КТП к учебнику А.Н.Сахарова,Н.В. Загладина История с древнейших времён до конца 19 века 10 класс


Календарно-тематическое планирование «История с древнейших времён до конца 19 века» 10 класс
Раздел про-граммы Элементы минимального содержания образования Коли-чество часов Но-мер урока Тема урока Требования к уровню подготовки учащихся Домаш-неезадание Дата урока
план Дата урока факт
1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
ИСТОРИИ. Понятие история, сущность исторического пространства, его эволюция, проблемы философии истории. 4 1 Этапы развития исторического знания Уметь характеризовать периоды в развитии исторических процессов, проводить поиск информации, сравнивать исторические оценки событий. § 1.  Роль и место истории в системе гуманитарных наук, теоретико-методологические подходы к осмыслению истории. 2 Основы исторической науки Развивать умение анализировать исторический источник и информацию, уметь различать исторические факты и мнения. § 2 Роль и место России в мировом развитии. Характер протекания исторических процессов в России. 3 Россия во всемирной истории Знать особенности развития нашей страны, характеризовать роль православия в истории, уметь составлять логическую таблицу. § 3, обобщение темы 4 Обобщение темы № 1 « Пути и методы познания истории» Уметь соотносить факты и общие явления, проводить поиск информации Тест работа с понятиями. 2. ОТ ПЕРВО-БЫТНОСТИ К ЦИВИЛИ-ЗАЦИИ. Сформировать обобщённые представление об антропо-. социо- и политогенезе, об основных особенностях первых цивилизаций. Сущность и значение неолитической революции. 7 5-1 У истоков рода человеческого Ознакомить с представлениями о предцивилизационной стадии развития человечества, , зарождении и развитии общества, возникновении государства. § 4 Влияние природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока Архаичные цивилизации Древнего Востока. 6-2 Государства Древнего Востока  Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов. § 5 Социальная структура и социальные нормы. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. 7-3  Культура Древнего востока Знать основные черты восточной деспотии. Знать социальную иерархию древнего восточного общества. § 6 Зарождение античной цивилизации. От «тёмных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. 8-4 Цивилизация Древней Греции  Знать причины, последствия и значение великой греческой колонизации, особенности цивилизации Древней Греции. Уметь сравнивать Афины и Спарту как два типа древнегреческого полиса § 7 Цивилизация Древнего Рима в VIII – I вв. до н. э. Римская империя. Кризис римского общества 9-5 Древнеримская цивилизация  Определять хронологические рамки значимых событий. Уметь раскрыть сущность античного рабства и его роли и развитии цивилизации Древнего Рима. § 8 Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Формирование научного мышления в древности. 10-6 Культурно-религиозное наследие античной цивилизации 
Развивать навыки поиска необходимой информации по одному или нескольким источникам.
Знать сущность концепции осевого времени. Уметь раскрывать важнейшие особенности мифологической картины мира, содержание мифов. § 9 Обобщить важнейшие периоды и события истории Древней Греции и Древнего Рима 11-7 Обобщение темы № 2 « От первобытности к цивилизации» Развивать навыки поиска необходимой информации по одному или нескольким источникам. работа с понятиями. 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА.  Причины и волны вторжения варварских племён на территорию Римской империи. Падение Рима. Раннесредневековые государства германских племён. 19 12-1 Европа в эпоху раннего Средневековья  Знать и понимать связь между нашествием варваров и падением империи. Уметь читать историческую карту. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, высказывания, суждения. § 10 Рождение, расцвет и упадок Арабского халифата. Возникновение ислама и основные положения мусульманского вероучения. Роль арабско-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества. 13-2 Рождение исламской цивилизации  Развивать навыки работы с картой и историческими источниками. Сравнивать предлагаемые исторические оценки, выявлять сходства и различия. § 11 Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность.
