Технологическая карта урока обучения грамоте по теме Звуки [х], [х], буква Х
Технологическая карта урока обучения грамоте, 1 класс, УМК «Школа России».
Тема урока: Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х,х.
Тип урока: урок изучения новых знаний..Цель урока:- создание условий для:- овладения обучающимися знаниями о звуках [х], [х’], буквах Х.х;- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);- для формирования культуры поведения на уроке, воспитания уважительного отношения к хлебу и людям труда.
Формируемые универсальные учебные действияПредметные уменияУчебно-языковые умения:- давать характеристику согласных звуков;- безошибочно узнавать буквы Х,х среди других букв;- совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х, х;- проводить простейший звуко-буквенный анализ слова.Речевые умения:- правильно называть буквы русского алфавита;- объяснять лексическое значение слова;- прогнозировать содержание текста по заголовку.Личностные УУД:- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;- определять общие для всех правила поведения;- определять правила работы в парах;-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.
Познавательные УУД:- ориентироваться в учебнике;-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;- проводить анализ учебного материала;- проводить классификацию, указывая на основание классификации;- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;- уметь определять уровень усвоения учебного материала.Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других;- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель деятельности на уроке;- формулировать учебные задачи;- высказывать свое предположение на основе учебного материала;- отличать верно выполненное задание от неверного;- осуществлять самоконтроль;- совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1этап
Организацион-ный
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя
2 этап
Мотивационный
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
умение работать в парах.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
активизировать деятельность учащихся, создать ситуацию успеха.
Звенит, заливается школьный звонок, Слайд 2
Вас ждет интересный, полезный урок,
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно дается учение.
А теперь повторяйте за мной:
«Мы хороший дружный класс! щелчок
Всё получится у нас!»
Слайд 3
- Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам. щелчок
- Сегодня на уроке вы создадите свой цветок успеха: каждый этап урока вы будете оценивать по принципу «Светофора» и раскрашивать лепесток соответствующим цветом.
- А чтобы со всеми заданиями вы смогли справиться на отлично, выполним дыхательную гимнастику (слайд 4) и гимнастику для ума.
Активизирующий массаж. Экономный режим
Ушки, ушки, слышат все. Массаж ушных раковин
Просыпайся третий глаз. Круговые движения по часовой стрелке чуть выше переносицы.
Я дышу, дышу, дышу. Круговые движения по часовой стрелке в центре грудной клетки.
«Шапка для размышлений» - улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь. Уши двумя руками, начиная сверху, пальцами перебираем до мочки («делаем пельмени»). 3-7 раз.
Дети слушают учителя, включаются в активную работу.
Повторяют за учителем.
Раскрашивают первый лепесток цветка в соответствии со своим настроением
Выполняют движения за учителем
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося
Коммуникативные: умение согласованно работать в группе
3 этап
Актуализация знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
закрепить пройденный материал.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
повторить и закрепить изученный материал.
Звучит музыка “Спят усталые игрушки” Слайд 5
- Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи “Спокойной ночи, малыши”?
- Да просто мы идем в гости к герою этой передачиХрюше!
- Вы рады? щелчок
- Хрюша нас встречает хлебом - солью. Почему?
- Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе - и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!
- Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью? (Как дорогих и почетных гостей.)
- Хрюша принес с собой карточки с буквами. Как вы думаете, зачем? Но буквы решили с вами поиграть и спрятались за полосой. Слайд 6
Игра «Полубуковка»
- Постарайтесь их прочитать. щелчок
- Разделите эти буквы на две группы.
- Прочитаем гласные буквы. Читаем, как солдаты маршируют - отрывисто. А теперь как пары на балу танцуют – плавно.
- Читаем согласные радостно. А теперь задумчиво. Молодцы.
- Чем гласный звук отличается от согласного? Слайд 7
- Вспомним, какая буква была именинницей на прошлом уроке. Дайте характеристику звуку, который она обозначает.
Игра «Звуковая молчанка» Слайд 8
Учитель показывает букву (согласную), дети называют звуки, молча, с помощью жестов дают им характеристику.
Слайд 9
- Хрюша остался доволен тем, как вы поработали с буквами. А вы сами довольны собой. Оцените себя в соответствии с тем, насколько активно работали на данном этапе и как правильно справлялись с заданиями. Раскрасьте лепесток.
