«Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Анри Матисса «Разговор»»


Этап
Методы, приёмы Хроно-метражДеятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный
Словесный
(слово учителя)
10:00-10:01 Здравствуйте, ребята! Подравнялись, улыбнулись друг другу, а теперь девочки тихонько сели и ещё тише мальчики.
Приветствуют.
Положительный настрой к уроку Л: самоорганизация; осознанность учения
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Мотивационный
Словесный
(слово учителя);
практический;
наглядный (учебная презентация) 10:01-10:05 Ребята, назовите известных вам художников?
Какая картина вам больше всего нравятся? Почему?
Сейчас вам предстоит работа в группах.
Я раздам вам конверты с заданием.
Ваша задача собрать пазл и придумать название картине, которая у вас получиться. Выберите одного человека от группы, кто будет отвечать.
Как будете готовы – просигнальте.
Посмотрите на слайд, такая же картина должна получиться у вас. Поднимите руку, у кого получилось собрать пазл так, как на слайде? Молодцы.
Какое название этой картине дала 1 (2,3,4,5) группа?
Замечательно, вы придумали интересные названия.
Автор этой картины Анри Матисс. Картина называется «Разговор» Беседа (отвечают на вопросы)
Работа в группах (собирают пазл)
Представлять свою работу в группе Л: умение работать в группах;
К: слушать и понимать речь других; учёт разных мнений
Постановка учебной задачи
Словесный
(слово учителя, учебный диалог);
наглядный (учебная презентация) 10:05-10:08 Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
А теперь попробуйте поставить цели урока?
Сегодня на уроке мы с вами превратимся в писателей и постараемся написать картину словами и красивыми предложениями. Будьте внимательны и активны на уроке это трудная задача.
Кто будет самым активным на уроке, отвечать на вопросы я буду выдавать жетоны, в конце урока мы подсчитаем количество жетонов и выставим оценки. Определять тему урока. Предполагать на основе названия темы, цели урока Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке; принимают и со храняют уч. задачу
Л: учебная мотивация
Открытие новых знаний
Словесный
(слово учителя);
Наглядный (учебная презентация) 10:08-10:20 Кто-нибудь раньше встречался с творчеством художника Анри Матисса?
Сейчас я немного расскажу о его жизни и творчестве.
Выдающийся французский художник Анри Матисс родился 1869 году, в семье торговцев красками и семенами. Он перенес операцию и вынужден был долгое время соблюдать постельный режим. Чтобы чем-то занять сына, мать принесла ему в палату предметы для рисования. Занятия так увлекли юношу, что после выздоровления он поступил в школу рисования. Через некоторое время, Матисс начал выставлять свои картины в музеях, на выставках… Его картины сразу стали популярны. Матисс много путешествовал по Италии, набирал себе иностранных учеников, выполнял различные заказы.
Ребята, можно ли по названию картины определить её тему? Как?
Откройте учебник русского языка на странице 61, прочитайте предложение в рамочке (тема картины – это то, что на ней изображено). Как вы понимаете эту фразу?
Сейчас я покажу вам картины Анри Матисса, а вы подумаете, какие темы картин встретились в этих работах? Перечислите. (Мир Матисса — это мир танцев, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника)).
Анри Матисс стал знаменит во всём мире. Ежегодно проходили его персональные выставки. Его называли живописцем роскоши в мире. Как вы думаете, почему?
Умер Анри Матисс в возрасте 84 лет.
- Посмотрите на слайд, попробуйте составить небольшой рассказ о французском художнике. Воспользуйтесь опорными вопросами (на слайде).
План:
Имя, фамилия
Кто он?
Где родился?
Где учился?
Темы картин Узнают новую информацию
Отвечают на вопросы;
работают с учебником
Рассматривают картины Анри Матисса
Составляют рассказ о художнике (по плану) К: слушать и понимать речь других
К: речевая деятельность
П: осознанное построение речевого высказывания; структурирование знаний
Словесный
(слово учителя, учебный диалог);
Наглядный (учебная презентация);
Практический (учебник, картина) 10:20 – 10:26 Одна из самых известных, картин Анри Матисса называется «Разговор»
В «Музейном доме» найдите картину Анри Матисса «Разговор» (в каком учебнике будете искать? (литературное чтение)).
Поднимите руку, кто нашёл.
Посмотрите внимательно на картину.
Обсудите в парах, на картине изображены близкие люди? Из чего это видно? Рассмотрите, как они одеты. (Женщина в халате, мужчина в пижаме).
Мы выяснили, что на картине изображены близкие люди, как вы думаете, кто изображен? (жена Матисса  и сам художник). 
Как расположены обе фигуры? (лицом друг к другу, на фоне яркого синего цвета).
