Занятие курса внеурочной деятельности Театр кукол: Жители кукольной страны — перчаточные куклы.
Название курса внеурочной деятельности, класс Авторский курс внеурочной деятельности «Театр кукол», 2 класс
Тема занятия Жители кукольной страны – перчаточные куклы
Цель изучения темы - Познакомить учащихся перчаточными куклами, научить создавать данные куклы, управлять ими.
- Способствовать развитию: умения анализировать и формулировать выводы при работе с индивидуальными карточками, видеофрагментами спектаклей; навыков выразительного чтения и пересказа при инсценировке отрывка; воображения и художественного вкуса при создании куклы.
- Создать условия для воспитания умения чувствовать красоту слова, умения испытывать наслаждение от произведений искусства на основе чтения сказок, их инсценировки, при просмотре театральных спектаклей.
Понятия, применяемы в процессе занятия Театр, ширма, кукла, актер-кукловод, зритель.
Тростевая кукла; планшетная кукла; марионетка.
Перчаточная кукла.
Планируемые результаты изучения темы
Предметные МетапредметныеЛичностные
Ученик получит
возможность научиться:
- различать театральные куклы по их внешнему виду и способу управления;
- создавать перчаточную куклу из фетра;
- управлять перчаточной куклой;
- инсценировать отрывки из известных сказок, используя перчаточные куклы; Регулятивные УУД:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- выступать устно и письменно о результатах своего наблюдения;
Познавательные УУД:
- работать с терминами;
- анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
- подводить под понятие;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Коммуникативные УУД:
- пересказывать текст по ролям;
- владеть разными видами речевой деятельности;
- уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника; - смыслообразование;
- первоначальные знания норм поведенческого и речевого этикета;
- овладение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя;
- контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности;
- осознание себя как части (члена) классного коллектива;
ФОПД: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: наглядный (просмотр видеофрагментов); словесный (опрос и беседа после просмотра видеофрагментов); практический (работа с индивидуальными карточками на этапе открытия нового знания; работа с технологическими картами при изготовлении куклы; инсценировка отрывка).
Литература:
- Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
- Сайт Смоленского областного театра кукол имени Д.Н. Светильникова. URL: http://www.teatr-kukolsm.ru/ (Дата обращения: 13.01.2015).
- Скитович Людмила. Перчаточная кукла: // Клуб Минчанка. 2013. URL http://minchanka.by/main_sections/vdokhnoveniya/413/ (Дата обращения 25.01.2015).
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности
(звук театрального звонка, на экране ширма).
Добрый день, ребята. Подумайте и скажите, куда мы сегодня попали? В театре кукол.
Почему вы так думаете? Есть ширма, куклы, актеры, зрители.
А в нашем городе есть Театр Кукол? Да.
Где он находится? На улице Гончарова.
А знаете ли вы, чье имя он носит? Народной артистки СССР Валентины Михайловны Леонтьевой
Все верно! Мы с вами вновь попали в удивительный мир: мир, где живут куклы. Нам уже доводилось бывать в этом мире и мы уже познакомились с некоторыми куклами. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (работа с видеофрагментами).
Посмотрите видеоролики спектаклей (Презентация – электронное приложение на диске). Подумайте и ответьте на вопрос: «Какой вид кукол использован в той или иной постановке?». Не забудьте аргументировать свой ответ. Просматривают видеоролики и делают вывод о виде куклы, доказывают свой ответ, называя основные приметы куклы. (Планшетные куклы – ходят по настилу сцены; тростевые куклы – управляются при помощи специальной палочки – трости; марионетки – управляются при помощи нитей).
Верно! Но наверняка вы заметили, что в сюжетах показаны не все театральные куклы. Послушайте стихотворение Валентина Берестова:
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
Как вы думаете, о каких куклах мы поговорим сегодня?
А как мы можем назвать наш урок? О куклах перчатках, о перчаточных куклах.
Жители кукольной страны: перчаточные куклы.
3. Постановка целей и задач учебной деятельности
Мы назвали тему нашего занятия, что нам необходимо сделать дальше? Наметить план работы, поставить цель.