Место славян среди индоевропейцев. 14-3 Славяне в раннем Средневековье  Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. Находить необходимую информацию в одном или нескольких источниках § 12 Причины и этапы образования Древнерусского государства. «Повесть временных лет». Суть спора между норманистами. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси 15-4 Образование Древнерусского государства  Уметь показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений. § 13 Характер Древнерусского государства в IX – XI вв, суть лествичной системы передачи княжеской власти и её противоречия. 16-5 Расцвет Древней Руси  Составлять биографические справки, характеристики деятельности исторических личностей. Соотносить единичные исторические факты и общие явления. § 14 Главные итоги правления русских князей до правления Владимира. Походы на Византию. 17-6 Социально-экономическое развитие Древней Руси  Уметь рассказать об исторических событиях и их участниках. § 15 Дискуссии по проблеме причин раздробленности Древнерусского государства. 18-7 Политическая раздробленность Руси  Излагать собственное суждение о причинно-следственных связях исторических событий. Определять и объяснять своё отношение к данным подходам. § 16 Языческая культура. Контакты с культурами Запада и Востока. Причины выбора Русью православия. Последствия принятия христианства на Руси. История Русской православной церкви. 19-8 Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации  Работать с историческими источниками, уметь разделять культуру дохристианского периода и периода после принятия христианства. § 17 Крестовые походы. 20-9 Католический мир на подъеме  Уметь составлять логические таблицы. Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное. § 18 Влияние Византии на российскую цивилизацию .Значение Византии для мировой истории. 21-10  Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии  Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. § 19 Образование Монгольского государства. 22-11 Монгольское нашествие на Русь  Знать о сущности и проявлениях ордынского владычества на Руси. § 20 Сущность и проявление владычества на Руси. Православная церковь в период татаро-монгольского ига. 23-12 Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского  Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. Объяснять смысл важнейших исторических понятий. § 21 Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XVI вв. 24-13 Западная Европа в XIV – XV вв. Знать сущность и основные черты сеньориального строя, подходы к пониманию сущности феодализма. § 22 Сословно-корпоративный строй в европейском средневековом обществе. Этапы и особенности экономической, политической, социальной сфер средневекового европейского общества. 25-14 Европейская культура, наука и техника в Средние века  Уметь сравнивать исторические источники, выявлять их сходства и различия. § 23 Особенности и основные черты традиционного общества на Западе и Востоке. Особенности истории Китая, Индии, Японии в Средние века. 26-15 Мир за пределами Европы в Средние века  Знать об особенностях государственности Средних веков, формах и этапах её эволюции. § 24 Причины и предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. 27-16 Возвышение новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы. Определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.Работать с картой. § 25 Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. 28-17 Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского  Уметь раскрывать сущность исторического события. Знать ведущую роль политического фактора в формировании Российского государства и причины возвышения Москвы. § 26 Феодальная война. Зарождение национального самосознания на Руси 29-18 Междоусобная война на Руси  Знать причины противостояния и феодальной войны. Уметь оценивать итоги феодальной войны. § 27
30-19 Обобщение темы № 3 «Русь, Европа и Азия в средние века» Уметь объяснять причинно-следственные связи исторических событий, соотносить единичные и общие явления. Работа
с доку-ментом4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.) Понятие «Новое время». Запад и Восток в раннее новое время. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
12 31-1 На заре новой эпохи.  Знать последовательность возникновения исторических явлений. Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. § 28 Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. 31-2 Западная Европа: новый этап развития.  Уметь объяснять процессы развития государств. Знать последовательность возникновения исторических явлений.
Уметь характеризовать периоды в развитии исторических явлений. § 29 Религиозные войны и новая система международных отношений в Европе. Первая буржуазная революция в мире. 32-3 Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе .Знать причины религиозных войн. Знать основные революции изучаемого периода. Понимать современные научные подходы к вопросам о связях между модернизацией и революциями второй половины XVII-XIX вв.