Фронтальная работа
Оценивают свою работу на этом этапе и раскрашивают лепесток
Личностные: самоопределе-ние к деятельности
Коммуникативные: умение согласованно работать в группе, ясно и точно строить высказывания
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Регулятивные: умение оценивать действия и суждения партнёра,
рефлексивная самооценка
4 этап.
Формулирова-ние темы и задач урока
5 этап «Открытие» детьми новых знаний
Цель: создать условия для частично-поискового метода; подвести учащихся к тому, что они узнают новые звуки [х], [х'], сами охарактеризуют звук, развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слова.
ФИЗМИНУТКА
Психогимнастика
Цель: Смена деятельности, снятие психоэмоциональ-ного напряжения
6 этап.
Первичное усвоение новых знаний.
7 этап.
Знакомство с новой буквой
Цель:
знакомить с буквами Х, х.
8 этап
Чтение слогов, слов, текста с новой буквой
Создание проблемной ситуации.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
проследить путь хлеба от зернышка к булке, развивать речь.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
Помочь детям осознать что путь хлеба от зернышка до булки трудный.
9 этап.
Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.
Слайд 10
- Подумайте, с какой целью Хрюша пришёл к вам на урок? Да, он пришёл познакомить вас с новым звуком и буквой. А как вы посоветуете ему это правильно сделать?
Итак, наш урок построим по схеме
Звук – буква – слог – слово - предложение
Экономный режим
- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мёрзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землёй.
В. Лунин Слайд 11
- Кто назовет тему урока? (Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.)
- Почему так решили. Назовите все слова, которые встречались на букву Х в стихотворении.
- Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
- Оцените свою работу и раскрасьте лепесток.
1. Знакомство со звуками [Х], [Х].
- Хрюша - очень смешной персонаж передачи. Послушайте о нем стихотворение. (Подготовленный ученик)
Хрюша сел на петуха,
Мы смеялись: «Ха-ха-ха!»
Сочинять он стал стихи,
Мы смеялись: «Хи-хи-хи!»
- Давайте выделим первый звук из слога ха. (Слайд)
- Произнесите его друг другу. Понаблюдайте за нашим речевым аппаратом: губки и зубки свободны; кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха; горлышко «молчит».
- Посовещайтесь, что о нем можете сказать, сделайте выводы:
- [X] - согласный (встречает во рту преграду, нельзя растянуть ниточку), твердый (“а” указывает на твердость согласного, нет улыбки), глухой (не чувствуем ударов в ладони)
- Обозначьте звук схемой.
- Давайте выделим первый звук из слога хи.
- Произнесите его друг другу, посовещайтесь, сто о нем можете сказать, сделайте выводы:
- [X'] - согласный (встречает во рту преграду, нельзя растянуть ниточку), мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка), глухой не чувствуем ударов в ладони)
Обозначьте звук схемой.
2. Составление парных согласных
- Ребята, объединитесь в пары и подумайте, какие пары можно образовать из этих шариков.
(Дети работают в парах.2 человека составляют пары у доски с обратной стороны) <Рисунок 1> Приложение
- Давайте проверим какие пары у вас получились.
- По какому признаку вы создавали пары? (парные согласные по звонкости – глухости звуки)
- Ребята, какому звуку пары не досталось?
- Попробуем подобрать ему пару.
- Какой вывод можем сделать? (звук х всегда глухой, у него нет звонкой пары)
- Оцените свою работу, раскрасьте следующий лепесток.
- Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
- Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук»:
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Произношение [Х], [Х] в словах. (Вывешиваются картинки)
- Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
- В каком месте слова слышится звук [х]?
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
- Какая картинка здесь лишняя? (УТКА – нет звука [Х], [Х], ХЛЕБ – неодушевленное – составление схемы, анализ слова)
- Оцените свою работу и раскрасьте следующий лепесток.
Знакомство с буквой Слайд 12
Показ буквы Х х
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой) и «Ха» - большой (заглавной).
ПОКАЖИТЕ место в АЛФАВИТЕ (слайд 13), на ленте букв.
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой.
- На что похожа буква Ха? (На ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик. Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук. Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.) Слайд 14
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка!
Х – на ножницы похожа
Но в работе, а не лёжа!
1. Упражнение «Пропой песенки». Слайд 15
Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].
ха, ху, хи, хо, хе,
ах, ух, их, ох, ех
2. Чтение слов с пометами, Азбука, стр. 39 Слайд 16, перейти на экономный режим
Упражнение «Эхо», чтение по цепочке
Хо-ро-шо пло-хо
Хлеб хле-ба
Хо-лод хо-ло-да
- Какую пару слов можно исключить? По какому признаку?