Сейчас картина А. Матисса «Разговор» находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Россия. Находить нужную страницу и картину в учебнике
Обсуждают в паре вопросы П: поиск и выделение необходимой информации; анализ информации.
К: учёт разных мнений; умение обосновать собственное
Физминутка 10:26 – 10:28 А сейчас давайте встанем. Я для вас придумала хитрое задание.
Я говорю предложение, если оно верное, вы приседаете, если это не верно, вы встаете на носочки, и тяните руки вверх.
Итак, давайте попробуем. Слушайте внимательно!
Анри Матисс писатель (н)
Анри Матисс художник (в)
Автор этой картины (на слайде) Анри Матисс (в)
Анри Матисс родился в России (н)
Анри Матисс родился во Франции (в)
Мир Матисса – это мир танцев, музыки,
сочных плодов (в)
Анри Матисс не был известным художником (н)
Эта картина (на слайде) называется «Разговор» (в)
На картине «Разговор» изображены две женщины (н)
Молодцы, вы совсем справились! Словесный
(слово учителя, беседа);
Наглядный (учебная презентация);
10:28 – 10:34 Посмотрите на картину:
1) Когда происходит этот разговор: утром или вечером? Почему? (утром, т.к. днём пижамы не носят)
2) Люди радостно общаются или поссорились? Посмотрите на позы людей
(судя по напряженным позам людей и атмосфере тягостного молчания, они находятся в ссоре, кроме того, очень неудобно общаться, когда один человек сидит, а другой стоит)
3) Какое настроение создаёт синий фон? Сумрачное и напряженное? Или спокойное и мечтательное? (безрадостное, тягостное, напряженное настроение)
4) Какое настроение привносит вид из окна в эту картину?
(вид из окна обостряет ощущение конфликта, но даёт надежду, что всё закончится хорошо и люди помирятся)
План:
Кто/что изображён (о) на картине (близкие, муж и жена)
Настроение картины (безрадостное, напряженное)
Фон картины (тёмный, холодный, сумрачный) Отвечают на вопросы; устно анализируют картину «Разговор» Анри Матисса К: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; допускают существование различных точек зрения
П: поиск и выделение необходимой информации; анализ информации; строят речевое высказывание
Словесный
(слово учителя, бееда);
Наглядный (учебная презентация);
10:34 – 10:38 5) Что подчеркивает ссору людей? Или даёт надежду, что они помирятся? (за окном находится ярко освященная зелёная лужайка, красновато – коричневый от солнца ствол дерева и три клумбы ярко – алых цветов, очевидно, тюльпанов)
Художник поместил цветы в ярко-голубые овалы. Для чего? (чтобы мы почувствовали присутствие голубого летного неба).
6) Нужно ли в названии картины уточнить, какой это разговор? Например, назвать «Трудный разговор», «Ссора» или мы это можем определить и без этого? (само изображение практически сразу позволяет нам догадаться о характере разговора) Отвечают на вопросы; устно анализируют картину «Разговор» Анри Матисса П: поиск и выделение необходимой информации; анализ информации; уметь строить речевое высказывание (с опорой на план)
Л: учет различных точек зрения
Итоги урока 10:38 – 10:45 Какой вывод мы можем сделать? (всё, что изображено на картине, очень важно для понимания её смысла).
Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. Можем ли мы сказать, что достигли целей?
Посмотрите на слайд. На нём изображены три цветных квадратика. Каждый цвет, что то символизирует. Ваша задача выбрать один квадратик, который подходит вам по описанию.
Зелёный – Мне понятна тема урока. Я справилась/справился со всеми заданиями.
Синий – Тема урока была интересна, но я испытывал (а) некоторые трудности.
Жёлтый – Тема урока мне не понятна, нужно ещё поработать
А сейчас давайте посчитаем жетоны и выставим оценки.
Поднимите руку у кого 5 жетонов? У кого больше?
(считая количество жетонов, выставляем оценки)
Молодцы. Спасибо за урок, мне очень понравилось с вами работать! Подводят итоги урока вместе с учителем; делают обобщающий вывод;
проводят самоанализ П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; контроль знаний
Р: проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.
Л: самооценка
Класс: 2
Потапова Екатерина
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Развитие речи с элементами культуры речи.
Работа с картиной Анри Матисса «Разговор»»
Цель деятельности учителя: продолжить работу над живописным произведением; роль цвета и композиции (размещение фигур и предметов для понимания смысла картины, её настроения); учить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.
Планируемые результаты
Предметные: учиться устно анализировать сюжет картины; составлять устный описательный рассказ по картине.
Личностные: развивать умение работать в группах; допускать существование различных точек зрения.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник Чуракова Н.А. «Русский язык» 2кл. ч.2; учебник Чуракова Н.А. «Литературное чтение» 2кл. ч.2; конверты с заданиями (пазл); учебная презентация; жетоны.