Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
Работники дополнительного образования создают юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства.
Дополнительное образование, - составная часть непрерывного образования и естественный партнёр нашей школы, где на первый план ставится личность ребёнка, а не учебные программы в формальном виде.
Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагогов и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в каждом ребёнке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
В центре дополнительного образования создаются условия для оптимального развития одарённых детей, включая и тех детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся. А также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественных скачок в развитии их способностей.Занятость детей во внеурочное время - залог того, что ребенок будет отвлечен от пагубного влияния улицы. Развитие системы дополнительного образования и воспитания является существенным фактором профилактики безнадзорности, наркомании, алкоголизма, других видов асоциального поведения детей и подростков и несомненным помощником школы в работе с одарёнными детьми.
Обобщая сказанное можно сделать выводы. Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:
-представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;
-по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;
-во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль - дополнения;
-по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;
-в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;
-педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.
По отношению к общей системе образования дополнительное выступает подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает необходимыми качествами, целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, это целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, которая отличается открытостью и вариативностью.
В настоящее время система дополнительного образования находится в стадии развития, преодолевая сложности (недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная разработанность методического обеспечения и др). Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования, становление активной жизненной позиции.
Список использованных источников
ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)
Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2.
Воздвиженский С.Э., Рогаткин Д.В.Дополнительное образование детей: общественно-ориентированный вариант развития / С.Э. Воздвиженский, Д.В. Рогаткин. - Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 192 с.
Железнова, Л. Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова. - Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И. Н. Иваненко //Дополнительное образование, 2005. - № 9. - С. 21 - 23.
Иванова, Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 84-87.
Краснова, С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Бирск, 2004. - 191 с.
Медынский,Е. Н. Внешкольноеобразование, егозначение, организацияитехника / Е. Н. Медынский. - М. : Наука, 1918. - 322 с.
Новичков, В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича / В. Б. Новичков // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. - 207 с.
Пель, В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе / В. С. Пель // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.- М., 1999. - С. 50.
Поликашева, Н. В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования / Н. В. Поликашева. - 2011. - Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5-6 сентября 2010 года. - Пенза - Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. - 487 с.
Щербаков, А.В. Мониторинг в учреждениях дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования [Текст] //Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы Международной научной конференции, 23 апреля 2008 года / А.В. Щербаков, П.В. Осипов, Л.И. Патрушина. - Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2008. - С. 96 - 99.
Щетинская, А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие / А. И. Щетинская. - Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. - 100 с.