Подумайте, что нам предстоит сделать на уроке? Необходимо:
- Познакомится с новым видом кукол;
- Сделать куклу самостоятельно;
- Научиться управлять куклой.
4. Открытие нового знания (работа в соответствии с намеченным планом).
4.1. Познакомимся с новым видом кукол.
Начнем со знакомства. Давайте подумаем, какие вопросы мы можем задать новому другу при первой встрече? Откуда ты родом? Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Есть ли у тебя братья и сестры? Кто твои родители? и т.д.
Посмотрите, некоторые вопросы я записала на доске. Возьмите голубые карточки (Приложение 1). Прочитайте информацию, записанную на карточке, и постарайтесь ответить на эти вопросы. Верные ответы подчеркните. Выполняют задание.
Вопросы:
1.Откуда родом самая первая перчаточная кукла?
2.Какое имя кукла получила на родине? А как ее назвали в России?
3.Сколько лет известны куклы-перчатки?
4.В каких странах можно встретить братьев куклы?
5.Как выглядела кукла, каким характером обладала? Ответы:
1.Италия.
2.Пульчинелла. Петрушка или Петр Петрович Уксусов.
3.С 16 века, 5 веков, около 500 лет.
4. Во Франции - Полишинель, в Германии – Касперле, В Чехии – Кашпарек.
5. Большеголовый с двумя горбами, с плохим характером.
Поменяйтесь карточками. Проверьте своего напарника, сравнивая его ответы с ответами, написанными на доске. Взаимопроверка: сверка с эталоном.
4.2. Физкультминутка.
Чтобы актер-кукловод не уставал, ему необходимо делать зарядку. Мы, как и профессиональные артисты, взбодримся и отправимся на прогулку.
Мы идем по дорожке, дышим глубоко и спокойно. Подошли к зданию – а это театр! Заходим внутрь и попадаем в гардероб.
В гардеробе необходимо снять верхнюю одежду и повести на самый высокий крючок. Теперь мы попадаем в зрительный зал.
Актеры не начинают представление, ждут наших… аплодисментов!
Теперь спокойно занимаем свои места и продолжаем. Ходьба на месте.
Потягивание вверх.
Хлопки.
Приседания.
4.3. Сделаем куклу самостоятельно.
Первый этап изучения темы пройден, давайте вспомним, что нам необходимо сделать дальше? Научиться делать куклу.
У каждой пары на столе лежит заготовка куклы, дополнительные части и технологические карты (Приложение 2). Давайте прочитаем этапы создания куклы перчатки. Чтение этапов.
Посовещайтесь в парах и приступайте к созданию кукла. Когда кукла будет готова – поднимите ее и покажите всем. Если у вас возникают вопросы - поднимайте руку, я подойду и помогу вам. Работа в парах.
Куклы готовы. Посмотрите, героев какой сказки нам удалось создать? Теремок.
4.4. Научимся управлять куклой.
Последний этап – управление куклой. Взгляните, каким образом должны располагаться пальцы внутри куклы. Потренируйтесь. Попробуйте, по очереди надевая куклу на руку, поприветствовать своего напарника. Пробуют в паре, некоторые приветствуют всех.
Скажите, ребята, а чего нам не хватает, чтобы наш театр стал настоящим? Ширмы.
Пригласим за ширму ребят, изготовивших куклу Мышку и куклу Лисичку. Поприветствуем актеров! Мышка: Лисичка-сестричка, далеко ли бывала, много ли видала?
Лисичка: Видала разное, слышала прекрасное! Узнала про предка нашего, который куклам-перчаткам известность принес!
Мышка: Здорово! Скажи скорее, как его зовут!
Лисичка: А ты послушай, тебе ребята расскажут!
Ребята, ответим на вопрос мышки? Петрушка.
Мы с вами попробовали оживить кукол, сделанных своими руками. Скажите, а покупные, готовые куклы можно оживить подобным образом? Да.
Ребята (пара, выбранная учителем), пройдите за ширму. А вы, зрители, посмотрите и послушайте, кто же решил прийти к нам в гости! Петрушка: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, Василина!
