Конспект урока математики 2 класс Тема: Деление. Связь умножения и деления. Цель: познакомить с действием деления, показать взаимосвязь деления и умножения
Конспект урока математики 2 класс
Тема: Деление. Связь умножения и деления.
Цель: познакомить с действием деления, показать взаимосвязь деления и умножения
Задачи:
-Совершенствовать навык устного счета, умения решать задачи на деление.
-Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение.
-Воспитывать интерес к математике.
Тип урока: открытие новых знаний
Посодержанию– с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
По форме организации – комбинированный (парная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – проблемный.
По результатам выполнения – практический
Оборудование: ПК, проектор, карточки с заданием для парной работы, таблички с названиями компонентов и результата сложения, вычитания, умножения, деления.
Материалы: презентация «Волшебный звездопад», учебник математики (С.А.Козлова)
Ход урока
Этап урока и его цели Деятельность
учащихся Деятельность
учителя Содержание урока
Планируемые
результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности. Проговаривают необходимость данного «багажа».
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Организует проговаривание «багажа».
Организует проговаривание девиза урока.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
1.Проговаривание стихотворения:
В школу мы пришли учится
В жизни это пригодиться!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
Садитесь!
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов. Начинаем наш урок математики.
2. -Прочитайте девиз урока.(СЛАЙД 1) «Хочу много знать!»
- Как вы его понимаете?
3. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
4.-Ребята, когда я готовилась к уроку, мне в руки попала записка:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром –нет ничего.
-Что это? (звезды на небе).СЛАЙД 2,3
Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполнится. У нас сегодня волшебный звездопад.
- Падают звезды и несут с собой тайну. А кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он получит «4» или «5» по математике.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
-проверить сформированность навыков устного счета
-организовать актуализацию умений;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
-уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Организует актуализацию знаний таблицы умножения
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. 1. Отгадайте тайну первой звезды. (Слайд 4,5)
Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (с помощью умножения). Запишите эти выражения с помощью умножения и вычислите, а потом проверим.
3+3+3+3+3 = 3*5=15
2+2+2+2 = 2*4=8
3+3+2+4
4+4+4 = 4*3=12
Прочитайте, используя математический язык.
-произведение чисел 3 и 5 равно 15;
-1 множитель – 2, 2 множитель – 4, произведение – 8;
-произведение чисел 4 и 3 равно 12.
(Слайд 6)
2. Работаем в тетради.
Внимание на экран.
20+60=80 32+8=40 27+30=57
80-20=30 40-32=8 57-30=27
80-30=20 40-8=32 57-27=30
Какая здесь закономерность? (Связь компонентов сложения: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое; вычитание и сложение – взаимнообратные действия). Молодцы, ребята!
Отвечать нужно только «Да» или «Нет». Если «Нет», то объясните почему? И дайте правильный ответ.
1.Результат умножения – произведение.
2.Высказывания могут быть истинные и устные.
3.В записи двузначного числа есть десятки и единицы.
4.Первый компонент вычитания – это слагаемое.
5.Сумма – это результат сложения.
6.Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность.
(Первый компонент вычитания – это уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть вычитаемое, то получим разность.)
Молодцы! ФИЗМИНУТКА
3.А сейчас отгадаем тайну второй звезды
Ребята, соберитесь в группы по 4 человека. У вас на партах лежат карточки с названиями компонентов и результата действия каждого примера. При решении заполните таблицу карточку с названием компонента положите в нужную ячейку
14+27+7
6*5 15-6
27:314-9
4*7 3*8
- Что вы замечаете? .(Остались лишние карточки). Разные версии – возникло затруднение.
5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. В каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
(не знаю компонента и результата действия деления)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цели:
-организовать постановку цели урока;
-организовать составление совместного плана действий;
- пределить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. Тема урока: Деление.
Какие задачи нам нужно решить, чтобы узнать все о делении?
познакомиться с действием деления.