Уметь выявлять причины революций. § 30 Образование единого государства – Россия. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. 33-4 Образование Русского централизованного государства.  Знать политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. § 31 Реформы Избранной рады. Южное направление. Ханства, Крым. Создание оборонительных укреплений. Западное направление. Ливонская война. Начало освоения Сибири. Миссия Ермака. Казаческая колонизация. 34-5 Правление Ивана IV Грозного  Уметь объяснять значимость преобразований, начатых Иваном Грозным, характеризовать реформы Избранной Рады. Знать и понимать прогрессивное значение присоединения к России народов Сибири и Поволжья. § 32 Быт и нравы Руси XIII-XV вв. Сергий Радонежский и развитие духа подвижничества.. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. 35-6 Культура и быт России в XIV – XVI вв.  Знать специфику развития культуры Руси данного периода. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. § 33 Сущность и причины Смуты
Кризис общества и государства в России. Первое ополчение. Второе ополчение. Избрание Михаила Романова. 36-7 Смутное время на Руси  Знать причины и роль интервенции. Развивать навыки работы с картой. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий..Уметь оценивать деятельность Д.Пожарского и К.Минина § 34 Возрождение самодержавия. Укрепление военной мощи страны и внешняя политика.
Восстановление хозяйства.

37-8 Россия при первых Романовых  Уметь оценивать положение России после Смуты. Знать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений.
Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. § 35 Развитие системы центрального приказного и местного воеводского управления. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. 38-9 Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Знать и понимать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений.
Уметь анализировать деятельность первых Романовых. § 36 Основные черты барщинного хозяйства. Рост товарного производства, объемов внутренней и внешней торговли. Начало складывания рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. 39-10 Россия накануне преобразований  Уметь составлять хронологические и синхронистические таблицы. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. § 37 Москва-центр русской культуры. Усиление светских элементов в русской культуре. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой». 40-11 Культура и быт России в XVII в.  Знать наиболее характерные явления культурного развития страны XV-XVII вв.
Уметь объяснять борьбу передовых тенденций против продолжавших господствовать тогда феодальных и церковных уставов. § 38 41-12 Обобщение темы № 4 « Россия и мир на рубеже нового времени» Уметь определять хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и процессов.
Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. Работа с поняти-ями5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕ-НИЯ ИНДУСТРИ-АЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗА-ЦИИ. Аграрная революция в Англии. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. 10 43-1 Промышленный переворот в Англии и его последствия  Знать сущность промышленного переворота, условия для развития индустриального общества.
Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия. § 39 Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. 44-2 Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм  Знать основные идеи просветителей, модели общества, предлагаемые ими. Углубить представления о гражданском обществе и правовом государстве.
Уметь объяснять влияние идеологии на развитие общества. § 40 Зарождение международного права. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. 45-3 Государства Азии в XVII—XVIII вв.  Знать понятия: традиционное общество, колония, метрополия, эксплуатация; этапы британского завоевания Индии.
Уметь указать особенности развития Китая, определить направления модернизации в Японии. Называть и показывать на карте страны - метрополии, страны-полуколонии, страны-колонии. § 41 Состояние сельского хозяйства, промышленности и торговли. Необходимость преобразований.
Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. 46-4 Россия при Петре I  Знать особенности развития России к концу XVII века.
Уметь объяснять причины и характер первых преобразований Петра
Знать причины Северной войны. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
Уметь оценивать реформы Петра I § 42 Петровский указ о престолонаследии. Воцарение Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II. 47-5 Россия в период дворцовых переворотов  Знать этапы дворцовых переворотов. Знать и понимать хронологические рамки и периоды наиболее значимых событий и явлений § 43 Россия во время правления Екатерины II. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Аристократия, гвардия и дворянство. Просвещенный абсолютизм. 48-6 Расцвет дворянской империи  Уметь оценивать правление Екатерины II. Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. § 44 Войны с Турцией. Разделы Польши. 49-7 Могучая внешнеполитическая поступь империи  Знать цели и направления внешней политики Екатерины II. Уметь оценивать итоги данной политики. § 45 Рост территории и населения. Факторы развития экономики. Промышленность. Сельское хозяйство. Торговля. 50-8 Экономика и население России во второй половине XVIII в.  Знать , какие внутриполитические события оказывали влияние на развитие экономики, характеризовать основные категории населения России. § 46 Образование и просвещение народа. Наука. Литература и искусство. Российский быт. 51-9 Культура и быт России XVIII в.  Знать наиболее характерные явления культурного развития страны 18 в. § 47 52-10 Обобщение темы № 5
« Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации» Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий Работа с доку-мента-ми6. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XIX В. Война за независимость в Северной Америке. Утверждение демократии в США. 18 53-1 Война за независимость в Северной Америке  Знать причины и итоги войны за независимость. Уметь оценивать значение данного события. § 48 Кризис абсолютизма. Великая французская революция. Конвент и якобинская диктатура. Директория. Режим Наполеона Бонапарта. 54-2 Великая французская революция и ее последствия для Европы  Знать причины революции во Франции ,её последствия. Уметь оценивать значение данного события. § 49 Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. 55-3 Европа и наполеоновские войны  Дать оценку наполеоновским завоеваниям. Знать принципы внешней политики европейских государств. Уметь соотносить единичные исторические факты и общие явления. § 50 Имперская внешняя политика
Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Особенности Отечественной войны 1812 года и заграничный поход русской армии. Венский конгресс. 56-4 Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 г.  Уметь излагать собственные суждения о причинно-следственных связях исторических событий. Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. § 51 Положение народа и армии. Военные поселения. Внутренняя политика. Северное и Южное тайные общества. Восстание декабристов. 57-5 Россия и Священный союз. Тайные общества  Знать, что явилось предпосылками движения декабристов. Уметь объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов. § 52 Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав. 58-6 Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг.  Уметь оценивать социальные последствия революций. § 53 Мировое развитие во второй половине XIX века. Время реформ и контрреформ 59-7 Европа: облик и противоречия промышленной эпохи  Уметь определять особенности и противоречия раннего индустриального общества
выявлять положительные и отрицательные черты индустриального общества. § 54 Гражданская война в США,
причины и основные события революций в странах Латинской Америки.
60-8 Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США  Знать понятия: революция, гражданская война.
Уметь указывать причины и последствия гражданской войны в США, выявлять факторы, которые определили победу в войне Севера.
§ 55 Традиционные общества Востока в условиях традиционной экспансии; Завершение колониального раздела мира. Самоизоляция Японии и начало ее модернизации.
61-9 Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока  Знать причины обострения Восточного вопроса. Уметь оценивать итоги расширения колоний.
§ 56 Преобразования в государственном управлении. Крестьянский вопрос..Капиталистическое предпринимательство. Крымская война 62-10 Россия при Николае I. Крымская война  Знать перемены в правлении Николая I. Знать дату, причины, характер Крымской войны. Уметь оценивать развитие хозяйства России. § 57 Воссоединение Италии и объединение Германии. 63-11 Воссоединение Италии и объединение Германии  Уметь оценивать последствия социальных революций. § 58 Отмена крепостного права. Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменения в сельском хозяйстве, промышленности и торговли. Народнический террор. 64-12 Россия в эпоху реформ Александра II  Знать основные положения крестьянской реформы. Знать особенности развития пореформенной России. Уметь оценивать результаты реформ. § 59 Внутренняя и внешняя политика. Государственно-социальная система. Промышленная модернизация. 65-13 Правление Александра III  Знать перемены в правлении Александра III. Уметь оценивать его правление. § 60 Либерализм. Консервативная идеология. Утопический социализм. Марксизм. Национализм. 66-14 Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века Знать общественно-политические течения.
Уметь оценивать развитие стран Европы в XIX в. § 61 Западники, славянофилы, революционные кружки, зарождение марксизма в России. 67-15 Власть и оппозиция в России середины – конца XIX века  Уметь излагать основные идеи общественных движений, давать оценку программе консерваторов.
Сравнивать взгляды западников и славянофилов,
объяснять основные положения русского социализма.
Давать оценку народническому движению. § 62 Формирование научной картины мира.
Особенности духовной жизни Нового времени ,основные достижения научной революции 18-19 вв. в.
68-16 Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Уметь характеризовать основные направления
художественной культуры (классицизм, барокко, рококо, романтизм). § 63 Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета.. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба 69-17 Золотой век русской культуры Знать наиболее характерные явления культурного развития страны в 19 в. § 64 70-18 Обобщение темы № 6
« Россия и мир в конце 17- 19 веке» Знать основные итоги развития стран к сер. 19 века,
уметь применить полученные знания для выполнения итогового теста.