- Какой признак объединяет две другие пары?
- Оцените правильность выполненной вами работы (самооценка с помощью цвета: зеленый все выполнено верно; желтый допустили мало ошибок; красный допустили много ошибок) и раскрасьте лепесток.
- Ребята, мы с вами в гостях у передачи «Спокойной ночи, малыши». Сейчас утро и спать вас никто укладывать не будет, но по традиции – сказку вы услышите. А вы прослушайте сказку и подумайте, легко ли человеку дается хлеб. Проследите путь хлеба от зернышка к булке.
Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел и говорит:
- Ох и вкусно! А как его делают?
- Надо землю вспахать!
- И тогда можно есть?
- Нет, ее надо боронить.
- И можно есть?
- Нет еще! Надо удобрения положить, посеять. Подождать пока созреет хлеб. Потом скосить, обмолотить и на мельницу свезти. Смолоть в муку, потом испечь. Вот тогда и хлеб есть.
Волк говорит: «Ой, сколько хлопот и трудов! Нет уж, хоть и вкусен хлеб, но жил без него и дальше так проживу».
Так и живет волк без хлеба.
- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.
- А может человек прожить без хлеба?
- Как мы должны относиться к хлебу? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб)
- Почему так говорят: Бросил хлеб – обидел свет.
Вывод: Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!
- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
ХЛЕБ – растение (колосок пшеницы)
ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие.)
Родственные слова.
- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Небольшой хлеб ... (хлебец)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
- Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)
- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)
- Человек, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее значение.)
3. Чтение текста:
1. Подбор заголовка.
2. Работа по содержанию текста:
- Какое время года наступает?
- Почему дрожат осины?
- Где появился ледок?
- Какая работа ведется на полях?
- Перечислить какие машины вышли на поля.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.38.
- На что похож хлеб?
- Чем похож на солнышко?
- Почему он подается на рушнике? (Рушник - нарядное кухонное полотенце, расшитое народным орнаментом. Символизирует дорогу, которую проделал гость до места и божье благословение.)
Оцените свою работу на данном этапе урока.
Слайд 17-18
- Давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.
- Выполнили мы поставленные задачи?
- Что нового, главного вы узнали?
- Чему научились?
- Какое задание вам показалось наиболее трудным?
- Понравилось вам в гостях у Хрюши?
- Покажите какое у вас сейчас настроение (можно раскрасить серединку у цветка). Слайд 19
Слайд 20
- Хрюше тоже очень понравилось с вами общаться. И он не прощается, а говорит «До новых встреч!»
- Подарите Хрюше свой цветочек! (Вывод – по цвету цветков)
- Мне сегодня тоже было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок!
Высказывают свои предположения, составляют план работы
Попытки назвать тему и задачи урока
Оценивают свою работу на этом этапе и раскрашивают лепесток
Работая в парах, произносят новый звук и дают ему характеристику. Используя условные обозначения, создают модель звука (схема).
Работа в парах
Оценивают свою работу на этом этапе и раскрашивают лепесток
Выполняют движения.
Если слышат звук, хлопок в ладоши, если не слышат – сидят тихо.
Слушают загадки и отгадывают их.
Оценивают свою работу на этом этапе и раскрашивают лепесток
Оценивают свою работу на этом этапе и раскрашивают лепесток
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают, доказывают свою точку зрения, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке (повторяют все этапы пути производства хлеба).
Активизация словаря.
Сначала текст прочитывают, выполняя жужжащее чтение, «Молния», затем читают хорошо читающие ученики.
Читают текст, отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу на этом этапе и раскрашивают лепесток
Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных)
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей
Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Регулятивные: умение удерживать учебную задачу, оценивать свои возможности
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, моделирование
Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей
Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму
Коммуникативные: хоровое произношение
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации,
Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму
Личностные:
- самопроверка; сотрудничество
Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей; (логические): подведение под понятие.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество;
взаимодействие.
Познавательные УУД (логические):
анализ объектов с целью
выделения в них существенных признаков.
Личностные УУД:
эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.
Регулятивные: умение удерживать учебную задачу, оценивать свои возможности
Личностные: наличие мотивации к работе на результат
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Коммуникативные: умение ясно и точно строить высказывания
Регулятивные: умение оценивать и корректировать свои достижения
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.