деловых бумаг можно выделить следующие этапы: (6 слайд)
1. Твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага применяется.
2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа.
3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов:
а) анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием;
б) коллективное составление документа после разбора образца;
в) составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем или предложенные учениками).
На этом этапе работы мною используются упражнения различной степени сложности, которые помогают формированию навыков связной письменной и устной речи: (слайд 5-6)
по плану разделить текст документа на части (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
составление документа из деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
исправление неправильно составленных документов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
переделка одного вида деловой корреспонденции в другой (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
самостоятельное составление документа на заданную тему (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
распространение текста документа (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
ответы на вопросы по прочитанному тексту
Например. Прочитай автобиографию выпускника школы. Какие сведения даны в ней?
Учащиеся должны учиться отвечать точно по смыслу, но своими словами; отвечать на вопросы не к одному предложению, а к небольшим частям текста. И отвечать не одним, а несколькими предложениями.
Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением учащихся правильно построить фразу, обосновать вывод.
Важно учить ребят не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками – одна из форм выражения речевой активности.
На уроках делового письма использую элементы сюжетно-ролевых игр. В основном на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков делового общения. При знакомстве с требованиями к составлению деловых бумаг учащиеся знакомятся со стилями речи, манерой изложения деловой речи (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, в процессе беседы они применяют усвоенные ими знания и приёмы. Например, при обращении надо учесть, с кем ты говоришь, кому пишешь и по какому поводу обращаешься. При этом учителю следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить учащихся перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Главное, в данном случае, научить ребят соблюдать речевой этикет – признак культурного человека, даже если не уважаешь человека (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Большую роль в развитии речи играет работа над ошибками, допущенных учащимися при самостоятельной работе. Обычно учащимся предлагается текст-модель, заранее приготовленный, который является основой для всестороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить.
Для работы по деловому письму ведутся особые тетради, в которых учащиеся записывают план изучаемого документа, его образец, выполняют самостоятельную работу по составлению деловой бумаги. Такая тетрадь в дальнейшем станет для учащихся своеобразным справочником.
Работа над деловым документом не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни.
           Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Приложение 1
Кому______________________
От кого____________________
заявление.
Прошу предоставить мне дни ________________________ в счёт отпуска, в связи
______________________________________________________________________________
__________ ___________
Дата Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По плану разделить письмо на части. Каждую часть начинать с красной строки. Объяснить постановку знаков препинания в конце каждого предложения.
Дорогой Саша!
Вчера получил от тебя письмо и был очень рад ему. Постараюсь ответить на все твои вопросы. Учусь я на «хорошо» и «отлично». В нашей школе много кружков. Я посещаю компьютерный. Вместе со мной на кружок ходит Толя Андреев. Мы с ним часто вспоминаем тебя. Он шлёт тебе большой привет. Саша, какие кружки есть в вашей школе? В каком кружке занимаешься ты? Напиши, как ваш класс готовится к встрече Нового года.
10.12.2007 г. Твой друг Петя.
План.
Обращение.
Сообщение о чём-либо.
Просьба или пожелание.
Дата.
Подпись.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Расположи части письма в нужной последовательности по данному ниже плану.
Наш дом стоит на высоком берегу. Внизу шумит река. Рядом темнеет лес. Там мы собираем грибы и ягоды. Вдали раскинулось поле, а за ним зеленеют холмы. От такой красоты дух захватывает.
Ты спрашиваешь, какие у меня планы на лето. Наверное, поеду в деревню к бабушке. Ведь там так хорошо!
Здравствуй, Витя!
Твоё письмо я получил, спасибо.
Напиши, где ты собираешься отдыхать.
Твой друг Саша.
План.
Обращение.
Благодарность на письмо друга.
Ответ на письмо друга.
Описание места.
Вопрос к другу.
Подпись.
Расположи части плана в нужной последовательности по содержанию текста автобиографии.
План
Родители и их место работы.
Дата и подпись.
Дата и место рождения.
Домашний адрес.
Время учёбы в школе.
Фамилия, имя, отчество.
Полученная профессия.
Автобиография.