Какой знак у деления.
Как записать и как прочитать деление.
Как называются компоненты деления.
Как деление связано с умножением.
Применять полученные знания при решении примеров и задач.
Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
V.Реализация построенного проекта
Цели:
-реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Физкультминутка Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на листочках.
Проговаривают тему урока.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
Следующая звезда предлагает работу в паре.
Ребята, перед вами 10 конфет. Нам нужно разложить по 2 конфеты на тарелки. Как вы думаете, сколько тарелок нам понадобится? (возможно кто-то скажет, что 5).
А как вы догадались? А как мы сможем проверить правы вы или нет? (разложим). Раскладываем.
Да, действительно, убеждаемся, что 5 тарелок.
А как нам записать решение задачи?
Итак, было 10 конфет, их разделили, разложили по 2 на каждую тарелку. получили 5 тарелок.
10:2=5(т.)
Две точки – это знак деления. Читам так: 10 разделить на 2 будет 5.(хором)
А теперь 10 конфет нам нужно разложить на 5 тарелок поровну. Сколько груш будет на каждой тарелке? (2 конфеты).
Как нам проверить? (разложим по одной груше на каждую тарелку по очереди).
Какое действие используем для решения задачи? (Деление)
Как записывается знак действия?(две точки).
Прочитайте второе выражение.(10 разделить на 5 будет 2). Запишите его в тетрадь.
Назовите какие знаете два взаимообратные действия? А как вы думаете, будут ли взаимообратными действия умножения и деления?
Слайд 8 -Четвертая звездочка приготовила нам отдых. Мы делили, умножали,
Очень, очень мы устали
А теперь все дружно встали!
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Сели, встали
Сели, встали
И опять работать стали. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Учиться работать в группе, в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им
(Коммуникативные УУД).
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. Выполняют задание, проговаривая новые понятия, решают по рисункам примеры на деление Организует усвоение учениками названия компонентов и результата действия деления с проговариванием во внешней речи. Пятая звезда хочет проверить как вы поняли тему урока и предлагает № 5 , с. 63 (СЛАЙД)
-Фронтальная проверка.
-Ученики по одному выходят к доске, решают примеры, остальные показывают результат на карточках.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверкупо эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Блиц-турнир. (На карточках. Решение на карточках.)
Положите поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.
Разделите 16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.
Назовите названия компонентов и результата действия умножения и деления
Проверяем.
У кого всё правильно?
У кого есть ошибки?
В каком месте ошибки?
В чём причина?
Исправьте ошибки.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Выполняют задание под руководством учителя в тетради. Организует повторение умений решать задачи на деление Седьмая звезда предлагает вам воспользоваться новыми знаниями
№6 стр.63
2. Блиц-опрос
1. Результат действия сложения? (Сумма)
2.Название компонента действия умножения? (Множитель)
3.Как называется число, которое мы делим? (Делимое)
4.Результат действия деления? (Частное)
5.Число полученное при умножении?(Произведение)
6.Очень плохая оценка знаний? (Единица)
7.Действие, обратное сложению?(Вычитание)
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку в тетрадях Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была?
-Все цели выполнены, можно возвращаться на Землю.
Звучит музыка (тихо). (Слайд 14)
-Закройте глаза.
Окрашен космос в чёрный цвет,Поскольку атмосферы нет,Ни ночи нет, ни дня.А нам нужна Земля.
Оцените свою работу на уроке, используя схему:
-На партах перед вами лежат ракеты трёх цветов. Они нужны для следующего полёта.
-У кого остались вопросы после нашего урока, поднимите ракету зелёного цвета.
-Кто понял тему – красную ракету.
-У кого нет вопросов, всё понял, может объяснить другому, поднимите ракету жёлтого цвета.
-Молодцы, вы заметили, что в классе прибавилось солнечного света? Подарите друг другу аплодисменты!
-Желаю вам дальнейших успехов. Спасибо вам за урок!
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)