Технологическая карта урока обучения грамоте. Буква Г, г



Технологическая карта урока обучения грамоте в 1-в классе
по программе ПНШ
Учитель: Прокопенко Татьяна Анатольевна
Тема урока: Отличие звонких и глухих звуков по признаку твердости-мягкости [г’]-[г]. Буквы Г, г
Цель деятельности педагога: закрепить знания и умения детей различать звонкие звуки [г]-[г'] по признаку твердости-мягкости; развивать умение давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух.
Задачи урока:
Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов. Практически определять звонкость-глухость, твердость-мягкость изучаемых звуков.
Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. Воспитывать культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет;
смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в тексте «Дом Гнома» – проблема трудолюбия).
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение звуков по мягкости-твердости, обозначаемых изученной буквой.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: закрепление понятия «буква – знак для звука»; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен; между разным звучанием мягкого-твердого согласного.
Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации): работа с текстом: перечитывание текста с разными задачами; оценка смысла всего текста, поиск нужных строчек в тексте.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать результаты своей деятельности и одноклассников.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: выделение звуков в словах и определение мягкости-твердости, чтение слогов, слов, предложений; чтение и перечитывание текста и обсуждение нравственных проблем.
Оборудование: презентация, учебник, конверт с буквами (м, н, л, р, й, г, д, т, з, с), сигнальные карточки (зеленая, оранжевая, синяя)
Ход урока

Этапы работы
Формы работы
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой класса
Фронтальная
- Приветствие учащихся. Настрой на работу.
Мы умные, мы дружные.
Мы - внимательные, мы – старательные.
Мы в первом классе учимся –
Всё у нас получится!
-Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверьте, все ли у нас готово к уроку?
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

2. Актуализация опорных знаний
Парная
-Какие звуки мы изучили на прошлом уроке?
-Какой буквой обозначаются звуки [г’]-[г]?
-Сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам нужно выбрать букву, которая обозначает данные звуки, модели для их обозначения и по этим моделям дать характеристику звукам [г’]-[г]? Обсудите, кто будет представлять отчет о работе.
Учащиеся из конверта выбирают модели для звуков [г’]-[г] и букву, которая их обозначает. Обсуждают характеристики данных моделей.

3. Проверка работы в парах
Фронтальная
-Какие модели вы выбрали и почему?
-Что вы можете рассказать про звуки [г’]-[г]?
-Какая буква обозначает данные звуки?
-Как она называется?
Один учащийся из пары представляет отчет о проделанной работе.

4. Работа с презентацией
Индивидуальная, фронтальная
-Почитаем с изученными буквами слоги, слова.
-Назовите слова на картинке со звуками и определите, в каком слове звук мягкий, а в каком твердый.
Чтение слогов, слов, предложений с изученной буквой. Выделение и различие звуков по твердости-мягкости.

5. Определение целей урока
Фронтальная
-Откройте учебник на стр. 61-62. Рассмотрите страницы и определите, тему и цели нашего урока.
Дети открывают учебник, рассматривают страницы и определяют тему и цели урока.

6. Работа по теме урока
Индивидуальная, фронтальная
-Откройте учебник на стр.62 и прочитайте предложения с именами.
Задания: 1) прочитать мужские имена; если возможно, образовать краткие имена;
2) прочитать женские имена; если возможно, образовать краткие имена.
Читают предложение стр. 62.
Образуют краткие мужские и женские имена.

8. Игра «Узнай слово»
Фронтальная
-А сейчас откройте страницу 61. мы поработаем со словами на розовом фоне.
Задание: прочитайте слова на первой строчке. Чтобы узнать задуманное слово, посмотрите внимательно на схему. Вы можете мне задать не более двух вопросов (Рома).
Прочитайте третью строчку, посмотрите на модель слова. Вы можете мне задать не более трех вопросов (уголь).
Читают пары слов и определяют, что изменилось.

Отгадывают задуманные слова по моделям.

9. Работа с текстом «Два гнома»
Фронтальная, индивидуальная
Задания и вопросы до чтения текста.
Прием «снежного кома».
- Прочитайте предложения, записанные на листочках, найдите и пометьте их в тексте.
- Где стоит дом? Кто гостит у гнома? Как зовут друга?
-А теперь прочитаем весь текст.
Вопросы после чтения текста.
-Почему гному дорог его дом? Что есть в доме гнома? Кто и когда бывает в гостях у Трудяги? Чем занимаются друзья в свободное время? Как вы думаете, почему гномов так назвали? Скажите, какой значит гном, если ему дали такое имя? Как вы считаете, хорошо ли быть трудолюбивым?
Читают предложения на листочках, находят и помечают их в тексте.





Читает текст хорошо читающий ученик.


Отвечают на вопросы по тексту.

10. Работа со скороговоркой
Фронтальная, индивидуальная
-Кто желает быстро прочитать скороговорку?
-Кто запомнил скороговорку и сможет произнести ее быстро?
Читают скороговорку (нечитающие дети могут ее проговорить)

11. Итог урока. Оценивание
Фронтальная, индивидуальная
Отметьте с помощью сигнальных карточек, как вы поработали сегодня на уроке

(зелёная – мне было интересно, затруднений на уроке не было;
оранжевая – мне было интересно, но были трудности, но я справился;
синяя – мне было неинтересно и трудно на уроке.)
-Кто из одноклассников на уроке работал активно и помогал вам продвигаться в решении учебных задач?

Дети с помощью сигнальных карточек рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.










15