Правовой брейн-ринг в 9 классе






Правовой тренинг
« В мире прав и закона»


План проведения
. Вступительное слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на правовой игре "Правовой бум ". И так, познакомимся с участниками игры.
То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.
Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.
Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

ТУР №1. Знание Закона «О правах ребенка»

1.Ребенок – это лицо не достигшее. 18 лет
2. С какого возраста ребенок имеет право на имя, отчество, фамилию С рождения
3. Закон «О правах ребенка» не распространяется на граждан, не имеющих гражданство, либо иностранцев. Распространяется
5. Гражданство ребенок может получить только после 16 лет, после получения удостоверения личности Нет, с момента рождения
6. Все ли дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности Да
7. Вопрос №5. Где впервые судьи должны были избираться по жребию из числа всех граждан, независимо от их социального происхождения
Ответ. Афинский полис. Древняя Греция

Вопрос №6. Как называется социальная группа, обладающая строго определенными, присущими только этой группе правами и обязанностями, передающимися по наследству
Ответ. Сословие

Вопрос №7. Назовите английских философов XVII века, разработавших учение о естественных неотъемлемых правах человека
Ответ. Джон Локк, Томас Гоббс


Вопрос №9. В Древнем Риме была должность народных трибунов, защищающих права плебеев; как называлось право народного трибуна, которым трибун мог воспользоваться для отмены решения сената
Ответ. Право вето

Вопрос №10. Высшими судебными органами в РФ являются Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд и..
Ответ. Верховный суд РФ
Вопрос №2. Как называется объявление подростка полностью дееспособным раньше срока
Ответ. Эмансипация

Вопрос №11. Определите термин – нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения
Ответ. Закон

Вопрос №12. Совокупность прав и обязанность человека определяет его
Ответ. Правовой статус

Вопрос №13. Какой вид юридической ответственности наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера
Ответ. Гражданская

Вопрос №14. Основы конституционного строя РФ провозглашают один из принципов – наличие идеологического и политического плюрализма; что это означает
Ответ. Свобода слова, многопартийность, запрет на признание какой либо идеологии главной

Вопрос №15. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека – это полномочие органа власти
Ответ. Государственная дума

Вопрос№16. К международному гуманитарному праву относятся несколько правовых документов; назовите известный вам первый правовой документ по правам человека и год его принятия
Ответ. Всеобщая декларация прав человека, 1948

Вопрос №17. К какой группе прав относится право на запрет распространять информацию о частной жизни лица без его согласия
Ответ. Личные гражданские права

Вопрос №18. Что является главным источником права на территории РФ
Ответ. Нормативно - правовой акт

Вопрос №19. Правотворчество в РФ может исходить от государства через народных представителей, а может исходить непосредственно от народа; назовите форму непосредственного народного правотворчества
Ответ. Референдум

Вопрос №20. Какой вид юридической ответственности наступает за нарушение внутреннего распорядка работы учреждения
Ответ. Дисциплинарная


ТУР 2. Зачитать Притчу «Гвоздь воспитания»

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома. И после каждого поступка сына вбивал гвоздь.
Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места.
Он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда он за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не стало, мальчик заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец - ведь на столбе не осталось и гвоздя
-Гвоздей нет. А дырки остались – ответил сын.
ВОПРОС:
1. Что символизирует столб и почему подросток заплакал?
2. О чем повествует эта притча?
( столб- закон, гвозди – нарушение прав и не соблюдение обязанностей, которые не проходят без последствий.) Подросток осознал свои ошибки, но он понял, что след от них все равно остается, как дырки на столбе

3 ТУР: Карточки с заданиями - 2 минуты на обсуждение и презентация ответа. макс. балл - 2 б.
1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.
2. 12-летний Олег хвастается перед другом: "Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается. Немалый доход имеет. Только не ленись!" Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.
3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отдали в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: "Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет". Прав ли он?
Ответ: Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Статья 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учёт ИДН.

4 тУР, Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? ("Красная Шапочка").
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип " от каждого по способности, каждому - по труду" и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу телесные повреждения, привёдшие к смерти. ("Сказка о попе и о работнике его Балде").
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. ("Волк и семеро козлят").
4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финалу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. ("Колобок").
5. Назовите сказку, где невестки, царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына и сжигают его. ("Царевна-лягушка").
6. В этой сказке птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. ("Курочка Ряба").
7. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все? (Сказка о рыбаке и рыбке)
8. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? (три поросенка)
9. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. (Золушка)
10. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? (Лягушка-путешественница)






4 тур. Что в черном ящике?


Я буду зачитывать по одному предложению -относящемуся к предмету в черном ящике. Если вы угадаете его с первой подсказки - получаете 3 жетона, со второй - 2 и с 3 - 1. После зачитывания каждого предложения я даю 30 сек. на обдумывание и совещание если необходимо, потом говорю слово "Время". Руку капитаны поднимают только после слова время. До этого - то команда отвечает последней.

(конституция)

1. Это слово в переводе с латинского обозначает «установление». В России первая попытка создать это была предпринята в 1730 году в движении, возбуждённомверховниками
2. Задачи данного документа функций можно назвать: разрушение старого политического режима и образование нового; создание образа политического будущего, который будет источником вдохновения для населения; обозначение структуры политических институтов; разрешение конфликта институтов в стране; обеспечение прав для меньшинств и их включение в политический диалог и др[
3.Она - учредительный документ государствa, в котором изложены основные цели создания государства. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путем референдума.

(паспорт)

1. Это бывает туристическим, временным, семейным, камуфляным или даже фантастическим. В древности это имелось у путешественников, не желавших, чтобы с ними поступали как с бродягами, оно доказывало своё отличие от бродяг.
2. Предназначен для использования по всему миру, и поэтому оно до некоторой степени унифицировано, а надписи нанациональных языках, как правило, дублируются на английском и/или французском языке. В XXI веке многие страны мира переходят на паспорта, содержащие биометрическую информацию.

3. В нем фиксируется фамилия, имя и отчество гражданина, дата и место его рождения, пол, семейное положение, регистрация, сведения о воинской обязанности, данные. Иногда в нем также ставятся специальные отметки, например, группа крови и ИНН.



5 ТУР:

КОНКУРС ПАНТОМИМА


Команда должна без слов изобразить для своих болельщиков то право, которое
написано на карточке, а болельщики должны отгадать его.
№1
1.Право на образование
2.Право на труд
3.Право на жилище
4.Право на отдых
5.право на свободу вероисповедания

6 ТУР

Конкурс «Перевертыши» (по 1-2 балла за каждую сказку, если правильно название и права)
Участники получают листы с перевертышами названий сказок. Необходимо разгадать название
сказки и назвать права, которые нарушают герои этого литературного произведения.
№1
1.Петух одноцветный (Курочка Ряба)
2.Желтая шляпка (Красная шапочка)
3.Замарашка и семь великанов (Белоснежка и семь гномов)
№2
1.Пес без ботинок (Кот в сапогах)
2.Утки-селезни (Гуси-лебеди)
3.Серебряный замок (Золотой ключик)
№3
1.Гадкий утенок (Царевна –Лебедь)
2.Великанша (Дюймовочка)
3.Чистюля (Золушка)





















СПИСОК
использованной литературы

1. Закон «О правах ребенка РК»
2. Конвенция о правах ребенка
3. Уголовный Кодекс РК
4. Административный Кодекс РК
5. Журнал «Социальный педагог в школе» №6. 2012г,




Использованные материалы и Интернет- ресурсы

riddle-middle. ru| Pogoyorki i poslov
pritchi.ru.

15