Открытый урок «Токарные работы по металлу. Режущий инструмент»

Тема урока: Токарные работы по металлу.
Режущий инструмент.
Цели урока:
Закрепить знания по устройству токарно-винторезного станка ТВ-6
Познакомить с основным режущим инструментом для обработки металла на токарно-винторезном станке.
Обучить приёмам закрепления заготовки в патрон и установке резца в резцедержателе.
Требовать соблюдения правила техники безопасности во время работы на станке.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Наглядность и оборудование.
Плакат «Общее устройство металлорежущих станков», учебник «Технология»-8 класс, карточки, м/проектор, экран.
Класс по механической обработке металла укомплектованный токарно-винторезным станком ТВ-6 Инструменты и материалы: основные резцы , штангенциркуль, пластины под резцы, ключи для закрепления заготовки в патроне и резца в резцедержателе, щетка. Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения:
1. словесный; 2. исследовательский; 3. демонстративный; 4. частично-поисковый; ХОД УРОКА: I. Организационный этап.
Приветствие учащихся и проверка посещаемости
Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
1.3.Назначение дежурных. 1.4. Вводный инструктаж. Сообщение темы урока (слайд 1).
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Запись в тетрадях темы урока).
2. Мотивация.
Беседа на повторение теоретических сведений: - Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). - Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему? 3. Актуализация знаний - Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ, выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки. II. Проверка домашнего задания.
2.1. Тестирование. Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.
2.2. Беседа.
Вопросы для учеников: 1. Назначение ТВ станка. 2. Назвать основные части ТВ станка на экране (слайд 3). III. Объяснение нового материала. Постановка учебной проблемы.
Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).
На экране демонстрируем четыре вида резцов. 1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной. (слайд 4). - Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются? Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.
- Демонстрация резца на экране «Элементы резца» (слайды7,14)
Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца». - тело резца служит для закрепления в резцедержателе; - головка непосредственно участвует в процессе резания. Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.
-главный задний угол
· (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки); - передний угол
· (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки); - угол заострения
· (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл; - угол резания
· (дельта) =
· +
·. Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».
Токарные резцы различают: - по направлению подачи - правые, левые; - по конструкции головки - прямые, отогнутые; - по способу изготовления - цельные, составные; - по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные. - по виду обработки; - проходные - для обработки уступов; - подрезные - для обработки торцов; - отрезные - для отрезания заготовок; - резьбовые - для нарезания резьбы. Демонстрация резцов в работе на слайдах(10-13)
1.Обработка наружной поверхности. 2. Подрезание торца. 3. Протачивание канавок. 4. Отрезание заготовок. 5. Растачивание отверстий.
III. Закрепление нового материала Учитель распределяет класс на две группы.
1 группа мальчиков Практическая работа № 1 «Установка резца по центру задней бабки»
Цель работы: Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы. Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.
2 группа мальчиков
Практическая работа № 2 «Отработка навыков управления станком»
Цель работы: Для учащихся: отработка навыков перемещения резца относительно обрабатываемой поверхности. Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.
На модели токарно-винторезного станка закреплён копир, относительно которого необходимо перемещать резец отклонение резца – сигнализируется загоранием лампочки.
Учитель делает целевые обходы. Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.
IV. Повторение и обобщение материала.
4.1. Решение заданий карточек-тестов
4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.
V. Задание на дом. - Составьте кроссворд по изученной теме.
VI. Итог урока.
- Теперь подведем итоги урока (беседа): - Какие навыки были закреплены на уроке?
- Знания каких предметов понадобились вам на уроке? - Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?
- Уборка рабочих мест.