Я, Попов Дмитрий Юрьевич, родился 17 сентября 1978 года в р.п. Красные Баки, Нижегородской области.
Мой отец, Попов Юрий Сергеевич, работает на машине «Скорой помощи». Моя мать, Попова Светлана Борисовна работает медсестрой в больнице.
В 2004 году поступил в Краснобаковскую коррекционную школу 8 вида и окончил её в 2013 году. Обучался столярному делу и получил профессию столяра.
Мой адрес: р.п. Красные Баки, ул. Кооперативная, д.24, кв.2
10 мая 2013 года. Д. Попов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Отредактируйте расписку в соответствии с общепринятыми нормами (по плану).
Расписка.
Я, Скворцова Ирина Петровна, ученица 8 класса Краснобаковской коррекционной школы, получила 380 рублей на покупку продуктов для вечера в школе.
Скворцова.
План расписки.
1. Полное указание, кто даёт расписку;
2. Точное указание, от кого она получена;
3. Наименование полученного с указанием количества,
цены; при этом количество или цена пишутся прописью
и цифрой;
4. Дата, подпись.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Переделай текст телеграммы в письмо. В письме сообщи причину отъезда Алексея и время его возвращения.
Задержись приездом деревню я уезжаю несколько дней подробности письмом
Алексей
Переделай текст письма в телеграмму.
Здравствуй, Паша!
Спасибо за посылку. Смена скоро закончится. Очень грустно расставаться с морем, но я очень соскучилась и жду с нетерпением встречи с тобой и с девчонками. Впечатлений много. При встрече обо всём расскажу.
Паша, со мной много вещей. Встреть меня, пожалуйста. Билет уже купила. Поезд приходит в Москву 28 августа в 12 часов дня. Я буду в 4 вагоне.
До свидания.
22.08.2003 Твоя сестра Лариса.
Образец телеграммы.
Куда: Ленинград Бассейная 52 квартира 6
Кому: Лыквой Светлане
Встречайте двадцатого поезд девятый вагон второй
Лена
От кого и адрес: Снегова Е.И., Ижевск, улица Октябрьская 50, кв. 3.
Приложение 6
Составь по плану текст объявления-приглашения на праздник
План.
Число и время проведения праздника.
Место, где проводится праздник.
Название праздника.
Кто приглашается.
Кто организует проведение праздника.
Напиши письмо товарищу по данному началу, опорным словам и словосочетаниям. В письме следует дать совет заниматься лыжным спортом.
Начало:
Дорогой друг!
Получил от тебя письмо. Рад, что первое полугодие ты закончил с хорошими оценками, но очень сожалею о том, что ты не катаешься на лыжах. Как я люблю лыжный спорт! Выйдешь…
Опорные слова и словосочетания:
скользить, любоваться, дышать, до леса, сесть на пень, прислониться к дереву, отдохнуть, снова трогаться в путь, набегаться, надышаться, устать, возвращаться, прилежно заниматься, ждать выходного дня, снова отправиться, здоровье.Приложение 7
Дополните недостающую информацию в объявлении.
Объявление.
В воскресенье в актовом зале школы состоится праздничный вечер.

Администрация школы.
Приложение 8
Требования к составлению деловых бумаг.
1. Соблюдение формы.
2. Аккуратно.
3. Грамотно.
4. Разборчиво.
5. Кратко, но понятно.
Деловое письмо представляет собой деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем-либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Желательно посвящать письмо одному вопросу. Тон письма должен быть деловым и корректным.
Деловое письмо отличается манерой изложения: строго официальный («сухой») тон, точность, ясность, возможная краткость; употребление слов только в их прямом значении.
Приложение 9
Распредели обращения в таблице.
Текст Обращение
Письмо другу Официальное письмо Объявление Поздравительная открытка Дорогая мамочка, родные мои Серёжа и Павлик, уважаемая Светлана Викторовна, односельчане, старшеклассники, милые друзья, земляки, граждане, многоуважаемый Пётр Ильич, господа офицеры, любимый, дорогие наши пенсионеры.Таким образом, у детей с нарушением интеллекта ломается стереотип неуверенности в себе и своих силах и, благодаря четко спланированной коррекционной работе, они легче адаптируются в современной жизни.