«Воспитание патриотизма и гражданской идентичности учащихся с использованием информационных технологий.»
Учитель — непосредственный проводник знаний, умений, навыков направляющая сила развития подрастающего поколения, призванный научить и воспитать ребёнка социально адаптированного и социально ориентированного. Именно поэтому роль учителя истории, воспитывающего детей на ярких примерах мировой и отечественной истории особенно важна. Надо не только дать сумму необходимых знаний, но и научить рассуждать, делать сознательный, обдуманный выбор, руководствуясь не только личными интересами, но и интересами окружающих, близких людей.
Характерной чертой современного этапа общественного развития является кризис духовных ценностей. Массовая техногенная цивилизация обезличивает как формы социальной жизни, так и самого человека. Жизнь человека утрачивает подлинное духовное содержание. Он все более отрывается от почвы, как национальной, так и гражданской. Если прежде традиция осознания своей идентичности, национальной и гражданской принадлежности, «охраняла» человека, давала ему уверенность и надежду, то нестабильность современной жизни, изменчивость бытия рождает в нем чувство неуверенности, беспокойства и зачастую даже страха. В этих условиях осмысление духовного развития личности, ее самоопределения, поиска собственной идентичности, одной из главных форм которой является национальная и гражданская идентичность, анализ духовного развития как фактора формирования национальной и гражданской идентичности является актуальной теоретико-исследовательской и социально-практической задачей.
В эпоху социальных, экономических, политических перемен, происходящих в России за последние два десятилетия проблема воспитания патриотизма учащейся молодежи не утратила своей значимости, а только ещё более обострилась Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе и учащейся молодежи, является патриотизм. Патриотизм — это преданность Отечеству, чувство любви и гордости к своему народу, волнение, переживание за его успехи и горечи за победы и поражения стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования при защите Отечества . Любовь к Отечеству включает в себя чувственное состояние человека, его убеждения, взгляды, которые формируются принятыми моральными нормами социума. Патриотизм на уровне общественного сознания проявляется в национальной и государственной идее единства, неповторимости своего народа, традиций, морали, истории, культуры и любви к Родине. Выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. При этом острота проблемы заключается в том, что социальное и духовное состояние молодёжи, имеет нисходящую тенденцию и продолжает ухудшаться. В настоящее время над многими духовными ценностями общества нависла реальная угроза их утраты. Отчасти это объясняется тем, что, с одной стороны, продолжает снижаться уровень интеллектуального и культурного развития россиян, а с другой расширился круг нежелательных и опасных воздействий на их духовный мир. Социальное и политическое становление учащихся в условиях преобразования российского общества в России тесно связано с патриотическим воспитанием. Для проведения исследования был избран 6 класс МКОУ «Виноградненская СОШ имени Дедова Ф.И.» г. Диагностика по методике Степанова П. В.«Личностный рост школьников» позволила ближе узнать внутреннее состояние ребят, на какие ценности они ориентируются, какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе сложились у них на данный момент. Полученные данные обнаружили удовлетворительную тенденцию: у подростков достаточного понимание собственной принадлежности к великой нации, к великому народу, есть собственное ощущения граждан своего государства . Диагностика показала, что незначительное число обучающихся -5 %, не имеют четкого представления о патриотизме в обществе. Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что уровень гражданственности и патриотизма у подростков в целом удовлетворителен. Но все же необходим поиск средств решения проблемы патротизма и он привел к необходимости формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма на уроках обществоведческих дисциплин, что в современных условиях необходимо для компетентности и заинтересованности школьников. Одно из центральных мест в системе воспитания учащейся молодежи занимает государственно-патриотическое воспитание. Государственный патриотизм — это высокое чувство любви граждан страны к своей стране, а также глубокое осознание ими своего гражданского, профессионального и воинского долга перед своим государством . Основными характеристиками государственного патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. В рамках государственного патриотизма следует выделить направление гражданско-патриотического воспитания, целью которого является развитие у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Основным руководящим документом является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая определяет роль патриотического воспитания во всей системе воспитательной работы в стране. Следует отметить, что годы обучения в школе — это время, гражданского, нравственного и профессионального становления человека. Обществоведческие дисциплины выступают средством не только формирования знаний учащихся, но и духовного богатства личности. В силу своей специфики история, обществознание и уроки православной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как духовность, гражданственность и патриотизм. Деятельность учащихся на уроках обществоведческих дисциплин следует рассматривать как сложное нравственно-духовное явление, не сводимое только к учебной деятельности. Сущность процесса воспитания гражданской позиции личности в условиях социума учащихся требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии её реализации. Для становления духовно развитой личности учащихся в процессе занятий историей, обществознанием усилия педагога должны быть направлены: на общечеловеческие ценности (любовь к Родине, к своему народу); на национально-государственные ценности с опорой на национальные, традиции, сложившиеся на протяжении веков, способствующих объединению России, обеспечению безопасности народа и государства; на историческую роль развития знания прошлого своей страны, народа; на воспитание выполнения гражданских, профессиональных обязанностей, в содержание которых входит патриотическое воспитание; на использование личностных ценностей, патриотического долга служения Отечеству, народу, готовность выступить на защиту интересов России . Патриотическое воспитание — это целенаправленная деятельность по формированию духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему Отечеству, народу, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. В связи с этим необходима целенаправленная разработка научно- педагогических основ технологий патриотического воспитания в образовательном и воспитательном пространстве образовательных учреждений разного типа. Формы патриотического воспитания разнообразны и многочисленны, условно эти формы разделяет на три группы. Учебно-воспитательная работа, применяемая в ходе проведения учебных занятий. Культурно-досуговая работа (посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, экскурсионные поездки). Формы, связанные с участием в создании музеев и комнат боевой славы, уходе и сбережении мемориальных памятников, монументов на местах знаменательных событий и битв, приведением в порядок воинских захоронений и др. Патриотическое воспитание осуществляется также в ходе проведения бесед, исторических лекториев и чтений, вечеров встреч с героями боевых действий, просмотром и обсуждением кинофильмов, телепередач по военно-патриотической тематике, экскурсий по местам боевой и трудовой славы. Система патриотического воспитания должна тесно сотрудничать с общественными организациями, религиозными объединениями, клубами, деятельность которых направлена на содействие формированию личности гражданина и защитника Отечества. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Школа — обязательная ступень в жизни каждого человека и любого поколения, его пути к совершенству.