Василина: Привет, Петрушка! Где ты был сегодня?
Петрушка: В школе! Я подружился с ребятами, и она рассказали мне, что мои братья живут по всему свету: во Франции, Италии, Чехии…
Василина: А как же их зовут?
Петрушка: Ты, Василина, послушай, а ребята тебе расскажут!
Попробуем помочь петрушке! Кашперле, Пульчинелла, Панч, Петр Петрович Уксусов и т.д.
5. Закрепление нового знания.
Занятие подходит к концу. Посмотрим, удалось ли вам подружиться с Куклами-перчатками.
Задание: среди слов найди лишнее.
- Кашпарек, Петрушка, Марионетт.
- Нить, трость, рукоять, рука.
- Нос, горб, шрам.
- Марионетт (имя куклы-марионетки).
- Рука (управляем перчаточной куклой).
- Шрам (отсутствовал у Петра Петровича Уксусова).
6. Рефлексия учебной деятельности.
Заполните лист достижений (Приложение 3). Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое для вас является верным. Заполнение таблицы.
Приложение 1
Первые перчаточные куклы появились еще в глубокой древности, как на Востоке, так и на Западе. В начале 16 века в Италии придумали куклу-шута, которую назвали Пульчинеллой, что значит «петушок». Эта кукла так понравилась людям, что скоро во Франции появился Полишинель, в Германии – Касперле, В Чехии – Кашпарек, а в России – Петрушка или Петр Петрович Уксусов.
Большеголовый, с двумя горбами (спереди с сзади) Петрушка обладал писклявым голосом и очень плохим характером. Такая кукла была любимицей скоморохов, но позднее ее стали делать и для кукольных театров. Впоследствии «Петрушка» стало именем нарицательным и обозначало уже не столько героя, сколько любую куклу, надеваемую актером на руку – куклу-петрушку.
Кукла-перчатка – любимица детей. Можешь рассказать почему? Перчаточная кукла очень подвижна и связано это с тем, что туловищем куклы становится непосредственно рука актёра, на которую одевается перчатка-костюм с прикреплённой к ней кукольной головкой. Кроме того изготовить такую куклу очень просто: она состоит из твёрдой головы и прикрепленного к этой голове костюма.
-136624231511Технологическая карта по изготовлению перчаточной куклы «Мышка»
00Технологическая карта по изготовлению перчаточной куклы «Мышка»
10623559335135Отличная работа! Молодец!
Отличная работа! Молодец!
165655079860985. Приклей рот кукле. Постарайся сделать так, чтобы кукла выглядела весёлой.
005. Приклей рот кукле. Постарайся сделать так, чтобы кукла выглядела весёлой.
185194164345734. Аналогичным образом приклей носик куклы.
004. Аналогичным образом приклей носик куклы.
169245223714312. Определи место ушей, сними защитную пленку с заготовки и приклей.
002. Определи место ушей, сними защитную пленку с заготовки и приклей.
348022841800433. С заготовки глазок куклы сними защитную плёнку и приклей, определив место.
03. С заготовки глазок куклы сними защитную плёнку и приклей, определив место.
155321011582401. Расположи заготовку перед собой.
1. Расположи заготовку перед собой.
-56604794001125651716818201.
1.
49353821958266612622929577272.
2.
-778694015666109702949672803.
3.
17084014026299289393149672803.
3.
49725965950792612622968279784.
4.
-1363487636052109702986461455.
5.
Приложение 2
Приложение 3
Лист достижений
_________________________________________________
(Фамилия Имя)
Я знал… Я узнал…
…когда появились первые перчаточные куклы. …когда появились первые перчаточные куклы. …какие имена носят перчаточные куклы в разных странах. …какие имена носят перчаточные куклы в разных странах. …как выглядели и каким характером обладали первые куклы-перчатки. …как выглядели и каким характером обладали первые куклы-перчатки. …чем полезна и интересна перчаточная кукла для детей. …чем полезна и интересна перчаточная кукла для детей. …как самому сделать перчаточную куклу. …как самому сделать перчаточную куклу. …как управлять перчаточной куклой. …как управлять перчаточной куклой.